Каждый верующий человек, да и не только верующий, знает об одном пожелании, которым делятся друг с другом люди: чтобы количество твоих падений всегда было меньше количества вставаний. На практике это сделать довольно сложно – тем более, что преставление о преодолении падений очень разное.
Скажу вещь для светского мира парадоксальную – наркоман, алкоголик зачастую имеет больше шансов к тому, чтобы обрести светлую жизнь, чем люди, не имеющие явных грехов. Мерзость пьянства, пустыня наркозависимости, конечно, высасывает всё живое из жертвы. Но при этом страсть во всей её наглой кровожадности становится явной. А если враг становится видимым, то борьба с ним обретает конкретные очертания.
Однако такая ясность только тогда становится преимуществом, когда человек имеет действительное, а не декларируемое желание побороть в себе страсть. Действительность этого желания не только в том, что оно в принципе есть, но и в том, чтобы оно не превратилось в фантастические представления (читай – заблуждения) о такой борьбе.
Одно из самых распространенных из них – о быстрой и безоговорочной победе над страстью. Этакий блицкриг, спурт, марш меня любимого как «победителя зла», звуков которого «по определению» трепещет вся тёмная сила! Через такую фантазию, напрямую связанную со страстной нетерпеливостью к получению кайфа, пришлось пройти многим моим знакомым. И единицы из них смогли не сорваться обратно в пьянку или седение на игле…
Один из них, Н., говорил мне: «Почему же, если я честно захотел бросить пить, посещаю храм, алкогольная тяга даёт о себе знать время от времени? Да так, что нет сил удержаться! Богу несправедлив ко мне!». Сей праведный гнев был не более чем инфантильным капризом. А как по другому назвать то, когда человек сваливает ответственность за свой свободный выбор на Бога? Ведь только мы сами, наша свободная воля, дарованная Богом, можем повернуть «стрелку», определяющую маршрут поезда нашей жизни.
Как бывший алкоголик могу свидетельствовать, что выбор присутствует всегда, и выбирать между полезным и вредным имеет возможность каждый. Уж тем более тот, кто ходит в храм, участвует в таинствах – исповедуется, причащается: в этом случае сознание наше не обречено на помутнение. Но почему же люди, которые вроде бы исполняют всё то, что описано выше, всё равно срываются в отлепившееся вроде бы пристрастие?
Привычка! Её силу мало кто оценивает по достоинству. Чаще всего нам представляется, что стоит «немного сосредоточиться» и она уйдёт сама собой. В этом – «корневая» ошибка большинства людей, решивших «завязать». Из-за неё практически всегда они проскакивают те моменты, когда надо остановиться для того, чтобы хотя бы успеть про себя крикнуть «Господи, помилуй!». А уж о шансе на анализ нюансов своего поведения человек, заросший в страстной привычке, может надеяться только тогда, когда просит помощи Божией. Своими силами остановить локомотив привычки, который усердно толкают лукавые силы, практически невозможно.
Мимо чего мы проносимся вместе с «ветерком» такого локомотива? Например, мимо небольшой зависти к коллеге по работе, получающему большую зарплату, или мимо внутреннего расслабления, связанного с вкрадчивым ощущением своей «правильности» или успешности, или мимо нарастающего раздражения на ближних и не очень людей за то, что они «достали уже», или мимо лёгкой меланхолии, стремительно перерастающей в депрессию… Каждый из этих примеров – звоночек о том, что срыв уже рядом, надо просить помощи! Причём не только у Бога, но и у близких – друзей, родственников. Но как правило человек в такие моменты себя сознательно изолирует – «да о чём просить-то», «сам справлюсь – не дурак!», «неудобно беспокоить по пустякам», «всё нормально, само рассосётся» и пр.
Далее происходи падение, каждое из которых – болезненнее предыдущих. Потому что игнорировать то, что опять загуляв, ты, по сути, предал свои самые светлые ожидания, уже невозможно – ожидания-то эти ты держал в руках, они, казалось, уже были твоим непреходящим достоянием. И вдруг – опять сумерки жизни!..
В такие моменты очень легко обидеться. Не на себя, конечно – на близких, на окружающих, на страну, на власти, на Бога, в конце концов, как это, например, сделал упомянутый уже мой знакомый Н. Такую обиду некоторые выдают за «защитную реакцию» – чтобы человек, мол, не падал духом. Но что это за дух такой, который готов обвинять всех, кроме себя? Скорее это не защита, а нападение на здравый смысл, причём довольно агрессивное нападение.
Очевидно, что такая реакция – одна из форм оправдания своего греха. С точки зрения потребительской психологии, которая страшнее, чем быть лузером, ничего не мыслит, это единственно возможный выход. Но христианская практика ясно показывает: оправдание – путь к тому, чтобы завязнуть дальше. Если у вас в доме случился пожар, причём по вашей же вине, то можно сколь угодно ругаться на пожарных, которые «приехали поздно» или «не так» тушили огонь – беда от этого меньше не станет. А скорее только расширить свои владения – весьма велика вероятность, что человек, не делающий вывод в такой ситуации, спалит свой дом и во второй раз.
Гораздо эффективнее признать ошибку, то есть признать свой огрех. И провести работу над её устранением. Как-то раз услышал от священника по поводу одного своего давнего и часто повторяющегося греха: «Этими падениями Господь тебя пинками в рай гонит!». Я сразу не понял, как это воспринимать. Но потом пришла в голову простая мысль: без падений невозможно научиться ходить. И если ноги слабые, то падения частые. Значит, после каждого надо идти к Тому, Кто уврачует тебя как духовного инвалида. Именно в него превращает человека страстная привычка.
Есть и ещё один нюанс. Каждое падение пробивает – кирпичик за кирпичиком
— стену равнодушия к собственной греховности. Все мы думаем о себе лучше, чем есть на самом деле – в этом корень 90 процентов всех человеческих бед, как считают психологи. Так не разумнее ли после палений, срывов не оправдываться, а поблагодарить Бога за напоминание о своих слабых местах, работе над которыми мы без падений не уделяли бы должного внимания?
Слава Богу за всё!