Рождение новой жизни – одна из самых больших земных радостей. Будь то рождение ребёнка, или рождение общего дела. Тайна того, как это происходит, вряд ли может быть до конца нами познана. Но прикоснуться к ней, воочию видеть, как, казалось бы, совершенно разные люди «рождаются заново», объединяясь единым стремлением, каждому из нас возможно.
В первых числах февраля прошло второе собрание новообразованного семейного клуба трезвости в Свиблово. Об открытии этого клуба писали как на церковных сайтах (Сергиевское благочиние), так и в больших светских изданиях (Известия). Но за внешним — краткими сообщениями, официальными данными – не увидишь того, что происходит внутри таких сообществ. А это, как оказалось, достойно отдельного внимания.
Вроде формат таких встреч был таким же как и в других семейных клубах, действующих на приходах московских храмов Всех святых на Соколе, Девяти мученников Кизических, Рождества Христова в Митино, Святителя Тихона в Люблино. Всё как всегда: стол, чашки с чаем, скромные печенья, молитва перед началом беседы. Ведущий напоминает простые правила, на которых строится разговор: внимательно слушать собеседника, не перебивать, не давать советов, а делится личным опытом, не навязывая его.
На этот раз участников беседы собралось довольно много – шестнадцать человек. Правда, шестеро из них – участники с других семейных клубов трезвости, которые приехали поддержать новую трезвенническую общину. Это означает, что остальные пришли в клуб с открытой душевной раной, со своей болью. С тем, чтобы попробовать поделиться острой, животрепещущей проблемой – своей или своего близкого человека.
Поначалу может показаться, что доверительного разговора сегодня не получится – разве можно вот так «сходу» перед чужими людьми озвучивать такие сокровенные и неприятные личные проблемы, как алко- или наркозависимость? Поэтому на призыв ведущего к «новеньким» «кто хочет начать?» повисает неловкая пауза. В такие моменты особенно чувствуешь, как важно наличие на первых порах «стареньких» общинников: они берут инициативу и рассказывают о том, как и почему решились придти в общину, и как изменилась их жизнь с этого момента. Перед глазами новых участников семейных клубов трезвости проходят откровенные истории тех, кого алкоголизм, казалось бы, не должен был «упустить». Один из них, когда после тринадцати лет пьянства протрезвел и вернулся в Церковь, стал отцом трёх чудесных дочек. Другой, которого пьянка буквально сводила в могилу, недавно стал счастливым молодожёном – его супруга сидит тут же, рядом с ним и скромно улыбается.
Всё это похоже на чудо. Наверное, так оно и есть, если учесть, что на этих людях даже самые близкие родственники несколько лет назад ставили крест. Видя их, слушая их истории, потихоньку начинают «оттаивать» и те, кто пока боялся начать разговор про себя и близких.
«Лёд» разобщённости окончательно ломается, когда в разговор вступает молодая девушка, рассказывающая о проблеме своего брата. На встречу вместе с ней пришла её младшая сестра и супруга страждущего. Все они ищут помощи в том, как строить взаимоотношения с молодым человеком, употребляющим наркотики. Завязывается диалог, и все отчетливее чувствуется, как исчезает преграда, мешавшая в самом начале общению. Незаметно, но всё более ощутимо устанавливается атмосфера доверия, где не осуждают чужих проступков, не вешают ярлыков, не читают нотаций. Здесь каждый, и опытный и новичок, обладает своим «багажом», здесь принимают людей такими, какие они есть, искренне им сопереживают, совместно ищут пути преодоления сложностей. И всё это — залог открытого искреннего общения.
Искренность эта побуждает и сидящую рядом пожилую пару начать рассказ о себе. Перед нами брат с сестрой. Брат, мужчина лет шестидесяти, намерен бросить пить, тяготит его эта страстная привычка. Но так много времени прошло, так тяжело ему начинать в преклонном возрасте всё с нуля, да никто не верит из близких, что у него получится. Хотя он ответственный работник, работал в космической отрасли. Не обделён и творческими дарованиями. Но родные не готовы поддержать – им тяжело довериться после многократно обманутых надежд. И сидящие за столом, страждущие каждый по-своему, стараются здесь и сейчас дать пусть маленькую, но тёплую искорку этой поддержки. И это получается – мужчина уходит явно воодушевлённым.
В таких беседах, сначала спотыкающихся, а потом оживленных, почти семейных диалогах пролетает незаметно два часа. И те, кто напряженно хмурился вначале, начинает понемногу улыбаться, не скрывая проблеск надежды в глазах и намерения прийти через неделю, чтобы продолжить казавшийся таким трудным, и оказавшийся таким нужным разговор.
В конце беседы к участникам присоединяется протоиерей Сергий Киселёв, настоятель храма Живоначальной Троицы в Свиблово, он приглашает закончить вечер молитвой перед образом Спасителя с частицей шипа от тернового венца, который сейчас находится в храме. Все с удовольствием идут в храм, читают там совместную молитву перед чудесной святыней, и также вместе прикладываются к удивительному образу Божьей Матери «Козельщанская», который совсем недавно отреставрировали. Икона необычная: издалека кажется, что глаза Богородицы закрыты, а при приближении – что ресницы Ее немного приоткрываются и взгляд меняется так, будто она смотрит на подошедшего к ней. Дух захватывает от такой явленной нам милости! И ещё более укрепляется надежда, что путь трезвости для всех, кто пришел сегодня, существует и, перед взглядом Пречистой, пройти его нам по силам.
Из храма все выходят ещё более радостные, и разговор рассыпается на искорки диалогов, вдохновленных свежими впечатлениями. Они, наверняка, еще некоторое время будут освещать и дома общинников – где-нибудь в тихой гостиной или за ужином на кухне. В дверях храма ко мне подошла уже знакомая по клубу трезвости сестра тяготящегося своим пьянством брата: «А можно я что-нибудь на следующую встречу вкусненькое испеку?» В этом простом для наших мам-бабушек вопросе таилось столько теплоты, столько заботы и любви, что я окончательно поняла – новому клубу быть!
А, точнее, он уже есть. Ведь такие общины рождаются тогда, когда мы выходим за пределы себя и хотим что-то сделать для другого человека, для общего дела. Пусть эта жертва поначалу мала, пусть она приносится неумело, но — с любовью. А Господь и намерения целует, если мы в нем тверды и делаем то, что дОлжно.
Помоги нам всем Господь!
P.S.: До метро нас довозил прихожанин из соседнего храма, который также присутствовал на встрече. Милостью Божию этот человек исцелился от наркомании, и его благословили учиться, чтобы в будущем и на своем приходе создать общину трезвости. Слава Богу за все!
Ирина Микурова