29 декабря в храме преподобной Евфросинии Московской состоялась долгожданная лекция с основателем и руководителем «Православных семейных клубов трезвости» протоиереем Алексием Бабуриным. Тема лекции была посвящена «Трезвенному опьянению, как антиподу пьянства».
Согласно Православному вероучению, смысл жизни православного христианина заключается в жизни со Христом, устремляющейся в вечность, и в сопутствующему этому пути достижению богоподобия. Однако такое осмысление можно найти не только в христианстве, но и в античной философии. Так, например, Аристотель, выводит, что «конечной целью человека, а значит, и человеческого общества в целом, является достижение жизни, подобной Богу», т.е. преображение как личности, так и социальной среды связано с духовно-нравственным совершенствованием. В этом контексте поднимается проблема различия мистического и религиозного опыта. Американский философ и психолог Уильям Джеймс, комментируя эту проблему говорит о том, что в мистических состояниях люди в меру своих сил могут соприкоснуться с областью таинственного, но только в религиозных – происходит слияние с Божеством. Что касается алкогольного опьянения, то Уильям Джеймс связывал это состояние с возбуждением мистических чувств человеческой природы, но такое опьянение лишь на мгновение дает человеку ощутить проблеск высшего бытия, неизбежно оплачивая его самыми низменными проявлениями.
Однако, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «Можно и не пивши вина быть пьяным, равно можно пить вино и быть трезвым». Как это может произойти? Только в состоянии «трезвенного опьянения».
Впервые оксюморон «трезвенное опьянение» использовал в своем трактате «О бегстве и обретении» Филон Александрийский, говоря о мудрости, ниспосланной с Небес, которой можно упиться, оставаясь в трезвом уме.
Понимание «трезвенного опьянения» не остается исключительно за Филоном, но находит свое продолжение в святоотеческих творениях. Так, например, о «трезвенном опьянении» говорит Киприан Карфагенский, который в письме к Цецилию писал: «Чаша Господня так упоевает пиющих от нея, что делает их еще трезвее»; Амвросий Медиоланский, который в гимне «Сияние Славы Отчей», воспевает, что «Христос наша еда, и питье наша вера, напиток радости, трезвого опьянения Дух»; В Четвертом слове преподобного Макария (возм. Симеона Месопотамского), говорится об опьянении Божественной любви»; Преподобный Исаак Сирин, говорит о том, что если человек с пониманием будет творить Иисусову молитву, то он будет объят опьянением. Об этом говорили также Дидим Александрийский, Евсевий Памфил, Иоанн Златоуст, Никодим Святогорец, Симеон, Новый Богослов и другие. «Трезвое опьянение» было врожденным свойством человека, которое стремилось к любви Божией и Богообщению, но к великому сожалению, человек исказил свойство, сделав опьянение греховным и страстным, приводящим к погибели души. До сих пор этот выбор стоит человек перед человеком, но Господь продолжает взывать к человеку: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30: 19-20), и предлагает ему Свои Тело и Кровь, избавляющие от семени тли и питающие в блаженную вечную жизнь.
Таким образом, по словам отца Алексия Бабурина: «Святые Отцы показывают нам, что покаяние, мольба о спасении, молитвенное делание, постижение Слова Божьего, вкушение таинственной Снеди, Тела и Крови Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и пребывания в Нем, приводят к всеобъемлющей радости, уподобляемой подвижниками благочестия духовному, разумному, трезвому опьянению и, наконец, к вожделенному обожению».
Сравнивая два вида опьянения, можно прийти к выводу, что оба этих вида вызывают эйфорию, помогают отвлечься от житейских попечений, дают ощущение преодоления собственных границ. Однако, разница, по словам отца Алексия, состоит в том, «что опьянение от пристрастий приводит к потери самоконтроля, помрачению ума, неадекватности восприятия, потери памяти, расстройству здоровья и личности, порабощает, нарушает межличностные отношения, вызывает беспокойство, чувство стыда, греховности и вины, а духовное опьянение, наоборот, просветляет ум, делает человека трезвым, целомудренным, благонадежным, ответственным, освобождает от печали и чувства вины, животворит, помогает ему превзойти самого себя, укрепляет в вере, одухотворяет, вселяет надежду на спасение, оставляет неизгладимые благодатные ощущения отрады и утешения.»
Именно поэтому, следует упиваться трезвенным упоением, а от хмельного воздерживаться.
В конце своего выступления отец Алексий ответил на вопросы присутствующих. В завершение встречи, настоятель храма иеромонах Клавдиан, вместе с клириками поблагодарили протоиерея Алексия Бабурина за раскрытие столь важной для духовной жизни темы.
По реакции аудитории можно с уверенностью заявить, что эта встреча нашла отклик в их сердцах.
Диакон Николай Устинов