О причинах алкогольной зависимости, о мифах, сложившихся в обществе в отношении клубов трезвости, о страхах и победах своих подопечных Антон Сенько рассказывает в интервью нашей газете.
– 23 тысячи заявок было подано на конкурс в этом году. Вы один из 1000 человек, чьи имена были опубликованы в списке победителей, обошли минимум 22 тысячи… Событие, безусловно, радостное. Как отметили: рюмочкой кагора или всётаки чаем?
– Чашкой хорошего чая с чем-то вкусным – это несомненно. Почему чая? Потому что радость от трезвого образа жизни сама по себе настолько хороша, что для неё не нужно никакого искусственного опьянения. Ведь в чём отличие трезвости от антиалкогольной пропаганды? Трезвость – это не воздержание от выпивки, а нормальная, естественная жизнь человека, где и радость, и трудность, и стрессы встречаются, но при этом он смотрит на всё происходящее трезво, и все решения принимает осознанно. При этом мы понимаем, что где-то выпадаем из многих традиций и мифов, что сложились в обществе: «боевые 100 грамм», «только рюмка водки на столе» и даже бокал с шам-панским на новогоднем столе – это не про нас. Часто в беседах я спрашиваю, а знаете ли вы, друзья, какая возрастная категория людей вообще не употребляет никогда алкоголь? А если это случится, все признают, что для этой категории это ненормально. Это дети. И вот это состояние – детскость, непосредственность, жизнелюбие, интерес к жизни – это тоже плоды трезвости. Этим и занимается семейный клуб – тем, что создаёт среду, где общение идёт естественным образом: уважительное отношение к каждому присутствующему человеку, это вникание в его трудности и радости, это попытка поддержать.
– По какой причине человек начинает пить?
– Нельзя однозначно сказать. Самая частая причина – отсутствие взаимопонимания с теми, кто рядом: родителями, членами коллектива. И ещё отсутствие права на ошибку, завышенная система требований, когда человек постоянно держится в напряжении: что про него скажут, что подумают. И это накопленное напряжение способно нанести глубокую рану душе, а когда больно очень, понятно, мы применяем наркоз. Но на самом деле это иллюзия, потому что боль-то никуда не уходит, проблема не решается, источник боли после выпитого не исчезает. Протрезвев, надо жить в этой же атмосфере, с этими же людь-
ми, в этих же отношениях. Беседы в семейном клубе дают возможность по-другому оценить самого себя, отношения с близкими, строить другие модели поведения.
– Кого на занятиях больше – мужчин или женщин? Что люди от вас хотят и что получают?
– Женщин больше. Нетрезвому человеку в принципе сложно отказаться от выпивки. Он убеждает себя: я в следующем месяце завяжу, весной, летом. Чаще приходят не столько те, кто сами выпивают, сколько их родственники – так называемые созависимые люди: жёны, мамы, сёстры, дети уже взрослые, и тоже учатся жить трезво, ведь что испытывает пьющий человек, они тоже испытывают. Приходя, многие спрашивают, как спасти, думают, что можно что-то волшебное дать, посоветовать, чтоб пить перестал. Но нет. Это так не работает. Нужно трудиться. И как это сделать, мы обсуждаем. Всё идёт по определённому алгоритму, направлению, правилам. И сама атмосфера, и регулярность бесед являются тем терапевтическим фактором, который со временем проявляется.
– Алкоголизм – это предрасположенность генетическая, или алкоголиком человек делает себя сам?
– Наш семейный клуб – это целое движение. И руководитель, и организаторы имеют медицинское образование в области наркологии и психиатрии и являются действующими научными сотрудниками центра
психического здоровья на Каширке (протоирей Алексей Бабурин, Андрей Магай). Есть у нас и психологи высокой квалификации – Екатерина Соборникова, Елена Иконникова. Так вот они рассказывают, что, конечно, есть предрасположенность, и у того, кто из нетрезвой семьи, шансов начать пить больше. Но важно и то, как он своей жизнью распорядится. Можно же сопротивляться. И если человек попадёт в среду, где живут трезво, это будет очень мощное подспорье, чтобы не повторить путь своей нетрезвой семьи. Наследственность отрицать нельзя. Но выбор – выпивать ему (курить, употреблять наркотики) – человек делает сам.
– Традиционный для победителей конкурса вопрос: на что будут направлены премиальные средства?
– В принципе для работы клуба нам надо не очень много средств, потому что ЦКиД «Факел» нам предоставляет помещение. Елена Леонидовна с самого начала поддержала эту инициативу, и мы благодаря ей имеем возможность собираться еженедельно практически круглый год. Некоторые средства нам нужны для организации чаепитий, но большая часть, думаю, пойдёт на образование: его сейчас получаю и я сам (психолог-психотерапевт), и наши ведущие. Кроме того, всегда нужны книги, учебные материалы (видеолекции, вебинары), а иногда это контент платный.