Бывает, нам задают вопрос: разводиться или нет с пьющим мужем. Конечно, это вопрос к Вашему духовнику, к священнику. Мы можем рассуждать лишь о возможных последствиях того или иного действия или бездействия, опираясь на опыт наших семейных клубов трезвости. Случаи бывали разные, по-разному развивались, и разные меры приводили к тому или иному результату. Но есть и некоторые закономерности, общие черты.
Наиболее очевидным, является тот факт, что браки совершаются на небесах, а уж тем более венчанные браки, и рушить их крайне нежелательно. В конце концов, мы давали обет друг другу быть вместе, терпеть друг друга до гроба. Ведь подлинной целью совместной жизни является не получение удовольствия друг от друга, а, напротив, уязвление друг друга. Этим взаимным притеснением мы вырабатываем в себе смирение, терпение и прощение и исцеляем несовершенства, слабости и болевые точки, поддающиеся уязвлению. То есть, если, человек самолюбив, и его самолюбие постоянно задевается суженным, то, коль для него любовь и семья важны, он вынужден все время терпеть и смиряться. Если человек любит поспать, полениться, а его супруге нужна помощь в уходе за детьми или по дому, то он заставляет себя скрепя зубами «вставать с печи» и идти помогать, если он действительно любит. Аналогично с гневом, гордыней, когда человек, сдерживая себя, борясь со своими немощами, совершенствуется, становится лучше.
Иными словами, несение креста совместной жизни приводит ко спасению. Действительно, какую ношу приходится нести одному из супругов, если другого вдруг разбивает паралич или тяжелая болезнь. Какие страдания претерпевает один из них, если жизнь приковывает его к постели больного любимого. Приходится забыть про себя и посвятить все силы, все время, внимание и средства тому, кто дороже всего. Это страдание, это самоотречение является спасительным для того, кто ухаживает за супругом.
Если человек болен алкоголизмом, наркоманией или игроманией, то также негоже его бросать при первой буре, бросать в трудную минуту. Вот только вышеупомянутые средства «ухода за больным» здесь категорически не подходят. Именно потому, что человек не является больным в обычном понимании этого слова. И сама болезнь будет лишь прогрессировать, если применять традиционные методы, исключительно заботу и ласку.
Нередко приходится слышат: «Мой муж алкоголик, это мой крест, и я его буду нести до конца дней своих». Простите, а с чего Вы взяли, что это крест в спасительном понимании этого слова. Что именно является крестом? То, что Вы потакаете болезни, принимаете за должное все пьяные «художества» Вашего мужа, опохмеляете его, убираете за ним, прикрываете на работе, когда врете, что он заболел и не может выйти сегодня? Или помогаете разбираться с последствиями пьянки, покупая разбитую мебель, давая деньги на починку разбитой «по пьяни» машины? Разве все эти действия ведут ко спасению мужа? Или, наоборот, он все больше пьет?.. Ну, тогда это не крест. Вы себя обманываете! Все наше терпение и смирение адресовано, в данном случае, не нашему дорогому мужу, а его болезни, страсти. Именно перед ней мы смиряемся. То есть фактически играем на стороне врага. То, что мы пытаемся поставить себе в заслугу, на самом деле с головой обличает нас! Наше малодушие, когда мы не хотим вступить в бескомпромиссную схватку со страстью, когда пасуем перед очевидной необходимостью предпринять экстраординарные меры! Наше нежелание «выйти из зоны комфорта», когда надо поломать привычный уклад жизни! Наше тщеславие, когда мы боимся изобличить перед окружающими внутрисемейные проблемы, всячески скрывая алкоголизм мужа (сына), чтобы слыть «не хуже других».
Настоящим крестоношением, говорят опытные батюшки, является готовность изменить всё ради спасения близкого. Готовность смело заявлять болезни: «ты не пройдешь!» Когда близкие предпринимают решительные, последовательные, системные действия, целью которых является загнать болезнь в угол, заставить ее капитулировать, заставить проснуться разуму в голове пьющего, проснуться его здоровой части, чтобы та подключилась к борьбе за собственное исцеление. Что именно делать, мы разбираем подробно на собраниях наших семейных клубов трезвости, и, кроме того, я подробно писал в предыдущих статьях, поэтому здесь углубляться нет смысла.
Но вернемся к вопросу: «разводиться или нет?» … С одной стороны, действительно, человек может пропасть, спиться, если его бросить. С другой, мы знаем немало случаев, когда, казалось бы, в безнадежной ситуации, семья спасалась в результате правильного поведения жены. Одно можно утверждать совершенно точно: если муж будет уверен, что его не бросят никогда ни при каких обстоятельствах, что его всегда будут терпеть, что бы он ни вытворял, принимать его в любом состоянии, то в этом случае он не бросит пить никогда! А зачем? Всё и так хорошо и ничто не угрожает его образу жизни! И вот тогда, в итоге, брак всё равно распадется! От того, что жене в силу окончательной деградации мужа, будет просто НЕ ПО СИЛАМ продолжать жить с ним. То есть люди расстанутся, но в ситуации гораздо худшей для супруга. Поскольку сил на возвращение к нормальной жизни у него к тому времени уже точно не останется!
Помню, одна наша общинница билась много лет с тем, чтобы муж «завязал». Тот ни в какую! Она в отчаянии уже решилась на развод! Так вот, как только муж увидел, что это не пустая угроза, а реальность, тут же бросил пить! При этом важно подчеркнуть, что это не игра! Если Вы не готовы выполнить то, о чем говорите, то нельзя этого произносить! Ничто так не развращает, как невыполненное обещание! Сказали уедете к маме- так уезжайте! Сказали соберете вещи и выставите за дверь-так делайте!
Многие сведущие православные отмечают, что единственным каноническим основанием для развода, названным Спасителем, была супружеская измена. Но позвольте, а разве алкоголик не изменяет жене с бутылкой? Еще как изменяет! И, образно выражаясь, если прелюбодей изменяет эпизодически, то пьяница постоянно! Он всё время «блудит» с водкой и лишь иногда возвращается к жене. То есть в этом случае жена исполняет роль любовницы, а подлинной спутницей жизни, с которой алкоголик проводит всё время, становится бутылка!
Кстати, Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. принял «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», в котором Законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного брака Собор признал, в том числе: посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей и неизлечимую тяжелую душевную болезнь», а Поместный Собор 2000 г., видимо, учитывая вышесказанное, прямо разрешил разводиться, если у одного из супругов существует: «… медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания»
Резюме: Важно не торопиться разводиться, но при этом обязательно давать понять мужу, что он сам своей пьянкой может разрушить любовь и сделать невозможным совместную жизнь. То есть: «не я тебя брошу, а ты сам, выбрав алкоголь, предпочтя его нашей семье, нас оставишь…».
Помоги всем Господь!