Какие цели мы преследуем, когда вызываем врача с целью поставить капельницу «умирающему» от длительного запоя мужу (сыну)? Обычно- это желание «спасти от неминуемой смерти от интоксикации (сердце не выдержит)» При этом, мы почему-то верим (бессознательно или полуосознанно), что он точно бросит пить. Если бы мы в это не верили, то наши действия представились бы нам самим полным абсурдом и бессмыслицей. На самом деле, зачем прерывать пьянку, если она спустя какое-то время все равно возобновится. Достигаем ли мы целей таким образом и что из этого всего получается?
Итак: «Спасти, вытащить из лап смерти». Для начала, а кто сказал, что он умирает? Ах, он говорит, что умирает? Так, а что вы хотели?.. Пойдите, найдите человека, который не жалуется на боли, на жизнь, который не хочет себе всегда и везде облегчить существование? Да, и, кроме того, мне кажется, что мужики вообще склонны жаловаться и преувеличивать свою боль, свои страдания. Такие уж мы себялюбцы! Он выглядит плохо?.. А как может быть иначе, если человек несколько дней ОСОЗНАННО отравлял себя? Бывает, человек неважно выглядит после длительной непосильной работы. Вот ему поставить капельницу было бы, пожалуй, справедливее! А мы ему в таком случае: полежи, отдохни. Говорите: «…и так уже третий день лежит?…» Так пускай походит! Аккуратно, не спеша… Еще лучше, если на свежем воздухе поперебирает ногами… глядишь, расходится помаленьку…Вам его жалко? А вот это зря! Вот это губительно для него, это, если хотите, непедагогично! Если человек своими ножками не пройдет стезю, собою же созданную, не пострадает на «нивах урожайных» им же посеянных проблем, не выпьет до дна чашу горести, сполна налитую своей уверенной рукой, никакого прозрения не будет! Только страдания приводят к размышлениям: «а мне это нужно?..» Только осознание прямой взаимосвязи между вчерашним весельем (или беспечностью) и сегодняшними муками в состоянии заставить трезво взглянуть на вопрос своей личной ответственности за свои поступки. Лишая пьющего родственника таких страданий, мы отнимаем у него возможность вылезти из инфантильного кокона, мы нарушаем не только его свободу выбора, но и ответственности за этот выбор; мы лишаем его, если хотите, диалектического познания реальности. Помню, как один из наших «общинников» (член семейного клуба трезвости) Александр, будучи наркоманом, говорил: «Ломку лучше перекумаривать «насухую»! Вы представляете?!.. Ломку!.. Наркотическую!.. Когда не то что «умираешь», а на стенку лезть хочется, когда зубами скрепишь отнюдь не в переносном смысле! И «насухую»! Без капельниц и медикаментов! А для чего? А чтоб лучше запомнить!.. Чтобы потом скорее руки отсохли, чем они потянутся ко шприцу или стакану! Решение должно быть выстрадано, оно не может созреть в результате разговоров, обсуждений и убеждений. Человек должен своими ногами пройти весь путь.
Но вернемся к нашим страхам: «Вдруг умрет, если не поставить капельницу». И зададим себе вопрос: «А если будем постоянно снимать таким образом интоксикацию, он не умрет?» Умрет. Обязательно умрет. Сто процентов умрет! И именно от алкоголизма и отравления алкоголем и умрет! Практика показывает- именно этим всё и заканчивается, когда человеку не дают даже почувствовать опасности заболевания. Его все время усыпляли, анестезировали, смягчали последствия и, в результате, в его мозгу логично сформировалась картина, что пить-ХОРОШО, что это причиняет одни удовольствия, что никаких иных ощущений, кроме кайфа нет. И алкоголик (наркоман) медленно умирает в полной уверенности, что ничего тревожного не происходит! Как человек умирает от утечки газа во сне. И виноваты в этом полностью «сердобольные» родственники!
Да, и вообще, сколько раз так было, что человек пьёт-пьёт, пока не допьется до такой степени, что уже тошно, уже организм не принимает, «уже не лезет», жена ставит капельницу «чтоб не умер», организм очищается, последствия отравления выходят и он… благополучно снова уходит в запой! А что?!.. Теперь уже «сосуд» чистый, можно и дальше его наполнять! Получилось, врача вызывали с единственной целью- подготовить почву для «продолжения банкета!».
Была же ситуация, когда можно было остановиться. То есть даже на физиологическом уровне срабатывал установленный Богом предохранитель. Вроде, и так Господь подсказывал, и эдак, попуская разные «приключения» и горькие события- а он ни в какую! Тут уже и здоровье подключилось- сигналы шлет да помогает бросить! Муж, может быть, и сам почти готов завязать, надоело это всё… И вдруг, откуда ни возьмись, из засады жена причитающая выскочила: «ах, мой ненаглядный умирает, сейчас я ему помогу»! И помогает! Только кому? Болезни она помогает, а не Ваське своему,- болезни и страсти! Вставляя таким образом палки в колеса Божьего промысла и Божьего же милосердия! А потом, когда уже поздно, жена (мама) воем воет: «…как это Он (Господь) это допустил»? Так Он, с ног сбивался, пытаясь вытащить человека с того света, но ты же назад и тащила что есть силы. А теперь, что называется, с больной головы на здоровую!
Вывод: если ставим капельницу, то этим действием мы, очень часто, не предотвращаем опасность смерти, а, наоборот, делаем ее неизбежной! Человек приучается паразитировать на этом. Капельница делает пьянку более комфортной, наряду с доставкой пойла на дом, всесторонним бытовым обслуживанием пьющего, ей отводится своя роль в этой бесконечной пьесе вечного загула.
Теперь зададим вопрос с другой стороны: А если не ставить капельницу, насколько велика угроза немедленной смерти? А вот это определить может только врач-нарколог, также как и дать рекомендации о неотложных мерах. Одно можно сказать с уверенностью: никакие внешние вмешательства не в состоянии побороть алкоголизм (наркоманию). Только осознанные, последовательные усилия самого человека, направленные на обретение трезвости способны принести подлинное исцеление! Да, с помощью Божьей и родственников, но центральная роль всегда за самим страждущим и его сознательным стремлением ко спасению!
Кстати, все вышесказанное в равной степени относится и к любым другим аналогичным поступкам и действиям, призванным смягчить страдания, порожденные употреблением алкоголя и наркотиков или игроманией. В самих этих страстях (а страсть, в переводе со старо-славянского- значит страдание) запрограммированы, «зашиты» средства борьбы с ними. Так вот, одним из главных среди них и является страдание. Страдание от последствий саморазрушительного образа жизни. Ключевой ошибкой созависимых является стремлением смягчить боль и мучения, созданные пьянкой. Жена помогает отдавать долги, рожденные алкоголизмом, ищет работу, потерянную по этой же причине, кормит, поит, одевает пропившего свою зарплату мужа(сына), скрывает от милиции и много еще того, что лишает бедного зависимого законного права целительных страданий. Таким образом, она лишает его права на спасение, права на жизнь.
Дмитрий Девяткин, ведущий семейного клуба трезвости