О трезвости, трезвении и покаянии
С советских времен слово «трезвость» у нас ассоциируется в основном с язвенной болезнью и с доносящими «куда следует» людьми. В тот же исторический период пьяницы стали одними из самых популярных героев анекдотов, войдя в разряд иванов-дураков, которые на самом деле таковыми не являются.
Свыше двух третей всех тяжких преступлений совершается в состоянии опьянения.
Именно опьянение вином и блудом заставило царя Ирода отдать приказ отсечь голову «большему из рожденных женами», пророку и Крестителю Спасову Иоанну Предтече.
Эта дата – 11 сентября по новому стилю – в церковном календаре считается великим праздником, хотя это и день строгого поста. В гражданский же календарь она внесена как Всероссийский день трезвости по инициативе Святейшего Синода еще в 1914 году.
В наши дни праздник, который хоть и не праздновался в СССР, но официально не отменялся, набирает звучание. Как отмечает один из руководителей Движения православных семейных клубов трезвости Дмитрий Девяткин, трезвость сегодня является необходимым условием, чтобы противостоять манипулированию сознанием. Это особенно важно на фоне глобального усиления информационных войн. Как писал один из великих русских педагогов и подвижников трезвеннического движения Сергей Рачинский, трезвость физиологическая еще не есть трезвость нравственная, а лишь необходимое условие трезвости нравственной. Именно поэтому нельзя считать человека, отказавшегося от вина и наркотиков, трезвомыслящим (как известно, многие секты основаны на безусловной трезвости).
Именно доброе рассуждение, которое свт. Антоний Великий считал высшей добродетелью, – отличительная особенность трезвого взгляда на вещи. Потому Всероссийский день трезвенности – вовсе не праздник «язвенников» и «стукачей». Это день разумных людей. А трезвый образ жизни – это изменение образа мысли. Если одним словом – покаяние.
Никита Вятчанин
Приводится по материалам сайта — http://orthodoxmoscow.ru/9-11-kak-prazdnik-razuma/
Опубликовано: Номер 17 -18 (654 — 654) сентябрь 2018 года