14-18 сентября 2022 года общинники семейного клубного движения вместе с духовником семейных клубов трезвости протоиереем Алексием Бабуриным совершили Северное путешествие на Соловецкий архипелаг. Путевые заметки участницы Северного паломничества семейного клубного движения Елены Юрьевны Иконниковой в рубрике «Личный опыт»
Первый день.
14 сентября. Вечерняя служба в Соловецком монастыре посвящена святым прп. Антонию и Феодосию Киево- Печерским чудотворцам .
Мы рано утром приехали в Кемь, затем плыли пару часов на катере на Соловецкий остров, прибыли около 10 часов. Обзорная экскурсия в 13 часов по Соловецкому монастырю с прекрасным гидом Алексеем заняла около 3-х часов. Экскурсовод рассказывал об устроении монастыря и об исторических событиях: в 1429 году на Соловки приезжает монах Савватий, который здесь встречает прп. Германа. В 1436 год — появление на Соловках прп. Зосимы. В 1460-х г были построены деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная В 1534—1548 годах в число братии был принят св. Филипп ( в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, а затем стал митрополитом Филиппом. Он сделал очень многое для развития монастыря. В первой половине XVI в. монастырь получил несколько грамот от Ивана Грозного, где содержались многочисленные льготы. Под руководством Фёдора Колычева развивается каменное строительство. В XVII веке Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам.
В 1637 году приказом Михаила Фёдоровича с Соловков был отозван воевода, а его функции были переданы настоятелю монастыря. Таким образом, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья.
В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, которые призваны были изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона, сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году. В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм, но 22 января 1676 года Соловецкий монастырь был взят, а руководители его были казнены. Это событие получило название « соловецкого восстания».
В 1854 году Соловецкий монастырь обстреливался с британских кораблей. Современные западные историки считают, что англичане понимали бесполезность бомбардировки монастыря, укрытого за мощными каменными стенами, а также невозможность высадки десанта, которому будут противостоять вооружённые солдаты и монахи. В июне 1855 года английский пароход выпустил по деревне Лямца из корабельных пушек около 500 ядер и бомб. Во время бомбардировки Соловецкого монастыря одно из ядер, перелетев через крепостные стены, пробило икону Божией Матери « Знамение» , находящуюся над входом в Преображенский собор. Согласно церковному преданию, Богородица, получив рану в образе, тем самым спасла монастырь от обстрела.
В том месте, где в 1855 году велись переговоры между английскими офицерами и руководителями защитников крепости, по приказу архимандрита была размещена каменная плита. Эта каменная плита, получившая я название «Переговорный камень», является и по сей день одной из достопримечательностей Соловецких островов
Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников. А труднодоступность Соловков позволяла ссылать неугодных сюда. Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. Через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель Петр Толстой, еще автор повести о Смутном времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, который провел там 28 лет, и приказ об освобождении получил в возрасте 110 лет. Тут же два родственника Александра Пушкина, в т. ч. Павел Ганнибал…
Книга «Премудрости Соломоновы» на службе сейчас по очереди читается монашествующими. Пламя свечи выхватывает то лицо монаха, то иконы на аналое.
«Возлюби́те пра́вду, судя́щiи зе́млю: му́дрствуйте о Го́сподѣ въ благосты́ни и въ простотѣ́ се́рдца взыщи́те его́: я́ко обрѣта́ется не искуша́ющымъ его́, явля́ется же не невѣ́рующымъ ему́.
Стропти́вая бо помышле́нiя отлуча́ютъ от Бо́га: искуша́емая си́ла облича́етъ безу́мныхъ.
Я́ко въ злохудо́жну ду́шу не вни́детъ прему́дрость, ниже́ обита́етъ въ тѣлеси́ пови́ннѣмъ грѣху́:
святы́й бо Ду́хъ наказа́нiя отбѣжи́тъ льсти́ва и отъи́мется от помышле́нiй неразу́мныхъ и обличи́тся от находя́щiя непра́вды.
Человѣколюби́въ бо ду́хъ прему́дрости и не обезвини́тъ ху́льника от усте́нъ его́: я́ко вну́треннихъ его́ свидѣ́тель е́сть Бо́гъ и се́рдца его́ испыта́тель и́стиненъ и язы́ка слы́шатель: я́ко Ду́хъ Госпо́день испо́лни вселе́нную, и содержа́й вся́ ра́зумъ и́мать гла́са.»
: (Премудрости Соломоновы 1, 1-7).
1Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.
3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,
5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
6 Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.
7 Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.
Каждое слово в тишине звучит отчетливо:
«Пра́ведныхъ же ду́ши въ руцѣ́ Бо́жiей, и не прико́снется и́хъ му́ка.
Непщева́ни бы́ша во о́чiю безу́мныхъ умре́ти, и вмѣни́ся озлобле́нiе исхо́дъ и́хъ,
и е́же от на́съ ше́ствiе сокруше́нiе: они́ же су́ть въ ми́рѣ.
И́бо предъ лице́мъ человѣ́ческимъ а́ще и му́ку прiи́мутъ, упова́нiе и́хъ безсме́ртiя испо́лнено:
и вма́лѣ нака́зани бы́вше, вели́кими благодѣ́телствовани бу́дутъ, я́ко Бо́гъ искуси́ и́хъ и обрѣ́те и́хъ досто́йны себѣ́:
я́ко зла́то въ горни́лѣ искуси́ и́хъ, и я́ко всепло́дiе же́ртвенное прiя́тъ я́.
И во вре́мя посѣще́нiя и́хъ возсiя́ютъ, и я́ко и́скры по сте́блiю потеку́тъ:
су́дятъ язы́комъ и облада́ютъ людьми́, и воцари́тся въ ни́хъ Госпо́дь во вѣ́ки.
Надѣ́ющiися на́нь уразумѣ́ютъ и́стину, и вѣ́рнiи въ любви́ пребу́дутъ ему́, я́ко благода́ть и ми́лость въ преподо́бныхъ его́ и посѣще́нiе во избра́нныхъ его́».
\ ( Прем. Соломоновы 3: 10).
А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,
и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире.
Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.
Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Тишина стоит такая, какой невозможно быть в приходских храмах. Только в монастыре. Когда около 9- ти вечера заканчивается служба, и идешь в наш «коттедж» на улице Павла Флоренского вдоль бухты Благополучия Большого Соловецкого острова, стоит та же тишина. Начинаешь отдаленно понимать , как важна молитва монахов в этом святом месте.
Елена Иконникова