28 августа 2021 года сотсоялась вторая экскурсия из цикла «Философский Арбат», которую провел ст.н.с. Виктор Петрович Троицкий. В экскурсии приняли участие общинники семейного клуба трезвости во главе с протоиереем Алексием Бабуриным. О событиях этого дня рассказывают участники.
На внутреннем дворике здания библиотеки Лосева, недалеко от памятника А. Ф Лосеву, под легким навесом за столиком вновь собралась наша небольшая компания из десятка членов семейного клуба трезвости, чтобы принять участие во второй экскурсии из цикла «Философский Арбат».
В этот раз наш экскурсовод Виктор Петрович Троицкий, старший научный сотрудник библиотеки, рассказывал о самом А.Ф. Лосеве и его незаурядных творческих работах и замыслах, многогранных способностях, об эпизодах его жития. Во всем, что он делал и как жил, проявлялась необыкновенная сила духа этого великого человека.
Виктор Петрович говорил про проблемы с изданием трудов и исчезновении его архивов в разных жизненных обстоятельствах. О близких людях и учениках, их помощи и поддержке, о посмертной известности и славе, безусловной победе Лосева над временным и ничтожным в пользу вечного, вневременного, бессмертного.
Разве память и любовь к вечным ценностям не возвышают душу в ее стремлении к горнему миру, разве современные люди, увлекаясь историей, мысленно прикоснувшись к событиям предыдущей эпохи, не видят отблеск божественной славы в соединении времен! Правда, для этого придется размышлять о непростых вопросах бытия, о загадках и тайнах, как во все времена великие люди, а к ним с полным правом можем отнести Лосева, старались проникнуть в глубины мироздания.
Алексей Федорович, по его же собственным словам, был философом «мифа, числа и имени».
Число. Наш экскурсовод рассказал, какое значительное место среди трудов ученого философа занимала математика. Рукопись книги «Диалектические основы математики» когда-то извлекли из воронки от бомбы, уничтожившей в 1941 г. дом на Воздвиженке, где жил Лосев. А когда проводили капитальный ремонт в доме на Арбате, где долгие годы (с 1941 г. по 1988 г.) жил Алексей Федорович, неожиданно была обнаружена большая рукопись, завернутая в газеты. Рукопись представляла собой полный текст «Диалектических основ математики», ее, оказывается, после бомбежки 1941 г. спасли, но спрятали в ящик из-под снарядов, где она и пробыла до 1990 г.
Миф. «Диалектика мифа» и «Дополнение к Диалектике мифа»- одна из центральных работ Лосева, последняя в Собрании сочинений из 8- ми томов- «Восьмикнижия». Из-за этой книги, вернее, из-за «Дополнения», его арестовали в 1930 г. Первое переиздание книги появилось только в 1990 году. «Диалектика мифа» от попытки дать определение понятию «миф», превратилось в философскую систему. По Лосеву, миф — древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове конкретику жизни, — это философ исследует диалектически. Диалектическая форма: «Миф есть в словах данная чудесная личностная история», «миф есть развернутое магическое имя».
Имя. Тесная связь его учения об имени и учения о мифе понятна: одно не может существовать без другого. Алексей Федорович бережно хранил документы , сохранившиеся по имяславию. Духовником Алексея Федоровича был афонский старец, архимандрит Давид (Мухранов) придерживающийся этого учения. Имясла́вие (имябо́жие, также называемое ономатодоксия) — религиозное мистическое движение в начале XX века среди православных монахов на Афоне: учение «о незримом присутствии Бога в Божественных именах», не противоречит учению Григория Паламы и исихастов о нетварности Божественной энергии. Влияние имяславия на русскую религиозную философию можно отметить в работах, посвященных философии имени, в частности, у выдающихся философов того времени – отца Павла Флоренского и отца Сергия Булгакова.
Виктор Петрович подчеркнул, что вне мифологической концепции нельзя понять работы Лосева- от анализа чисел до анализа музыкальных произведений. В философии он был логиком и диалектиком, особенно в области числа и имени, детально разработанных в трудах по классической филологии. Но А. Ф. Лосев, если и представля
В эпоху Серебряного века в русской философской культуре, то ветвь именно православной философской мысли посреди моря течений экзотических направлений того времени, вместе с такими мыслителями, как Владимир Соловьев, Николай Бердяев, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков и некоторые другие философы.
Религиозное осмысление реальности содержится во многих концептуальных определений его философии. Его творчество, по определению С.С. Хоружего, исследователя истории философии и богословия, — «арьергардный бой в русской христианской культуре… пленного христианского воина». Воина, который вышел победителем.
Философскую систему Лосева как религиозную православную, протоиерей В. Асмус оценивает как «выдающуюся попытку построения в XX в. христианской философии, выражающую основы православного Предания».
К тайнам богословского учения о Святой Троице, таким образом, Алексей Федорович подходил с точки зрения диалектического учения.
Об Алексее Федоровиче Лосеве наш экскурсовод рассказал еще, отвечая на вопросы слушателей:
Алексей Федорович диктовал готовые тексты своим помощникам. Многие из них знали древние языки, разбирались в философских текстах. Никогда не делал исправлений. Только вставки в текст. То есть тексты у него в памяти были целиком готовыми для напечатания.
Его архив со многими работами погибал трижды. Первый раз, когда учился в Германии, у него украли чемодан с готовой диссертацией на тему, примерно так звучавшую: «Предпосылки психологического знания в средние века». Второй раз пропал архив в 1930 году после его ареста и его жены, и их ссылки Третий раз бомба попала в дом на Воздвиженке в 1941 году, в основном, пострадали работы по математике и логике.
В 1988г. из ФСБ вернули архив Лосева, случай редкий. Там было около 3000 страниц
В 1983 году вышла небольшая книга Лосева о Владимире Соловьеве. Но книгу «сослали», то есть издали на периферии, далеко, например, на Дальнем Востоке, Урале. И даже запретили к изданию уже готовый 8-ой том «Античной Эстетики». В результате восьмой тон вышел позже остальных.
А .Ф. Лосев в своих работах по математике и логике искал философское основание для математических структур.
В диалектической философии Лосева ключевой термин- это «выражение». Есть мир духовный и мир материальный, духовное через материальное изображено. Выражение слово- мост, выражение как «синтез мира идей и мира вещей».
Знак, символ, миф. Знак наиболее простое понятие. Символ- больший по размерам, бесконечный знак. Миф еще более, бесконечный символ.
Теоретический подход к православию Алексея Федоровича заключался в поисках основы – необходимость построения максимально убедительной основы Абсолютной мифологии с помощью диалектики. Абсолютный миф равен Абсолютной диалектике. Богословие Святой Троицы диалектично. Святая Троица едина и раздельно-личная одновременно. Диалектическим приемом пользовались отцы- каппадокийцы, создавшие догматические основы учения о Святой Троице.
Лосев хотел вывести диалектическую необходимость рая и ада, но работа осталось незавершенной.
Богослов Лосев в основном, философствующий, дающий логико- философское обоснование.
На это протоиерей Алексей Бабурин, присутствующий на экскурсии, заметил: «Алексей Федорович Лосев был не только теоретиком философом в богословии. Богослов, прежде всего, молитвенник, и в этом практик, имеющий религиозный опыт. Практика молитвы- это и есть прикладное богословие, а Лосев всегда творил Иисусову молитву. Об этом есть свидетельства. Сам отец Алексей бывал у Алексея Федоровича на Арбате молодым еще человеком. Отец Алексей добавил, что верующим надо питать и ум, и сердце. А кругом навязывают басни. Нам нужны подлинные основания нашей православной веры. Хотя детская вера тоже важна, но мы должны верить осознанно. В этом смысле мы приближаемся к подлинной религиозности, и так важна память о Лосеве и его трудах.
Математика, мир чисел и соотношений в понимании Лосева столь же захватывающий, как и мир музыки. А. Ф. Лосев в молодости закончил одновременно с гимназией музыкальную школу по классу скрипки, исполнив на выпускном концерте «Чакону» И. С. Баха.
И в музыке Лосев искал логико- философские основания. Так, профессор Московской консерватории Юрий Николаевич Холопов назвал философскую теорию музыки Лосева самой лучшей в XX веке, и труды ученого « являются первыми подлинно научным вкладом широкого масштаба в русскую науку». Лосева даже называют основоположником философии музыки в России.
От мифа Лосев двигался к философским основаниям культуры, но не успел это разработать. Типологический подход Шпенглера в книге «Закат Европы» был близок ему.
Семиотическая школа Ю. М Лотмана, неофициально в отношении действительности того времени была в оппозиции, но и Лосева с его выдающимися трудами по семиотике не приняла. Лосев был сам по себе, один. Слишком большая личность. Великий.