14-18 сентября 2022 года общинники семейного клубного движения вместе с духовником семейных клубов трезвости протоиереем Алексием Бабуриным совершили Северное путешествие на Соловецкий архипелаг. Путевые заметки участницы Северного паломничества семейного клубного движения Елены Юрьевны Иконниковой в рубрике “Личный опыт”
16 сентября. Третий день
Сначала мы тряслись на автобусе всю дорогу от монастыря до Варвариного причала, находящегося на противоположном берегу Большого Соловецкого острова.
Анзерский (Анзер) — второй по величине остров в составе архипелага после соловецкого. Площадь — 47 км². Административно принадлежит Архангельской области. На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. Место суровое, монастырские службы самые строгие. Сюда уходили монахи, чтобы в уединении разговаривать с Богом. В период Соловецкого ГУЛАГа в анзерских скитах было организовано четвертое особое отделение лагеря.
Нас пересаживают на небольшие лодки подьехать к причалу. Высадившись на берег, видим два поклонных креста. Один– погибшим в море. А второй отмечает место, где когда-то стояла часовня. Отсюда начинается наше путешествие по дороге, сделанной ещё в девятнадцатом веке. Наш экскурсовод Мария сообщила, что 14-ти километровый обещанный путь по острову будет поделен на участки. Через 3 км остановимся у Троицкого скита. После экскурсии- перекус. Дорога была несложной, к тому же много грибов и ягод можно было собирать. Некоторые собрали довольно много, потом отдали на монастырскую кухню. В Свято-Троицком скиту к нам прибился пёс Баки, шел за нами через весь остров целый день. Погода и на море, и на острове была прекрасная, хотя по рассказам, всякое могло быть, тащили дождевики и сапоги.
Немного истории. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Он страдал от нападений бесовских, но однажды перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся, Господь с тобою,. Богородица, подав ему трость и четки, сделалась невидимой». Он перешел жить ближе к берегу моря.. Помимо молитвенно- постнических трудов, он вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани, мог на это жить. Вскоре на Анзер пришел новый подвижник – московский священник Никита Минов (будущий патриарх Никон), который стал любимым учеником преподобного Елеазара, помогал во всем. Здесь он пребывал три года. Также учениками были монахи Никодим и Никифор. Преподобный ввел для подвижников строгий иноческий устав. Об анзерском подвижнике Елеазаре дошли слухи до Москвы. У царя Михаила долгое время не было наследника. По совету духовника царь для молитвы о даровании наследника пригласил в Москву святого Елеазара. Скоро Господь утешил царя, даровав ему сына Алексея. Отказавшись от каких-либо почестей и вознаграждения, анзерский старец вернулся на остров. Но царь и инокиня Марфа, мать царя Михаила Федоровича, в благодарность стали поддерживать монастырь.
Был построен Троицкий храм. Когда по кончине родителя стал править царь Алексей Михайлович, он пожелал видеть святого Елеазара. Старец приехал в столицу, ласково принят государем, после чего вернулся на остров. 1 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему содержание.
Сейчас Троицкий скит – это восьмиугольный храм и примыкающий к нему двухэтажный корпус бывших келий, а неподалеку дом на валунном основании. Здесь в 1924 году было создано IV отделение СЛОНа. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе содержались инокини разных монастырей. В 1939 году СЛОН был упразднен, скит разрушен. В 1967 году все здания скита перешли к Соловецкому музею-заповеднику. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы.
Входим в храм Пресвятой Троицы. Здесь несколько раз в год проходят церковные службы с духовенством из Соловецкого монастыря (в скиту 1 монах). Здесь пока все до конца не восстановлено, ступаем по доскам. По преданию, у южной стены почивают под спудом мощи преподобного Елеазара. 13 января 1656 года после краткой и легкой болезни святой Елеазар отошел ко Господу.
На обратном пути доходим до лужайки, где по легенде святому Елиазару явилась Пресвятая Богородица. И являлась Пресвятая Троица. Лужайка не очень далеко от скита, путь этот примерно вычислили монашествующие.
Далее, мы двинулись в сторону Голгофы. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра), которому тоже явилась Божия Матерь, именно здесь, у подножия самой высокой горы Соловецкого архипелага.
Об этом святом написано по-разному, но достаточно много.
Во времена Петра I прп. Иов был в миру московским священником отцом Иоанном, известный делами милосердия, о котором узнал царь и призвал его стать своим духовником. Высокое положение отца Иоанна не прекратило его благотворительности, а наоборот, расширило ее. Но у праведного пастыря появились завистники, они обвинили его, что, исповедав преступника, отец Иоанн не донес о его опасных намерениях. Государь поверил, повелел сослать отца Иоанна в Соловецкий монастырь, его постригли в монашество с именем Иов. После многих тяжелейших испытаний в трудах иноческих прп. Иову разрешили затвориться в келье. В 1702 году он переселился в Анзер.
На новом месте он усугубил труды и подвиги и принял схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина.
В 1712 году старец посетил одного пустынника, жившего при высокой горе. Здесь он пробыл несколько дней. Однажды в тонком сне увидел подвижник Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского и услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена церковь Распятия Сына Моего… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки». И раздался другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» С несколькими учениками он пришел на гору и начал устраивать здесь скит, деревянную церковь в честь Распятия Господня.
Впоследствии царь Петр I стал помогать своему бывшему духовнику и снабжать скит всем необходимым.
В скиту был введен строгий устав, а сам престарелый строитель скита, в пример другим, рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне замешивал тесто для хлебов, выхаживал заболевших братий. В келье преподобный Иисус весь досуг отдавал рукоделию.
Господь сподобил его преставиться мирно, 1720 г. Преподобный Иисус был похоронен в каменном склепе на горе Голгофе. Он прославлен в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором.
Надо подняться на гору к храму Распятия Господня. Голгофа – крутая и высокая, но в гору идет дорога, которая позволяет и пожилым людям взойти к вершине..
А вот и огромный белый храм. Это и есть храм Распятия Господня, в котором в годы СЛОНа безбожные власти разместили тюремный «госпиталь». А.И. Солженицын так описывает это место: «Голгофо-Распятский скит на Анзере, штрафная командировка, где лечат… убийством. Там, в Голгофской церкви, умирают от бескормицы, от жестокостей – и ослабевшие священники, и сифилитики, и инвалиды, и молодые урки. По просьбе умирающих и чтоб облегчить свою задачу, тамошний голгофский врач дает безнадежным стрихнин, затем бородатые трупы в одном белье подолгу задерживаются в церкви. Потом их ставят в притворе… вынося наружу – сталкивают вниз с Голгофской горы».
На Голгофе в заключении находились сотни священников, были среди них церковные иерархи-новомученики: архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик).
История ХХ века символически воплотилась в этом храме, посвященном в давние времена Распятию Господню. Но вместе с тем всегда сохранялось чудо веры, праведности жизни, святости. В этом храме, где в «госпитале», в 1929 г. окончил свою жизнь священномученик архиеп. Петр (Зверев). По воспоминаниям, его смертное ложе находилось рядом с алтарем. Владыку Петра похоронили в архиерейском облачении на склоне Голгофы.. В 1999 году группа экспертов при Синодальной комиссии по канонизации отыскала места захоронения заключенных, была найдена и могила владыки Петра. При этом страшная картина открылась членам комиссии: замученных людей сбрасывали в могилы без гробов, без одежды, чуть присыпая землей. Из могилы священномученика Петра были благоговейно извлечены его святые мощи. Так оправдалось предсказание Божией Матери. Могила свщмч. о. Павла Флоренского так до сих пор не найдена.
Стали спускаться с горы, и вот перед нами новое чудо – береза в форме креста. Две крепкие ветви раскинуты в стороны, как поперечина креста. На Соловках когда-то было воздвигнуто много рукотворных поклонных крестов, искусно вырезанных из дерева. В годы СЛОНа они были все уничтожены. И вот по Промыслу Божию воздвигся крест нерукотворный.
Обратно шли по другой тропе до пристани.
Анзерские святые, молите Бога о нас!
Елена Иконникова