Наша современная жизнь становится все быстрее и быстрее. Даже не с каждым годом, а уже наверное с каждым днем или даже часом. Смотришь как играют в футбол и удивляешься, как человек может так бегать. И это ведь не стометровка, где выложился и все, а два тайма по сорок пять минут. Раньше не было так. Новые высотные дома появляются вокруг с такой скоростью, будто это не реальная жизнь, а кино, где ночь над городом может пройти за десять секунд. Так и эти здания существуют и строятся в каком-то собственном мире, за «стеклом экрана». Человек сейчас встречается с человеком не для того, чтобы уловить во взгляде тайну души, не для того, чтобы услышать и почувствовать то внутреннее неисчерпаемое содержание, которое есть в каждом, но для того, чтобы что-то передать и сразу же мгновенно бежать дальше, для того, чтобы в темпе «порешать дела», а потом вечером по-быстрому «пролайкать» посты в соцсетях, написать что-то никому не нужное и тут же забыть об этом. Человек рождается, не успевает толком ничего понять ни о себе ни об окружающем мире, не успевает всерьез заняться единственно важными и настоящими вопросами: для чего он живет, где добро, где зло, как отличить истину от лжи, есть ли Бог и чего Он ждет от нас. Человек быстро приходит в мир и быстро умирает – все поставлено на поток. Нет времени для сострадания и боли. Для терпения времени тоже нет. Лет в пятнадцать, а то и раньше, человек приобретает зависимость от наркотиков или алкоголя, моментально научается идти против совести и сгорает как белый одуванчик от спички – внезапно и стремительно. Но мы так быстро бежим, что не успеваем остановиться и ужаснуться этому. Это такой серый фон, это почти нормально, просто часть жизни и ни к чему беспокоиться — и так ведь стрессов очень много.
Поэтому мы не хотим терпеть. Ведь это болезненно. А мне нужно ходить к психологу на консультации, чтобы разобраться в причинах стресса и как правильно его снимать. Мы хотим избежать того, что хотя бы в какой-то степени отличает нас от машин и делает живыми, мы тратим на это множество сил: проводятся лекции и семинары, пишутся книги, снимаются обучающие видео, а стрессов не становится меньше, наоборот, их все больше и они лавиной несутся на нас. А ведь терпение открывает нам красоту: остановись, посмотри на деревья, на снег, на дорожки в парке, не беги в магазин и тут же обратно к телевизору или «ютубу». Просто послушай другого человека, неважно, что он говорит, потерпи его рядом с собой и тебе откроется в нем неповторимая бессмертная душа, через человека ты можешь увидеть нашего Создателя – Бога. Но мы теряем такой простой и в тоже время раскрывающий глубины жизни навык к терпению. Если в супермаркете очередь больше трех человек, то уже начинаем возмущаться. А ведь еще не так давно нужно было стоять два часа и не в тепле, а на улице, чтобы получить простую буханку хлеба, но как мы это ценили. Если нам сказали нечто наперекор, так сразу взрываемся, потому что только мое мнение единственно верное, я не могу допустить чтобы меня переспорили и потерять лицо. Хотя это никому не нужно по большому счету, этот наш внешний имидж. А действительно важно на самом деле не мнение, а человек, его личность, содержание, сердцевина. Но мы варимся в своем эгоизме и ложной значимости. Если сам человек или кто-то из близких приобретает зависимость от наркотиков или алкоголя, то хочется поскорее «закрыть вопрос». Но личность это не игрушка и не компьютерная программа. Взял, обновил ее и она стала нормально работать. Здесь сложность и простота идут вместе, человек это тайна. Поэтому когда мы начинаем всерьез думать над проблемой «как дальше жить, потому что нельзя уже так страшно как раньше, а надо по-другому», то не можем остановиться на том, что мне нужно всего лишь начать уже ходить на новую интересную творческую работу, завести побольше денег на карточке, сменить одежду на более приличную и все сразу станет хорошо. Если мы здесь застрянем, на поверхностном благополучии, то неизбежно скатимся вниз. Вопрос о человеке, не просто об образе его жизни, а в целом о том каким должен быть его путь, требует вдумчивости и духовного напряжения, потому что неизбежно перед нами встают вопросы об основах бытия: о смерти – что ждет нас там, о цели и смысле всего – как это видит Господь, о том, что такое истинная любовь и в чем суть жертвы Христа. Без этого нет настоящего человека. Человек, который «просто нормальный и не пьет», это еще не подлинник, не шедевр, а только набросок карандашом.
Чтобы подойти к этому всерьез нужно терпение. А у нас его крайне мало. Мы не считаем его ценностью, потому что в современном мире привыкаем получать все быстро: дома, одежду, информацию. Все типовое, готовое, придуманное и сделанное кем-то другим. А я только кнопку нажал, звонок сделал и получил результат. Но если хочешь избавиться от зависимости или помочь в этом близкому – так не будет. Какие бы ни были рядом замечательные врачи и духовники, какие бы не давали нам современные лекарства и какие бы не изобретались программы реабилитации, а человек все равно может сорваться, все бросить, открыться и вдруг потом неожиданно закрыться, говорить одно, а думать другое, придумывать свое и не принимать твоего, а потом вдруг неожиданно принять тоже самое, но от человека совсем другого и на тебя не похожего. И это все нужно и ему в самом себе и тебе рядом с ним перетерпеть. Просто потому что человек…он живой. Просто…да и не просто. И в этом любовь. В этом наша жертва Богу.
Но мы начинаем идти за Христом и думаем поступать по законам мира. Так, служба идет, скорей-скорей, ага, что-то там уже прочитали, а вот уже и помазание, быстренько-быстренько и выбежал на улицу с друзьями потрещать в «whatsAppe», а то что молитва в храме возносится, это как бы и неважно. Взялся читать утреннее правило, но впереди то столько дел и кофе надо еще успеть попить, без этого нельзя. Поэтому мысль, да, конечно, она должна погружаться в слова молитвы, но вместо этого почему-то погружается в текущие заботы. А еще и до работы надо доехать, трам-трам-трам, сам не понял что читал, а потом сижу за компьютером в офисе и бесцельно лазаю по чужим блогам. Захотел Евангелие прочесть, глазами пробежал, были там, пошли сюда, понятно вроде все. Или, наоборот, не понял ничего вообще, да и в любом случае не понял, но закрыл и не дождался, как-то не уловил, потом, завтра. То есть вроде бы что-то делал, а что сам не знаю. Вместо содержания – бег сквозь слова, вместо христианского терпения, терпение скоростное, современное. Но так к Слову Божию относиться нельзя, потому что по нему Христос будет нас судить и решит на этом основании нашу вечную участь.
Не нужно отвергать скорбь, которая идет вместе с терпением. Потому что тяжело и едва выносимо бывает только поначалу. А потом смотришь, уже появился некоторый навык к молитве. Зародилась внимательность к людям и к словам, которые говоришь и читаешь. Иногда тянет назад, в прежнюю жизнь, но уже не так как раньше. С терпением приходит устойчивость. А потом начинаешь видеть красоту и глубинные составляющие жизни, мимо которых ты раньше бежал-летел-мчался как биоробот с выпученными глазами и пальцами на кнопках смартфона. А вроде бы всего то и нужно было… немножко потерпеть… нет не могу, но ладно все-таки чуть-чуть потерплю. Нет, вообще не могу, тяжко, сил нет, как это все пережить, но ладно еще немного совсем… и еще. Нет невыносимо, просто правда, ну никак, сорвусь, но потерплю еще несколько минут, так и быть. Нет, опять накатывает, накрывает, уже точно невмоготу, теперь уже совсем все… но еще потерплю. И еще немного. И еще. Точно нет сил. Невозможно. Еще немного. Нет, ну, нет. Еще чуть-чуть. Нет…И еще. И только потом приходит истинная радость.
Иван Алексюк