Для начала необходимо сказать, что Четвероевангелие – это не только Слово Божие, не только Истина, не только Благая весть и учение – это еще и икона. Я упоминал раньше о том, что Священное Писание является Сокровищем не только с вероучительной стороны, но и со стороны культурной, символической и поэтической. Поэтому довольно наивно говорить о том, что евангелисты были людьми необразованными.
Евангелисты писали для разных аудиторий. Так, например, евангелист Лука обращался ко всем христианам в период гонений, поэтому он особое внимание уделяет их претерпеванию.
Евангелист Матфей обращается непосредственно к иудейской аудитории, открывая разницу между Законом и Благодатью. Евангелист Марк благовествовал христианам – язычникам. Евангелиста Иоанна можно поставить немного обособленно, потому что его Благовестие – скорее богословие, и во многом реакция на распространение ересей гностиков, иоаннитов и ряда философских заблуждений. Стержень повествования у всех евангелистов, как правило один, а вот исполнение у всех разное.
Момент Крещения Господня – это очень важное событие, которое нельзя было обойти стороной, поэтому евангелист Марк и евангелист Матфей прибегают к символам и параллелям, которые были очевидны для христиан I века, но не очевидны для нас; для нашего времени.
Марк: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Уже в этом эпизоде можно написать о многом, но пока я бы хотел остановиться на моменте Богоявления.
Почему праздник Крещения также называется Богоявлением, я думаю, понятно из этого эпизода: было явление Бога в Трех Лицах: Глас Отца, Крещение Сына и схождение Духа. Есть момент, который указан у двух синоптиков: разверзлись\отверзлись небеса.
Небо, говоря языком символизма, является отражением мира невидимого, а также отсылает непосредственно к Богу. Поэтому в то время, когда евангелист Марк употребляет термин «Царство Божие», Матфей, который обращается к иудейской аудитории, употребляет термин «Царство Небесное». Такой синоним получается.
Почему важно, что небеса отверзлись? Потому что это эсхатологическое событие – момент пришествия Мессии. По мнению иудеев, после смерти последнего из малых пророков, небеса были закрыты и молчали. Это молчание сохранялось до момента пришествия Спасителя. Когда Христос принял крещение, печать была снята. Небеса отверзлись, и молчание было прервано Гласом Божиим, указующим на Пришествие Мессии и исполнения обетования.
После этого, «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Что значит приблизилось? Перевод здесь не совсем точный, равно как и смысловой оттенок. Правильнее перевести «пришло Царство Небесное»! Бог явился на землю, и уже дал возможность восхитить это Царство. В момент Крещения небеса отверзлись, Мессия явился, и с этого момента человек получил возможность жизни с Богом и возрастания в Нем.
Для нашего времени это весьма актуально. Если немного коснуться антропологии, то Ад и Царство Небесное – это не столько место, сколько состояние. Именно поэтому живя в этом мире, мы можем жить в аду, или же в Царстве Небесном. На практике, восхитить Ад очень просто. Мы же с вами должны стремиться уже в нашей жизни восхитить Царство Небесное. Мы с вами должны уже в этой жизни стать гражданами Царства Божия. Это сложно, но войдя в храм, и посмотрев по сторонам, можно увидеть, что многим это удалось. К этому нас призывает Господь. Своим Крещением Господь положил этому начало.
Диакон Николай Устинов