Дорогие друзья, вот я и перехожу к ответам на вопросы, которые вы мне задавали на прошлой неделе. Отвечать буду в порядке поступления вопросов.
Вопрос №1. Как справиться с переживанием травматического опыта с православной точки зрения. (Вопрос пришел от педагога-психолога).
Вопрос действительно сложный, просто потому, что любой травматический опыт – это совокупность множества факторов: личность, социальная среда, ресурс, обстоятельства, прошлое и проч.
Заранее скажу, то мой ответ не будет раскрыт на 100%, но какие-то инструменты я покажу.
Ну, для начала, это поддержка – социальный фактор. Человеку всегда нужен рядом другой человек. Собственно, в идеале, Церковь, как общество, и должна оказывать поддержку. Здесь я бы разделил поддержку коллективную и поддержку частную. Конечно же, копом наваливаться на человека, который пытается пережить травмирующий опыт не следует, но личная молитвенная поддержка нужна. Получается, что первый «инструмент» — Экклесия.
Частная поддержка близких тоже крайне важна, но исходить она должна в зависимости от состояния человека. Не обязательно при этом что-то говорить, достаточно просто побыть рядом. Иногда достаточно даже мысли, что ты не один, чтобы появился ресурс для выхода из этих переживаний. В частности, такая поддержка и исполняет слова Спасителя «друг друга тяготы носите».
В идеале, с человеком надо поговорить для того, чтобы он мог всё высказать. Уже одно это положительно повлияет на человека. Здесь же, я думаю, что не надо человека пичкать советами, если советчик не специалист в области психологии или духовник.
К слову о поддержке, здесь мы можем вспомнить эпизод с Иовом многострадальным. Помните, как Иов преодолевал искушение? В этом эпизоде есть определенная схема развития и свои особенности. С самого начала, когда с Иовом произошел травмирующий опыт, он сидел в одиночестве, и оплакивал свое состояние, затем к нему пришли его друзья и молча сидели. Важно здесь сделать акцент на двух составляющих: сначала они просто к нему пришли и первое время оказывали ему молчаливую поддержку. Говорить они стали только после того, как он к ним обратился.
Следующий момент. Положительной стороной стало для Иова возможность выговориться. Однако, на практике, его друзья стали его просто «топить». Вот это уже негативный пример. Да, они действовали из лучших побуждений, но своими словами они вводили его в уныние. Друзья, в качестве ремарки, я вас Христом умоляю, никогда не произносите человеку фразу «это тебе за грехи», «надо покаяться» и проч. Никто не знает судов Божиих. Даже если обстоятельство действительно случилось по грехам, то такими нападками вы человеку не поможете — он только закроется. Господь в этом случае открывал человеку возможность развития, а не вводил его в состояние уныния.
Социальную роль немного проговорили. Дальше помощь Божия. В чем были правы друзья? В том, что ответ на вопрос находится у Бога. После разговора с друзьями, состоялся как раз диалог с Богом. Господь расставил всё на свои места. Собственно, диалог с Богом и есть молитва, которая является очередным средством пережить травму. Мы довольно часто читаем Псалтирь, но не всегда замечаем, что в псалмах зачастую изливаются молитвы, которые стали следствием переработки травмирующего опыта.
Конечно же здесь нельзя обойтись без Евхаристии и Исповеди. В Таинстве Исповеди Господь не только прощает грехи, но и врачует страсти.
Страсти (от глаг. πάσχω – страдать), бывают не только противоестественными, такими как гнев, блуд, сребролюбие и т.д., но и естественными – потребность в пище, во сне, в отдыхе, а также подверженность болезням, боли и проч. Так вот душевная боль – это тоже естественная страсть, которую Господь может уврачевать.
В Таинстве Евхаристии, Господь соединяет человека с Собой, живёт в нем, освящает его, преображает, а также, в частности, Своим присутствием, помогает ему выйти из этого состояния.
Для того, чтобы преодолеть травматический опыт необходимо смирение (выражаясь современной терминологией – принятие). Вот для того, чтобы человек смирился с обстоятельствами, как раз и нужна помощь и поддержка Церкви как божественного института, так и социального.
Это что касается христианского инструментария.
Принцип работы ППСКТ строится на био-психо-социо-духовном подходе, который уже неоднократно доказал свою эффективность во многих сферах (не только профилактика алкоголизма), поэтому, я думаю, что такой же комплексный подход можно использовать и в данном случае – помимо духовенства, не пренебрегая психологами и врачами-психотерапевтами.
Я вижу ответ на вопрос таким. Он может быть правильным, или не очень, но, по крайней мере, здесь есть за что зацепиться. Может быть кто-нибудь найдет этому тексту практическое применение или поможет сформулировать более четкую и структурированную позицию.