Для того, чтобы не нарушить обет трезвости, да и, вообще, чтобы бросить пить, необходимо одно ключевое условие. Настолько важное, что его смело можно назвать необходимым и достаточным условием для обретения устойчивой трезвости. Это — изменение образа жизни!
Именно это обеспечивает повседневную безопасность. Именно это отличает людей, твердо стоящих на своих ногах. Именно это является залогом того, что человек родился в новую жизнь.
Нам нередко задают вопрос, почему случается, что человек, прошедший длительное лечение в системном, основательном, компетентном, добросовестном, честном реабилитационном центре, выйдя «на свободу» спустя полгода-год пребывания там, вдруг срывается. Ведь он не пил, по алкогольным меркам, вечность! Он вел дневники! Он проходил основательную проработку квалифицированных психологов-психотерапевтов-наркологов! Он не только «втянулся» в жизнь без допинга, но и демонстрировал крайний оптимизм и заряженность на трезвую жизнь! Так почему он все-таки сорвался?!
А потому, что образ жизни не был изменен! Вернувшись домой, человек попал в ту же самую атмосферу, из которой уходил. Тот же район, тот же двор, та же семья, тот же круг общения, тот же быт, те же разговоры. И как бы человек не был тверд в своем решении не пить, эта решимость неизбежно начинает подтачиваться, когда на него накатывают девятым валом старые ощущения и предвкушения.
Этому, конечно, можно противостоять, но для этого нужны осознанные самостоятельные усилия в направлении изменения привычек, традиций, подходов, а главное, мыслей и желаний. Разумному человеку неизбежно придется, если, конечно, он хочет устоять в трезвости, подвергнуть ревизии то, с кем он общается, как общается, куда ходит, что при этом делает. Все, что приводит к искушениям выпить: праздники, юбилеи, встречи придется переформатировать. На первых порах даже совсем исключить! Потом, со временем, спустя годы трезвости, если вдруг случится, что какого-то «пьяного» мероприятия никак не избежать, то серьезно готовиться к нему, настроиться таким образом, чтобы веселые посиделки «хвостом не зацепили» и не затащили в губительную воронку срыва.
Придется зерна отчистить от плевел. То есть собутыльников от друзей. Некоторые тут же спросят: а как их отличить? Да, очень просто! Кто готов с тобой общаться без «пивка», тот и друг!
Помню, лет десять назад в наш клуб ходил один общинник, Димитрий. Так вот, он последовательно отсек таким способом всех «друзей», кроме одного. Тот однажды пришел к нему в гости с литром пива «посидеть»… Дмитрий сказал ему примерно следующее: «Друг, пойми, для меня то, что ты принес, будь то пиво или что покрепче- яд смертельный. Даже если ты просто будешь сидеть и «потягивать», для меня очень искусительно, я могу сорваться. Поэтому, если ты мне друг, то поймешь, как я страдаю от пьянки и не захочешь причинять мне боль и способствовать моей смерти. Мой дом всегда открыт для тебя, тебе здесь всегда рады, но без «пузыря». После таких вежливых, но твёрдых разъяснений, друг впредь являлся исключительно с водой, не помню, правда, с какой, то ли колой, толи с «Источником».
А кто скривится: «Что?.. «Насухую с лучшим друганом сидеть»? Да, это скукотища! Никакого удовольствия и интереса», — тот тут же и самоидентифицирует себя, как собутыльник! Ведь он сам сказал, что, по сути, кроме водки и не связывает вас ничего, и не интересен ты ему сам по себе. Да, он, в этом случае, не только не друг, а недруг, враг, поскольку сто раз видел, как ты мучаешься от этого самого «веселья» в итоге, как тяжело «выходишь», сколько последствий потом, над которыми он, быть может втихомолку посмеивается… Гнать таких в шею из своего списка друзей без всякого сожаления! Волки в овечьей шкуре нам ни к чему!
Так же и со всеми другими искушениями и привычками. Дома, на улице, на работе, на стадионе, в отпуске… Особенно в отпуске! Надо целенаправленно выстраивать трезвую жизнь, надо учиться жить заново! Жить совсем по-другому. Менять весь образ жизни.
Аналогично происходит и с человеком, который «завязал» с помощью «кодирования» или «вшивки». Вот именно завязал, завязал узелок… Узелок держится, пока держит страх или внушение. Как только вышел срок или притупился страх- человек срывается. Почему? Да потому, что страждущий не делал собственных усилий. Он не пил лишь под «принуждением обстоятельств». Поэтому у нас батюшка, если и благословлял на какие-то вспомогательные средства, типа «торпеды», то лишь как временную подпорку, как «костыли», как он их называл, для того, чтобы алкоголик, опираясь на них в этот период, начинал учиться ходить, ходить самостоятельно. Чем он и занимался, посещая нашу общину трезвости, впитывая все то, что там говорится и начиная потихоньку изменять образ собственного мышления.
Именно этим и занимаются наши семейные клубы трезвости. Они помогают человеку изменить себя, свои навыки, образ мысли и действий. Кстати, особо важным является солидарное понимание проблемы и со стороны родственников. Поэтому мы призываем ходить к нам не только страждущим, но и их семьям. Ведь правильное поведение ближайшего окружения алкоголика является ключевым, критически важным в проблеме избавления от пьянства.
Кстати, обет трезвости дается иногда не самим алкоголиком (наркоманом, игроманом), а его близким. К примеру, моя теща лет десять назад, видя, как пропадают её муж и сын, дала обет не пить спиртного всю жизнь, хотя и не имела никакого пристрастия к алкоголю. Надо было видеть, что происходило с ними раньше, чтобы понять, насколько разительной стала перемена! На сегодняшний день, мой тесть не только не пьет, но и бросил курить. А брат моей жены стал трезвым многодетным отцом, стал совсем другим человеком! Господь, приняв добровольную, бескорыстную жертву моей тещи, совершил чудо! Особенно удивительно это, если учесть, что ни один, ни другой фактически не посещали клубов трезвости и не давали никаких «зароков».
Помните, как сказал святой апостол Павел в своем послании к Римлянам (гл.14): «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Именно так поступила моя теща. Чтобы не соблазнять… А, главное, дав обет, она принесла Богу жертву любви. Она пожизненно пожертвовала существенной частью своего быта, своей жизни… Ведь ей лично вино не приносило ничего, кроме радости и удовольствия, как сказал царь Давид: «Вино веселит сердце человека…» А, в её жизни, быть может, это была одна из немногих возможностей отвлечься от всех жизненных забот и скорбей… Но она отказалась. Она пожертвовала. Своим шагом она засвидетельствовала свою любовь к Богу и близким.
Это очень важно! Важно, чтобы близкие на деле готовы были многое поменять, от многого отказаться, многим пожертвовать ради спасения своих страждущих родственников. На этом все стоит! На этом все держится! Только так можно кардинально поменять ситуацию.
При этом, конечно, сам обет не может даваться с некоей внутренней требовательностью к Богу, мол я сейчас сделаю это, а Ты, Господи, уж не подведи, выполни свою часть договора, заставь Петьку бросить! Нет! Обет дается добровольно, бескорыстно, с ощущением: «В руци твои, Господи, предаю дух мой…», с готовностью всецело принять волю Божью, какой бы она не была!
Показателен пример одного из наших общинников. Он не пил уже несколько лет, твердо стоял на своих ногах, не испытывал никакого риска срыва, просто не допускал такового! Однако решил дать обет трезвости из благодарности Богу! Из благодарности! Вот какая бескорыстность и какая любовь!
Продолжение следует…
Дмитрий Девяткин