Совместные мероприятия общинников (семейного клуба трезвости) очень важны. А паломничества особенно! Это придает динамику развитию общины, сообщает ей духовную осмысленность, защищает ее молитвами святых, которым посвящаются поездки. Так повелось еще с общины отца Алексия Бабурина. Не могу забыть, какие яркие впечатления произвела на меня поездка общины по Вологодским святыням в 2002 году, и какой толчок к моему воцерковлению и моей личной трезвости это дало. За три дня я так сплотился с другими «общинниками», так «влился» в общую духовно ориентированную колею, что это положило начало моей новой жизни! Я уж не говорю про чувство локтя, взаимопомощи и единения, которые приобретаются людьми в таких совместных мероприятиях. Особенно, если это сопровождается различными испытаниями: как, например, безнадежно застрявший автобус в Тмутаракани в 2002, или отвалившееся на ходу колесо другого автобуса в 2003 (когда мы вдевятером сподобились дать обет трезвости у прп. Нила Столобенского), или замерзание в нетопленных кельях поздней осенью в 2007 в Оптиной Пустыни после пятичасовой всенощной, а потом подъем в 5 утра на Литургию, которая продолжалась часа три.
Помню, как мы 12 лет назад, в период становления нашей, вновь открытой, тогда еще «ромашковской», общины трезвости начинали ездить по святым местам и как благотворно это подействовало на людей, на их сплоченность, чувство локтя, воцерковление и приобщение к подлинной духовной радости. Как следствие, очень хорошие успехи в деле избавления от алкоголя, наркотиков и игромании, обеты трезвости, венчания, рождение детей. А, кстати, и сам клуб очень быстро, таким образом, разросся до необходимости деления, поскольку насчитывал уже несколько десятков семей.
Поэтому я давно пытался сагитировать народ куда-нибудь совместно выбраться, но что-то «не срасталось». Стало понятно, что дальше откладывать начало этого процесса никак нельзя и, несмотря на массу «но» и «много других забот», решено было, для начала, поехать «поближе». Тем более, что недалеко от Москвы есть место, святость которого всемирно известна. Это Свято-Троицкая Сергиева лавра. Где покоятся святые мощи ее основателя- Преподобного Сергия, игумена земли Русской, чудотворца, почитаемого даже католической церковью!
Договорились объединить усилия двух «девятинских» клубов. Вообще, летом тяжело бывает собраться, поскольку многие на дачах, в отпусках. Вечером позвонил Алексей из клуба «среды» и задал вопрос: «Матч состоится при любой погоде?..» Дело в том, что, как обычно перед важной паломнической поездкой, появляется много искушений и сомнений, ехать ли… Кто-то приболел, у кого-то срочные дела нарисовались, кому-то спать охота, да и вообще- дождь, по прогнозу, весь день. Настроение не для прогулок! И закралось у него подозрение, что вместо анонсированных ранее 8-9 человек из их клуба может он оказаться в одиночестве. Я ответил, что да, мол, поедем тем составом «кого Бог пошлет», хоть вдвоем. В итоге, набралось больше 20 человек! Это делает честь тем, кто преодолел лень и сон, а также нашёптывания «тебе это надо?» и поднял себя за шкирку ради такого благого дела. Это очень важно! Из таких вот преодолений и ткется ткань трезвости. Без борьбы над собой, над своим «ветхим «я», над лукавыми резонами и привычным образом жизни бросить пить, наркотики или изменить ситуацию в своей семье невозможно! И, наоборот, такие вот усилия потихоньку, невидимым образом, строят мощную стену страстям, за которой укроется обновленная, избавившаяся от своей страсти, ликующая душа!
Таким образом, преподобный Сергий собрал к себе даже больше народу, чем собиралось ехать изначально. Например, каково же было мое удивление и радость, когда я увидел в электричке (место встречи) Никиту! Ведь он не мог с нами поехать, поскольку был в дальней командировке. И, действительно, он потом рассказывал, чего же ему стоило подняться утром, если он фактически ночью только вернулся. Но чувство «надо» пересилило, и вот он с нами! Причем, как все промыслительно… Он, оказывается, ранее провел несколько Круглых столов в «Парламентской газете», посвященных прп. Сергию и напитался некоторыми «неизвестными широкой публике» поразительными историческими фактами из жизни преподобного, которыми он и поделился по дороге в Хотьково, что предало поездке дополнительную осмысленность, выпуклость.
Очень порадовало, что присоединилась наша многодетная Екатерина. Она была едва ли не первой, кто дал обет трезвости в нашей «старой» общине (12 лет назад), и вот теперь у неё 5 детей! Двоих младших из них она взяла с собой в эту поездку. Кстати, о преодолении искушений … Когда они с мужем в 2007 году в первый раз ехали к нам в Ромашково, то попали по дороге в аварию. И перед ними встал жесткий вопрос: либо они остаются на месте, дожидаются ГАИ и получают компенсацию за ущерб по страховке (вина была не их), но не попадают при этом в Ромашково, либо забывают про деньги и едут на общину. Так вот, они «плюнули» на финансовые потери и добрались, наконец, до нас! Потому что понимали, по их словам, что это важнее, что «так они никогда не доедут», что это все козни лукавого и надо, не обращая на них внимания, идти прямо к цели. В итоге- спасение от алкоголизма, 5 детей и замечательный Ванька! Ведь до Ивана одни девчонки рождались!
Но вот мы в Хотьково! Почему именно здесь, а не в Сергиевом Посаде? Да потому, что сам преподобный завещал «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Для меня же это было вдвойне важно, поскольку со мной поехала моя 10-летняя дочь Мария, одной из главных целей которой было впервые приложиться к мощам «своей» святой. Маше так понравилась поездка, несмотря на немалое количество нахоженных шагов, что она приговаривала: «Эх, сколько Саша упустил!» Саша- мой старший сын, который в этот раз не поехал с нами.
Когда мы подходили к Лавре, в глазах зарябило от обилия китайцев, наводнивших собой как все пространство перед входом в монастырь, так и внутри его. Это было искушение! Такого я еще не видел. Последний раз я был в Сергиевой Лавре на отпевании старца Кирилла Павлова и тогда, понятно, народу было очень много! Но как-то все было организовано, сформатировано и… воспитано что-ли… А тут- разношерстая толпа, громко галдящая, перекрывающая собой все дороги и проходы… В общем, искушение! И я попался!.. На руках у меня сидел Екатеринин Иоанн, мы с ним прошли уже изрядное количество расстояния по пересеченной местности, да еще пытались догнать далеко ушедший вперед авангард во главе с Никитой… А тут даже зайти в монастырь было непросто, поскольку вход плотно блокировался праздно стоящей азиатской публикой. Пытаясь лавировать между ними, я не удержался в итоге от некоторого «продавливания-расталкивания». Вот, понимаешь, я на богомолье иду, а тут «неверные» мешаются! И тут же получил урок от Господа! Когда добрался, наконец, до Троицкого собора, догнав Никиту, увидел такую картину.
Некий энергичный экскурсовод- китаец решительно врывался в Собор, ведя за собой большую группу «товарищей», а ему навстречу двигались классические «наши» женщины, по виду- правильной, катехизической закваски. И когда они столкнулись прямо в дверях, православные сестры едва ли не снесли этого «малахольного, наглого» китайца! Они так бодро пихнули его, что сразу стало понятно, «кто в доме хозяин» и «как надо себя вести в гостях». По вытаращенным глазам последнего было не понятно, дошло ли это до него, но что он ошарашен и не ожидал такого обращения- факт! Я тут же увидел себя минутой ранее. Господи, помилуй! И спасибо за урок!
Но за всяким пиразмосом следует поригорея. Так, наверное, сказали бы греки. То есть, вслед за искушением- пришло утешение. Преподобный помахал нам рукой… Ну, или передал привет. Это было невероятно! Как всегда, совершенно неожиданно, но ожидаемо. Неожиданно, потому что чудо всегда неожиданно, а ожидаемо, потому что едва ли не каждый раз, когда мы к нему приезжаем, преподобный Сергий подает знак своего присутствия, что он видит и слышит нас.
А было это так. Догнал я Никиту, встал за ним в очередь к мощам и говорю:
— Давай акафист вместе читать.
— Так я уже читаю.
— Нет,-настаиваю,- давай вместе. Так лучше.
— Тогда не успеем весь прочесть,-резонно замечает он.
— Все равно, давай вместе.
Никита смиренно согласился и начал вслух для всех читать, было видно, знакомый текст. Когда мы зашли в Троицкий храм, вместе уже продолжать не было никакой возможности, поскольку нас выстроили парами. Я стал читать акафист прп. Сергию про себя, поминутно отвлекаясь мыслями, что ни при каких обстоятельствах не успеваю дочитать до конца, поскольку «Вон, рака с мощами уже близко, а тебе еще чтения минут на десять». Но другой внутренний голос успокаивал: «Да, брось ты отвлекаться бессмысленными «успею-не успею», ты же знаешь, что как-то так всегда управляется, что заканчиваешь вовремя, невзирая ни на что». В итоге, удивительным образом, акафист действительно заканчивается прямо перед ракой. Но и тут кто-то внутри меня вылез: «Ну, вот акафист-то, может, и успел, даже первую молитву успел, а вот вторую уже точно не успеваешь!» И тут батюшка начинает вслух читать ту самую вторую молитву, остановив поток к мощам, и я в священном трепете от своего неверия и очередного вразумления встаю вместе со всеми на колени и слушаю эту молитву, молюсь и удивляюсь такому невероятному «совпадению»!
В общем поездка получилась- на удивление!.. Было еще много чего, но все здесь не изложишь. Главное- преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Дмитрий Девяткин