Пьянство — это проблема не одного только зависимого человека, это проблема всех людей, которые его окружают, прежде всего, самых близких — супругов, родителей, детей. Одним словом, это проблема семьи. С этим утверждением согласны многие, но домочадцы видятся в этом свете обычно заложниками ситуации, на которую они никак не могут повлиять. Такой подход в корне неверен, уверены ведущие и участники семейных клубов трезвости.
«Меняется один член семьи, меняются и остальные», — так вкратце можно описать исповедуемый ими принцип.
Семья как терапевтическое сообщество
Первый семейный клуб трезвости появился в России в 1992 году при Никольском храме подмосковного села Ромашково под руководством врача-психиатра, священника Алексия Бабурина. Начинание оказалось востребованным, и вскоре подобные объединения стали возникать и при других православных приходах. В основе работы семейных клубов лежит метод, разработанный хорватским доктором Владимиром Худолиным, который утверждает, что алкоголизм это не столько заболевание, сколько следствие неправильного образа жизни.
Этот тезис часто вызывает сопротивление как врачей, так и самих зависимых. Не будем вступать в дискуссию, правомерно ли относить алкоголизм и наркоманию к болезням, лучше просто попробуем разобраться в том, что же это такое, семейные клубы трезвости, и как они помогают избавляться от пагубных привычек.
Владимир Худолин считал, что в формировании алкоголизма главная роль принадлежит среде, в которой протекает жизнь человека, прежде всего — обстановке в семье, отношениям между родственниками. Из этого постулата выросла идея, что победить зависимость проще, если работать не только непосредственно с алкозависимым, но и с его окружением.
Семья, меняя свои модели поведения, перестает играть отрицательную роль, а становится терапевтическим сообществом, способствующим избавлению от пагубных пристрастий. Как происходит эта работа?
Семьи, столкнувшиеся с проблемой зависимости, собираются на встречи, где делятся своим опытом преодоления жизненных трудностей, перенимают опыт друг друга. Координирует такие встречи ведущий — опытный специалист, который, кроме того что хорошо разбирается в принципах работы семейных клубов, еще и сам, чаще всего, сумел справиться с пристрастием к алкоголю или наркотикам.
Духовно-ориентированный диалог
Алексий Бердичевский, ведущий семейного клуба трезвости при храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино, рассказывает, что на встречу семейного клуба может прийти любой, главные условия: не употреблять как минимум 24 часа до собрания клуба психоактивных веществ и отсутствие похмелья или ломки.
— Если есть противопоказания — психическое расстройство, сильный абстинентный синдром — мы отправляем к специалисту, — рассказывает Алексей, — во всех остальных случаях — добро пожаловать.
Обычно беседы в семейных клубах трезвости проходят в формате духовно-ориентированного диалога, методики, разработанной Тамарой Александровной Флоренской. Говоря простым языком, основная особенность такого диалога — раскрытие духовного «Я» человека, т.е. того, что приближает его к Богу в Православном понимании.
— Ведущий — это не учитель, не лектор, не тот, кто раздает советы, — говорит Алексей Бердичевский, — ведущий больше модератор, он следит за тем, чтобы соблюдались правила встречи: люди соблюдали конфиденциальность, уважали друг друга, не перебивали друг друга, давая высказаться всем по мере очередности и т.д.
Уже на этом этапе выявляются нездоровые отношения в семье, которые в психологии принято называть «созависимыми»: контроль за поведением человека, вплоть до бытовых мелочей, постоянная критика, обесценивание.
— Иногда родственников приходится рассаживать по разные концы стола, — говорит Алексей, — на наших встречах мы анализируем подобные вещи, направляем семейные отношения в конструктивное русло. Даже когда на встречи приходят одни только родственники зависимых, изменения в семье будут, если они начнут менять свое поведение.
Не теряем, но приобретаем
Никита Вятчанин — ведущий семейного клуба трезвости при храме святых Девяти Мучеников Кизических. Он рассказывает, что в среднем на каждой беседе присутствует 10-12 семей, хотя в общем списке участников клуба их больше. По словам ведущего, одна из главных черт каждого зависимого — нетерпеливость.
Если захотелось выпить — надо пойти и выпить сейчас же, то же самое и в разговоре — захотелось вставить слово, перебил говорящего, не обращая на него особого внимания.
— Поэтому правило не перебивать друг друга — ключевое на наших собраниях. К этому тоже нужно привыкнуть. Потом этот навык — слушать другого — очень важен в семейных отношениях.
У каждого семейного клуба трезвости, работающем при храме, есть духовник. Нередко, приходя далекими от веры, люди начинают воцерковляться. Но в самой церковной ограде нередко можно встретить слишком настороженное отношение к клубам трезвости и их участникам, которых подозревают в сектантстве, нездоровом отношении к алкоголю. История самого Никиты Вятчанина — тому пример:
— Я употреблял долго, 13 лет. Главным допингом была выпивка, иногда к ней примешивались наркотики, а сигареты и подавно были само собой разумеющимися. Последние года три я выпивал бутылку водки в день. Но я не был асоциальным, наоборот, я работал, что-то из себя изображал. Никто не знал, что со мной делать. Я дошел до того, что чуть не покалечил родную бабушку. Тогда мой духовник, священник Вячеслав Резников, посоветовал съездить в Ромашково на собрания семейного клуба трезвости отца Алексия Бабурина.
Я думал, посижу там месяц, чтобы все успокоились, а потом продолжу пить как обычно. Но желание пить пропало. Я думал, что семейный клуб трезвости — это такая почти секта, потому что как раз сектанты обычно и не пьют. Но я увидел этих людей из общины, которые говорили правильные вещи, доброжелательно были ко мне настроены. Встречи вел Дмитрий Петрович Девяткин, успешный состоятельный человек, при этом православный христианин. Пример этих людей меня вдохновил, я стал туда ездить каждую неделю, хотя жил в центре Москвы. Алкоголь для меня умер.
Жизнь изменилась, у меня семья, трое детей, работа, я звонарь в храме, занимаюсь музыкой. Обычно зависимый считает, что избавившись от тяги к алкоголю, он что-то теряет в своей жизни, но на самом деле, только приобретает.
Не чаем единым
Деятельность семейных клубов трезвости не ограничивается лишь духовно-ориентированными беседами за чашкой чая. Важное место в жизни клубов занимают мероприятия, направленные как на социализацию зависимых, так и на укрепление более неформальных отношений между членами клуба. Например, при семейном клубе во Владыкино работает швейная мастерская по пошиву мягких игрушек.
На занятия приглашаются все желающие: участники других семейных клубов, просто интересующиеся рукоделием.
— Мы помогаем строить при храме воскресную школу, — говорит ведущий клуба Алексей Бердичевский, — продаем игрушки на ярмарках, а вырученные средства отдаем приходу.
Нередко семейные клубы выезжают в паломничества по святым местам, участвуют во всероссийских крестных ходах: этим летом участники сразу несколько клубов отправились в Великорецкий крестный ход из Кирова в село Великорецкое. За пять дней пути крестоходцы прошли без малого 200 километров.
Каждые два года семейные клубы вместе с другими обществами трезвости принимают участие в фестивале «Татевские чтения» в селе Татево в Тверской области, на родине Сергея Рачинского, известного российского педагога и борца за трезвость. Здесь собираются священники, врачи, учителя, работники социальной сферы со всей России.
Вообще, досугу в движении семейных клубов трезвости уделяется немало времени. В Москве, например, участник любого клуба может записаться в хореографическую студию, посещать кинолекторий, петь в общинном хоре Семейных клубов, ходить на занятия по изготовлению изделий из кожи, участвовать в зимних и летних спортивных соревнованиях, заниматься социальной работой — выбор большой.
Какие результаты?
Существует ли статистика эффективности семейных клубов трезвости? Специального исследования в этой области пока никто не проводил, но ведущие клубов утверждают, что год-полтора регулярных посещений собраний способствуют устойчивой ремиссии у 70 процентов зависимых.
— Сложнее работать с созависимыми, — говорит ведущий владыкинского клуба трезвости Алексей Бердичевский, — бывает, что в теории они очень много знают, перечитали горы книг и статей, побывали на всевозможных семинарах, а на практике не делают ничего. Как помочь? Нужно мотивировать человека.
Редко, но все-таки случается так, что человека на некоторое отстраняем от наших встреч, чтобы он уже начал наконец-то менять свое поведение. Ну и, конечно, у нас есть специалисты-психологи, к которым мы можем отправить участника клуба, чтобы он проработал свои страхи, травмы и т.д.
Первое, что должны понять родственники зависимых — не нужно во что бы то ни стало тащить в клуб своего пьющего мужа, сына или брата. Диагноз «зависимость» — здесь мы возвращаемся к самой сути семейных клубов — касается не только самого зависимого, но всех членов его семьи.
— Либо семья не смогла купировать эту проблему, либо сама стала почвой, на которой вырос алкоголизм, — говорит ведущий семейного клуба трезвости при храме Девяти Мучеников Кизических Никита Вятчанин, — и когда говоришь об этом родственникам, они обижаются: «что вы нас лечите, мы тут не при чем». Но когда понимают, что это не так, начинают меняться. Например, пьющий супруг, глядя на изменения в поведении своей жены или матери, сначала удивляется, а потом ему становится интересно — что происходит? И вот тогда к нам вслед за своими близкими приходят и сами зависимые.
Автор:Трезвая жизнь, редакция
По материалам сайта — http://trezvo.org/chto-takoe-semejnye-kluby-trezvosti-i-kak-oni-rabotayut/