С 2011 года в театре Русской Драмы Камерная Сцена проводятся регулярные встречи-беседы протоиерея Алексия Бабурина с участниками приходских семейных клубов трезвости.
Стенограмма беседы в общине трезвости, состоявшейся 23 июля 2012 года, которая была посвящена теме «Риза Господня».
Отец Алексий: В настоящее время являюсь клириком Храма положения Ризы Господней. Это очень значимый праздник в церковном календаре. Интересная история у храма, сразу скажу, что другого такого нет. Из святоотеческого Предания мы знаем, что Риза Господня одна. Ее в 1625 году передал русскому царю Михаилу Федоровичу Романову-Юрьеву шах Аббаз. Конечно, принял эту Ризу отец царя, патриарх всероссийский Филарет. Шах Аббаз сделал это для того, чтобы в лице русского царя получить себе союзника. Немного ранее он уже напал на Грузию, и, собственно говоря, Риза Господня была им похищена.
Таким вот образом она оказалась у нас в России. Теперь большая часть Ризы хранится в храме Христа Спасителя, меньшая же часть находится в нашем храме, а до этого она находилась в Успенском соборе Кремля. Много усилий пришлось приложить патриарху Алексию Второму, чтобы убедить тогда президента Владимира Путина передать ее из музейного хранения в церковь. Слава Богу, что это удалось сделать, и Риза Господня теперь находится снова в церкви.
Для нас Риза Господня имеет символический характер. Необходимо вспомнить и о прямом ее предназначении — не только прикрыть наготу, но и согреть в неблагоприятное время. Но также принято говорить о белых ризах. Еще существуют ризы обветшалые и непраздничные. Эта тема прослеживается в Святом Евангелии, когда некто вошел на пир в небрачных одеждах и был извержен из этого собрания, потому что не имел достойной одежды.
Так и все тело наше, как одежда души, также может быть непраздничным, может быть запятнанным нашими грехами и осквернено. Это случается тогда, когда мы не заботимся о храме души своей и допускаем это осквернение. А тогда мы не можем войти в общение с Богом, и благодать уже покидает нас: она не присутствует в нас и не действует в нас и через нас. И вот тогда необходимо приложить все усилия, чтобы у нас друг с другом установились взаимоотношения в любви, достойные для общения с Богом. И тогда мы сможем иметь одежды чистые, незапятнанные грехами и страстями.
Это очень важно понимать. Сама Риза Господня является покровом, оградой и защитой для нас и для всей церкви, также как и Крест Господень — оружием против сил злобы поднебесной. Сегодня на праздновании этого события, в нашем храме отслужил первый Викарий патриарха Кирилла, владыка Арсений. На праздничной службе рукополагали во диакона бывшего военного. Также были гости, присутствовало много людей, в храме была атмосфера настоящего праздника.
На протяжении длительного времени мои мысли обращаются к важной для нас теме, как бороться со страстями. Много приходится читать об этом, на какие-то темы удается побеседовать с людьми духовными, мудрыми. И вот когда пытаешься каким-то образом применить эти знания на практике, то видишь, что это особое искусство. Оно дается нам Богом как всякая благодать, как любовь и любые другие дары Божие.
Мне показалось очень важным сказать здесь, что мы нередко делаем акцент на важности любви жесткой, и даже где-то требовательной. При этом мы говорим о такой взыскующей, строгой любви к человеку, который страждет тем или иным душевным недугом вследствие наших греховных страстей. Обратите внимание, я имею ввиду не тот недуг, который возник вследствие психического расстройства. Тогда нам нужно все-таки иметь в виду, что для такого человека необходимо какое-то время, на протяжении которого он мог бы настроиться на путь борьбы со страстями и похотями.
Изменение образа мыслей не происходит в одночасье. Примером тому может быть то, что мы все исповедуемся, говорим о своих грехах. Но они также очень часто повторяются. Почему-то тогда мы думаем, что это пустяки по сравнению с пьянством, блудом, чревоугодием, воровством. Нам думается, что у осуждения нет последствий, и от празднословия вроде бы не видишь ярких последствий. Тебе кажется, что это мелкие грехи, которые не столь существенны. Но на самом деле мы видим, что все большое складывается из малого. Эти малые грехи в большом количестве переходят в особое качество. Нам ни в коем случае никому нельзя превозноситься. Ведь часто мы думаем, что у нас нет грозных по названию грехов. А ты продолжаешь осуждать ближнего, празднословить, вести себя нецеломудренно и т.д. — в итоге это выливается в состояние скверноприбытчества в широком смысле этого слова.
В этой связи я бы сказал – любовь конечно должна быть требовательной, но надо понимать, что для того, чтобы преодолеть те или иные страстные состояния требуется употребить немало усилий, и требуется значительное время. Поэтому мы должны научиться тому, чтобы, я бы сказал так, быть тактичными по отношению к согрешающему. Как сказано у апостола: «Если брат твой согрешил, то обличи его с кротостью». Таковы законы настоящей любви — с одной стороны, ты не промолчал, выразил свое отношение к событию, но с другой стороны это отношение должно быть сопряжено с любовью, терпением, непревозношением. Да, это необходимое требование, чтобы нам жить в соответствии с заповедями Божиими. А какой взаимной любви можно говорить, если мы пренебрегаем друг другом, если мы живем как эгоисты. Поэтому, видите ли, у искусства врачевания душевных недугов есть такая особенность, когда от нас с одной стороны требуется четкая принципиальная линия поведения, а с другой стороны мы должны быть тактичными и не требовать категорично от человека измениться в одночасье.
Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда люди ратуют за определенный порядок вокруг себя. Однако они пытаются его навязать таким способом, который больше напоминает поведение животных а не человека: например окриком, гневом. В ответ на это возникает лишь противостояние, совершенно противоположная реакция человека. И таким образом вместо того, чтобы уврачевать душу, мы раним ее еще больше. Как следствие возникает отчуждение, неприятие, сопротивление, и мы проблему тем самым только усугубляем, а не разрешаем.
Вернемся еще раз к нашим исповедям. Мы каемся нередко в одном и том же грехе долгие годы и не исправляемся. Нам кажется, что пьяница должен бросить пить, потому что это страшный грех и бедствие для семьи. Между тем празднословие — это серьезный грех, вслед за которым появляется и осуждение и клевета всяческая, что также вносит нарушение в семейные отношения. И в то же время мы думаем, что хуже пьянства ничего нет, а мы ничего страшного не делаем, поэтому имеем право поучать, назидать. Но ведь в Евангелии сказано: «Если ближнему скажешь рака, ты уже подлежишь геенне огненной». А из наших уст порой выскакивают такие слова, что не дай Бог их услышать.
Когда люди ругаются, то зачастую употребляют непотребные слова. Если пьяницы Царствия Божия не наследуют, то смогут ли наследовать те, кто употребляет дурные слова? В Царстве Божьем нет места для тех, кто живет по страстям и по стихиям мира сего. Для всех нас стоит одна задача – работать над собой, над своим поведением, своими пристрастиями. И если даже с Божией помощью удалось преодолеть пьянство, то надо бросить силы и на другие страсти. Очень часто страсти связаны друг с другом и, как правило, вслед за одной могут придти и «семь злейших». Так, чревоугодие в широком смысле порождает и пьянство и блуд. Все взаимосвязано. В VII заповеди Господь говорит о том, что если ты посмотрел с вожделением на лицо противоположного пола, то ты уже прелюбодействуешь. Но ведь если ты гневаешься на ближнего, то таким образом уже, можно сказать, совершаешь убийство. Если мы так будем смотреть на наше поведение, на наше чувствование, то обнаружим, что всем нам надо еще очень много над собой работать. Поэтому тогда и осуждать никого не будешь, так как поймешь, что сам-то не очень.
Бывает и такое, что человек может в чем-то и преуспеть благодаря особым качествам от природы, но в том нет его заслуги. Это не оправдывает то, что он начинает осуждать или превозноситься над другими. Думаю, что в семье это чувствуется особенно. Один, быть может, немного вырвался вперед, чего-то большего достиг, но еще неизвестно, будет ли он держать такой темп дальше, он может споткнуться, может произойти греховное падение. Тем более такое бывает, если человек не работает над собой, не обращается за помощью к Богу, не молится должным образом, не прибегает к таинствам церковным, потому как без благодати Божией мы ничего не можем.
Большое значение имеет и правильное воспитание для формирования внутренней дисциплины. Как сложно изменить что-либо в своей жизни, если не были научены этому в детстве. В школе нас чему-то еще учат, правда, чаще всего кое-как. Настоящему же воспитанию почти не уделяется ни время, ни внимание. Родители весь день на работе, и если найдут от силы двадцать минут в день на общение с детьми, то тогда считаются приличными родителями. Вот и получается, что с самого раннего детства мы беспризорные в духовном смысле слова. А к самовоспитанию мы не приучены. Почитайте о том, как проходило воспитание детей в семье царя Николая II. Ведь все время было расписано уже с раннего детства, а в подготовку входили и марш бросок в 20 км во всем снаряжении. А он царь, казалось бы, зачем ему бегать – а ведь еще стрельба, бальные танцы, караул. У нас, к сожалению, нет дисциплины, чтобы приучать детей к такому порядку.
Поэтому семейные клубы — это не только КЛА, клубы лечащихся алкоголиков, как они называются в Хорватии. В нашем понимании – это клубы трезвения, призывающие к тому, чтобы жизнь проходила в постоянном бодрствовании, трезвении и в любви, что сопряжено друг с другом. Человек, который умеет воздерживаться, жить умеренно, у кого выработана дисциплина духа, он в состоянии побороть свой эгоизм и в состоянии отдавать себя на служение Богу и ближнему. А это еще один шаг к великой добродетели жертвенной любви. Сегодня поступило предложение поговорить на эту тему – о любви. А когда нет всего того, о чем мы ранее беседовали, как можно говорить о любви?
Когда человек становится на христианский путь жизни, то непременно стремится стяжать любовь. И тут надо помнить, что она дается Богом. С нашей стороны должно быть употреблено усилие. Бог восполняет своей благодатью немощных, врачует и дарует силы по немощи нашей. Как говорится в молитвах на сон грядущим: «Яко семя тли во мне есть».
Итак, хочется резюмировать, что во время беседы со страждущими необходим духовный такт, потому что можно своими словами загнать человека в состоянии духовного анабиоза, где он будет охвачен унынием или просто отвернется и скажет «никакой перспективы нет», что тоже граничит с унынием. А тогда он будет жить так, как и жил, ничего не меняя. И здесь для нас важен пример Господа Иисуса Христа, которого фарисеи упрекали в том, что Он общался с грешниками. Господь же говорит, что «болящие имеют нужду во враче», и Он проявляет свою бесконечную любовь к падшему человеку, к самому последнему грешнику.
Георгий Витальевич: Батюшка, нам действительно необходимо говорить о любви к детям, в том числе и родительской.
Тамара: Иногда мы, проявляя любовь, себя унижаем, но ведь таким образом стараемся пожалеть своего ребенка, чтобы он не нервничал. Также бывает и в отношениях с мужьями, когда пытаешься им сказать, что так себя вести нельзя, а вместе с тем вмешиваешься в жизнь ближнего человека. Мне неоднократно говорили, что не надо скандалить, что это не твое дело. И вот я стала прислушиваться к своим ближним и просто молчать, а в другом случае, когда можно было спокойно сказать о своих чувствах, то говорила о них. Но тут есть такая крайность, что можно запереться в скорлупу своего эгоизма — мне хорошо, я самосовершенствуюсь, я как бы сама по себе. Это — равнодушие. Бог прошел до самой крестной смерти и плакал о Лазаре. Но как сложно здесь для себя определить границы того, что я отрешаюсь от их жизни, стараюсь не вмешиваться в чужую жизнь, или ставлю между ними и собой такую как бы преграду. Но с другой стороны я понимаю, что они еще должны пройти тот духовный путь, который я уже прошла.
Отец Алексий: А что на этот счет говорит Евангелие? Давайте посмотрим, как вел себя Господь? Мы все его дети. Господь призывает нас из рабского состояния перейти в состояние сыновнее. Царское священство, царский род — вот кем мы должны стать. Господь оказывал помощь, когда Его просили об этом люди. Так и мы призваны отвечать, когда нас о чем-то спрашивают. Он говорил проповеди, но говорил их как правило притчами. Таким образом, мы видим, что Господь не вмешивается в свободу выбора человека. Он дает человеку поступать сообразно его разумению. Но Господь дает и указующие на путь спасения заповеди. Он дает свою благодать, но без нас — нас же не спасет. Когда мы насильственно пытаемся вмешаться в жизнь наших детей или родственников, мы поступаем неправильно. Мы хотим, чтобы эти люди рассуждали также правильно, как и мы. Но Господь так по отношению к нам так себя не ведет. Он породил нас, Он дал жизнь человеку, значит, сначала мы рождаемся в теле, а в крещении происходит рождение от Духа Святого, то есть духовное рождение. Господь не употребляет при этом к нам насилие. А мы считаем, что имеем на это право. Пока мы воспитываем детей до совершеннолетия, мы обязаны научить их жить достойно, а уж как они созрели, то наше активное вмешательство в их жизнь должно закончиться. Здесь уместно сравнение с пуповиной. Когда пуповина перерезана, то у личности начинается самостоятельная жизнь, она проходит свой путь жизненный. Ей приходится принимать решения, совершать поступки, за которые эта личность будет нести полную ответственность перед Богом. Наше участие может быть лишь личным примером. Если ты можешь передать своим примером любовь, которую ты стяжал или стяжала, то это уже полдела. Необходима опять-таки молитва за ближнего. Наверное, дети благоразумные обращаются к благоразумным родителям за советом. А уж кода спрашивают ваш совет, то вы имеете полное право рассудить и сказать, как я думаю, как вижу ситуацию. Но это еще не значит, что они должны точно так и поступить.
Сергей: Отец Алексий, хотел бы поделиться интересным фактом: у меня уже 12 лет после автомобильной травмы отсутствует обоняние, но я прекрасно помню все запахи.
Отец Алексий: То есть получается так, что на уровне ощущений – ноль, а память работает отлично – я могу себе представить запах, вспомнить его. Если провести аналогию с нашей темой зависимостей, но в противоположном значении, то так бывает и с грехом пьянства. Вот некоторые говорят, что алкоголизм неизлечим. Но что под этим подразумевать. С Божией помощью человек может придти к трезвости, изменить образ жизни в целом. Однако в таком случае нужно говорить о том, что сохраняется некая память, которую можно активизировать. Если человек выпьет, то она активизируется и тогда уже включается проторенный некогда путь. Человек снова впадает во все тяжкие грехи. На самом же деле при длительном воздержании от алкоголя биохимические процессы в организме стали другими, жизненные стереотипы уже изменились, человек стал совершенно другим.
Это говорит о том, что человек способен измениться. Святые отцы показали, что человек в состоянии побороть страсти и научиться жить воздержанно. Для этого он должен обучиться этой брани против сил злобы поднебесной. Тогда он одерживает победу с помощью Божией, силой Честнаго и Животворящего Креста и Ризы Господней. И молитва в этой борьбе является нашим оружием.
Но также необходимо помнить, что для окончательной победы необходимо пребывать в постоянном тонусе, а не стремиться жить в расслаблении. Возвращение греха способно вызвать серьезные нарушения в уже установившемся новом образе жизни человека. Есть и то, что нам мешает в этом. Есть такой механизм – пейсмекер. Современные светские стереотипы жизни ритмично навязывают, как бы вдалбливают иные жизненные ценности. Нам постоянно говорится: «Расслабьтесь, живите в удовольствие». И вот человек начинает расслабляться. А в таком состоянии легко можно вложить другую ценностную программу, направить по ложному пути.
Георгий Витальевич: Я бы хотел вернуться к особенностям детско-родительских отношений. Есть в психологии такое понятие ведущей деятельности, которая в какой-то конкретный период жизни человека определяет его развитие – у ребенка это игра, а со взрослением становится учение, у взрослого – трудовая деятельность. Известный психолог Владимир Петрович Зинченко однажды задал вопрос на своей лекции – какая ведущая деятельность у новорожденного младенца? Я не нашелся, что ему сказать. Он же говорит – создание комфортных условий собственного существования. Когда младенчик голодный, то он орет, а мамка его кормит. Когда он обмарался, то снова орет, и мамка меняет пленки. Затем Владимир Петрович немного помолчал, а потом и говорит, что у некоторых людей эта деятельность остается в качестве ведущей на всю жизнь. Все посмеялись, но в каждой шутке есть доля правды.
Я не случайно начал свою речь с этого примера. Мне кажется, что детско-родительские отношения должны быть адекватными. Родители должны себя вести адекватно возрастным потребностям своих детей. С какого-то момента времени не все его жизненные потребности должны удовлетворяться взрослыми. И здесь начинается очень важный момент в воспитании личности. Хотя, конечно, воспитание в широком смысле этого слова начинается еще с рождения, и даже, как говорят психологи, с зачатия.
Видимо, с взрослением необходимо давать сначала ребенку, а потом юноше или девушке все больше и больше возможности для их собственной деятельности. Разумеется, необходимо следить за ее развитием, чтобы деятельность способствовала их правильному личностному росту, формированию правильных установок в жизни. Собственно, это и есть процесс воспитания.
То, что у каких-то людей эта младенческая установка на создание комфортных условий собственного существования сохраняется до пенсионного возраста, в большой степени зависит от того, как взаимодействовали с ними родители в подростковом, а затем уже и во взрослом возрасте. Так сложилось, что на занятия в наш воскресный клуб больше всего приходят мамы, у которых пьют сыновья. И чрезвычайно часто из их уст звучит «мой ребенок», а когда спросишь о том, сколько же ребенку лет, оказывается — 42 года, а то и старше. И вот они говорят: «Ну он не может…», или «…мне его жалко…» и «…я стараюсь помочь ему…» А в чем старается он, если он даже не работает?
Мне кажется, что такие отношения точно осуществляются не по законам любви. Для меня это самоочевидно. Если для кого-то это является предметом для дискуссии, то можно обсудить эту тему. Там иногда звучат такие слова: «Ну как же, если я его оставлю, это же эгоизм. Я буду жить своей прекрасной духовной жизнью, а он погибнет, если я перестану о нем ежеминутно заботиться».
На мой взгляд, в этих словах заключены, во-первых, неудовлетворенность текущей ситуацией, а, во-вторых, очень выраженное недоверие к Богу. И тогда приходится напоминать матушкам об их истинном предназначении в жизни, но до конца они как-то не доверяются таким словам, хотя и стараются разобраться в ситуации.
Поэтому прежде чем говорить о любви, которая является самой вершинной частью в отношениях, можно просто поговорить об адекватности в них, чтобы это было в рамках здравого смысла. Любовь – это такая очень высокая вещь, а вот здравый смысл должен непременно присутствовать в человеческих отношениях.
Олег: Я, конечно, не буду спорить, что у малого ребенка интерес в комфорте. Но для нас этот мотив деятельности кажется наиболее острым, потому что удовлетворение его требует от нас больше всего сил. Но ведь на самом деле 90% своих усилий младенчик тратит на познание мира, чтобы смотреть, и т.д.
Георгий Витальевич: Безусловно, это шутка профессора. Но, к сожалению, такие потребительские отношения детей по отношении к родителям могут оставаться потом и на десятилетия. Наш психолог Елена Юрьевна любит приводить пример, когда родительница пятилетнего ребенка не может справиться с ним, потому что в случае неудовольствия ребенок начинает вопить. Обратите внимание, взрослый человек не может справиться с воспитанием пятилетнего ребенка.
Олег: Действительно, а еще бывает такое, когда пятилетнего ребенка кормят с ложки. Меня смущает то, что иногда ребенку не предоставляется свобода выбора. Ведь любовь состоит прежде всего в возможности осуществлять свободный выбор. Я готов преодолеть очень многое, справиться со множеством трудностей, но совершенно непосильной для меня является «обязаловка». Например, человек любит борщ, и если ему сказать, что если ты перестанешь любить борщ, то мы тебя посадим, образно говоря, на сковородку и будем переворачивать тебя веки вечные. Как бы человек не любил борщ, он его возненавидит. Меня смущали слова, обращенные к апостолу Петру в Евангелии: «Зачем ты усомнился?» Получается так, что он как бы нарочно усомнился. Но ведь сомнение в данном случае было непроизвольным, ну усомнился и усомнился.
Отец Алексий: Это очень интересное наблюдение. Если рассмотреть этот вопрос поглубже, то, думаю, можно найти правильное объяснение. При первом приближении мне представляется, что Петр сначала пошел, как бы повинуясь импульсу, призыву Спасителя, хотя волны и усилились, и были сильные порывы ветра. Вообще человек призван даже к тому, чтобы управлять своими инстинктивными, непроизвольными действиями. И вот он все-таки пошел, хотя разум ему подсказывал, как же можно идти по воде? Внутренний голос ему подсказывал, что поплыть еще можно, но он ничтоже сумняшеся встал и пошел. Но он оказался неготовым к разгулу стихии вокруг себя. По примеру Спасителя он шел по воде, но как только усилился натиск стихии – здесь он проявил некую незрелость. Человек духовный, выполняя духовные упражнения, находясь постоянно в невидимой брани, обучается противостоять этому. По-настоящему духовный человек уже не может устрашиться.
Бывает и другая ситуация, когда инстинкт не проявляется, когда он должен был бы сработать. У духовного человека инстинкты находятся в подчинении. Примером является, когда святые управляют плотской животной страстью, правда с Божией помощью.
Не так давно мне пришлось побывать у чешского святого подвижника Иоанна–отшельника. В тех краях до сих пор сохранилась пещера, в которой есть дыра. Оказывается, подвизаясь в этой пещере, он уже хотел было уйти из нее, потому что его одолевали бесы. Но тут ему явился Иоанн Предтеча и дал Крест со словами: «Не уходи и прогони его силой Креста». И святой Иоанн прогнал беса, который выскочил через скалу. Теперь на месте того хода есть черное пятно, а в самой пещере имеется святой источник, откуда монахи берут воду.
Петр же проявил и другую слабость, когда он трижды предал Христа. Когда же пропел петух, Петр вспомнил, что до этого говорил ему Господь и, покаявшись, с сокрушенным сердцем бил себя в грудь, плакавше горько. Такова была натура Петра — горячая.
Божией помощи всем вам! Давайте помолимся.