С 2011 года в театре Русской Драмы под руководством Михаила Щепенко проводились регулярные встречи-беседы протоиерея Алексия Бабурина с участниками приходских семейных клубов трезвости.
Стенограмма беседы в общине трезвости, состоявшейся 25 июня 2012 года в театре Русской Драмы. Беседа была посвящена теме «С.А. Рачинский и таинство брака».
Отец Алексий: С.А. Рачинский – выдающийся ученый, который первым перевел труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Получил отличное образование и заведовал кафедрой в Московском Государственном Университете. Однако в знак протеста покинул Университет, когда появилась угроза его автономии. Часть своих доходов Рачинский отдавал в фонд помощи молодым ученым, которые выезжали на обучение за границу.
Затем он уехал в Татево в свое родовое имение. Это место стало настолько выдающимся, что туда приезжали великие люди. Из Татево Рачинский переписывался с выдающимися людьми своего времени. В настоящее время опубликована переписка с Победоносцевым. Особо благоволил к нему император. На основе школы в Татево была создана система церковно-приходского образования. Мы должны понимать универсализм этой личности. Это пример человека, который мыслил очень масштабно, он представлял, каким образом необходимо выстраивать процесс обучения и воспитания, как созидать человека по сути, а не по наименованию. Ведь только такой подход может создать семью и укрепить государственность.
Территориальная и духовная близость породнила С.А. Рачинского и святителя Николая Японского – они проживали в соседних селах. Когда мы празднуем день всех святых, мы говорим о святых, имена которых знаем. Но многих из святых мы не знаем вовсе, а есть те, кого церковь должна была бы канонизировать, если бы этот вопрос был поставлен. О Сергее Александровиче можно вполне говорить как о личности, которую можно было бы представить к канонизации. Он всецело отдал себя на воспитание людей и людей выдающихся, а религиозность его была по-настоящему глубокой. Об этом говорит то, что в то время, когда многие люди удались от церкви, он концентрировал весь воспитательный и образовательный процесс на слове Божием.
Возвращаясь к теме нашей сегодняшней встречи, хотелось бы сказать, что обычно мы начинаем беседу с разговора на тему Святого Писания актуального богослужебного периода.
В эту субботу читалось Евангелие, в котором говорилось, что всякий человек, слушающий и исполняющий слово Божие, подобен благоразумному мужу, который строит свой дом на камне. Пойдут дожди, подует ветер, разольются реки и устремятся на строение, но оно устоит и ничего ему не повредит, потому что это строение построено на камне веры. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит о том, что вера первична, а закон вторичен. Авраам был оправдан верой, и вера была вменена в праведность, и это произошло до завета, который был заключен с Авраамом. А те, кто слушает слово Божие, но не исполняет его, подобны юродивым, т.е. неразумным, которые свое жилище строят на песке. «Подует ветер, пойдут дожди, и дом падет, и будет падение великое». Так повествует евангелист Матфей.
Это важно услышать. Всякое божественное откровение дается дозировано. Важно читать Евангелие каждый день, чтобы получать определенную порцию духовной пищи, которая усваивается и слагается в сердце.
С.А. Рачинский так это и понимал. Слышать-то мы слышим Слово Божие, но живем по своему, а не по заповедям Божиим. Мы не доверяем по настоящему Богу. Если бы мы доверяли, как говорит апостол Павел, то мы «хвалились бы скорбями нашими». А так, мы стонем, если скорби нас посещают, а люди по-настоящему духовные — хвалятся. Скорби вырабатывают в нас терпение. Терпение производит в нас искусство, или опыт. А этот опыт затем формирует надежду. Таков генезис. Скорби помогают нам в духовно-нравственном совершенствовании.
Когда мы услышали это Слово, то так важно жить в соответствии с этим Словом. Тогда мы действительно доверяем Богу, тогда у нас есть вера крепкая. А такая вера способна оправдать, а отнюдь не закон. Ни один человек не может быть оправдан по закону. «Закон порождает гнев», — говорит апостол Павел.
В замечательном труде митрополита Илариона Киевского «Слово о законе и благодати» говорится о том, что когда сформулированы статьи закона, тогда человек четко начинает понимать, что такое есть грех. Покуда же эти статьи не сформулированы, до тех пор грех и есть грех, он не осознается и не может быть вменен человеку.
Суд Божий всегда совершается по милости Божией. Иными словами, можно сказать, что суд Божий не праведен, потому что по делам закона мы все до единого должны были бы быть осуждены как один. Нет человека, который бы не согрешил. Поэтому суд Божий творит милость и по милосердию Божию мы бываем оправданы верой нашей. Но это совершенно не значит, что если я верую, то имею право нарушать закон, который уже сформулирован. Вера не отменяет закон, а лишь утверждает его еще больше. Такова диалектика, и это необходимо понимать.
Римо-католическая церковь абсолютизировала закон, поставив юридический подход на первое место. В догматическом учении католицизма речь идет уже о сверхдолжных заслугах, появляется целый институт индульгенций. В этом видится последствия юридического подхода, противоречащего апостолу Павлу, который говорит, что мы бываем оправданы верою нашей. Справедливости ради необходимо отметить, что здесь мы говорим не о той вере, от которой бесы трепещут. Совершенна вера сопряжена с доверием.
Если нам плохо и нас посещают скорби, болезни, невзгоды, то мы начинаем нередко впадать в уныние, в ропот. Тут мы уже проявляем недоверие Бог. «Где Ты, Господи, как Ты мог такое попустить», — говорит человек Богу в своем вопле. Поэтому важно уяснить для себя, что вера христианская должна стать полным доверием БОГУ В ЛЮБЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
Тогда уже не будет возникать вопросов, как нам поступить в самых различных ситуациях. Наиболее частые вопросы, которые звучат от наших общинников: А что будет, если я не дам выпить, а у него или нее сильная абстиненция, и он умрет? Как же человек не будет использовать наркотик? «Тогда с ним что-то случится, он погибнет или его посадят», — говорим мы себе. Мы пытаемся все держать под контролем, забывая о Боге, что Бог все промышляет о нас.
Если мы доверяем Богу, то должны возложить все упование о будущем наших близких на него. С другой стороны мы зачастую пытаемся взять на себя такие обязательства, которые не в состоянии осуществить. В силу нашего несовершенства мы не можем все предвидеть и все предопределить — это функции Бога. Наши силы и возможности крайне ограничены, и это мы ощущаем каждый день. Но это помогает нам не возгордиться и не возомнить о себе нечто несуществующее.
В заключение Евангельского чтения, о котором мы сегодня размышляем, говорилось о том, что нельзя служить двум господам – Богу и мамоне. Мы уже неоднократно говорили о таком физиологическом законе – о понятии доминанты. Согласно этому понятию, когда мы занимаемся ведущей деятельностью, то в коре головного мозга возникает доминантный очаг возбуждения, который аккумулирует энергию в одном центре, а он, в свою очередь, управляет всей нашей деятельностью. В естественном состоянии не бывает такого, чтобы было две одинаково выраженных доминанты.
Так вот, нельзя и Богу служить верой и правдой, и, одновременно, угождать себе. А о таком состоянии мы говорим, когда употребляем выражение «молиться на мамону», или богатство в широком смысле слова. Если мы как христиане утверждаем, что наша цель в Бога богатеть, то целью неверующего, отрицающего существование Бога, возомнившего себя Богом, является противоположная цель – богатеть в себя, а не в Бога.
В этом смысле важно для уяснить, что нельзя оставлять для себя никаких лазеек. Часто размышляют так, будто здесь можно сделать уступку сделаю добрым начинаниям, а в остальном буду действовать как привык. Зачем употреблять усилия, когда можно найти некий компромисс? Господь же говорит, что компромисса быть не может.
Для нас вопрос состоит не в том, чтобы отчасти осуществить то, что требует закон Божий. Мы рассчитываем исполнить его во всей полноте, при этом непременно прося у Бога помощи, понимая меру собственной немощи. Как раз вера открывает источник божественной благодати. А благодать и совершает чудеса.
Вот какое дело. Как часто мы думаем, применительно к вопросам, обсуждаемым на клубах, что если человек даст обет трезвости и станет ходить в церковь, будто это метод от всех проблем у него в будущем. Но ведь таинство — не волшебное лекарство, это сама жизнь во Христе. А если мы перепутали одно с другим – цель и средство, то тогда — жди беды.
Если ты вдруг подумал, что таинство – это средство, как будто волшебная таблетка, то ты ошибся. Потому что тогда получается, что ты прибегаешь к этим таинствам, к врачевствам, как к некоему магическому средству, а не как к приобщению к источнику жизни вечной. Это принципиально важно. Мы знаем, каков врачебный подход – используются те или иные средства, чтобы восстановить утраченное здоровье, функции. Но духовный подход гораздо шире врачебного. Не заботьтесь, говорится в Евангелии, о завтрашнем дне, во что одеться, чем питаться. Конечно же, человек должен проявлять некоторую обеспокоенность и о своем внешнем виде, и о том, чем он питается, но, несмотря на это, акцент должен ставиться, прежде всего, на духовных заботах. Остальное придет само собой. Если же мы будем делать исключительно акцент на житейских заботах, то в нашей жизни выхолащивается самое главное – богообщение, а значит стяжание благодати и даров Духа Святого. А тогда вся жизнь превращается в материальную стихию, конец которой — распад физический.
Самое главное, что мы должны понимать, что наша цель — не просто уврачевание недугов телесных и душевных, а жизнь во Христе. Это высшая цель и высшее наше благо. Тогда естественным образом оказывается преодоленным не только пристрастие к психоактивным веществам, но и многие другие привязанности, которые удаляют нас от Бога, лишают благодати, которые делают нашу жизнь несчастной.
Когда мы приезжали в Италию к Дону Марио Пикке, создавшему там терапевтические общины, то в беседах с ним много времени уделяли вопросам так называемого «общества потребления». Но тогда в России был коммунистический, который во многих вопросах отбросил нашу страну назад. Сейчас же мы тоже переживаем такие характерные для капиталистического уклада жизни общественные проблемы, как иждивенческое и потребительское настроение среди людей.
Не так давно мы собирались с руководителями семейных клубов трезвости и говорили, что как чудесно мы уже существуем двадцать лет. Первоначально была община для наркоманов, которая не смогла развиваться, несмотря на договор с больницей и с главами администраций. Видимо, это произошло потому, что мы всегда оказывали помощь бесплатно и не приносили прибыль, и нас извергли из больницы. Тогда мы вынуждены были перейти на амбулаторную форму работу, так продолжалось все эти годы и остается до сих пор. Материальную помощь наши семейные клубы ниоткуда не получают и существуют на энтузиазме людей, которые во славу Божию оказывают помощь страждущим. Казалось бы, естественным была бы помощь со стороны людей, которые получали и получают помощь в клубах. Однако несмотря на то, что на спиртные напитки, наркотики и табак средства находились, подсобить общине энтузиазма не наблюдается. Я не призываю продавать квартиры и автомобили, но можно было бы оказывать посильную помощь. Хотя бы оплачивать телефон консультативной службы.
Руководители общин тоже добровольцы. А на поддержание внутренней жизни клубов, как, например, содержание доменного имени официального сайта, необходимы материальные средства. Для подготовки материалов для выставки также нужны деньги. Повседневные затраты для проведения клубов, и общие затраты Движения являются также неотъемлемой частью нашей клубной жизни. Поэтому призываю вас всех быть жертвенными. Каждый понимает, что жертвенность – проявление любви. У нас есть одно общее дело. В работе клубов мы не берем денег, у нас благотворительный подход и от этого мы не собираемся отказываться. Но каждый может пожертвовать сумму добровольную. Христиане отличались, что в их среде не было нищих, давайте помогать друг другу.
Анна: В клубы иногда приходят люди, у которых денег нет. Когда я пришла в Ромашково, то очень нуждалась. Поэтому не надо стремиться отдать последнее тем, у кого нет средств на существование. Таким людям может помочь клуб.
Отец Алексий: У нас нет такого подхода, который имеет место у протестантов, никто не требует десятину. Но если предположить, что люди несли бы в церковь десятину, то церковь бы в государстве не нуждалась, а было бы скорее наоборот. Бывает и такое, когда олигарх, ворующий деньги у ближних, приходит и жертвует церкви деньги. Но одно дело придти в церковь, раскаяться и не возвращаться в свою блевотину. Другое дело, осуществлять жертвы, чтобы ожидать за них вознаграждение от Бога. Это не просто потребительское, а магическое отношение к церкви. Типа того, что я пришел(ла) в церковь, поставил свечу, а Ты , Господи, пошли мне бесплатную путевку в Арабские Эмираты.
Вот так и у нас получается, и это получается запросто. Можно демонстрировать крестное знамение, и говорить при этом, что я — христианин. Но мы уже сегодня говорили, что нельзя служить двум господам. Тогда получается фальшивое христианство, а оно недопустимо в нашей среде. Оно должно изживаться и не стоит ломанного гроша. Одни ходят к колдунам, другие — в церковь, и все, чтобы добиться осуществления земных целей. А христианство требует жертвенности и воздержанности, необходимо духовно-нравственное совершенствование. И к такой жертвенности я вас и призываю.
Наше общество, провозгласившее себя светским, шаг за шагом отдаляется от православия. Многие из тех, кто ходит в храм допускают параллельное существование разных мировоззрений. Так, недавно ко мне на огласительную беседу перед крещением пришла взрослая женщина. И вот во время разговора выясняешь, какие у нее ценности. Оказывается — сплошные компромиссы: можно пожить в браке, а венчаться не надо, ведь потом разведусь. А раньше еще в дореволюционном обществе были границы дозволенного, была жива православная традиция, затем грех стал нормой. Теперь мы видим последствия такого извращения во всяких сферах жизни, они поднимаются на щит. Но наступает время, когда необходимо защищать веру и отстаивать христианскую позицию, и прежде всего в своем сердце, душе, а если потребуется, то и во вне.
Елена Юрьевна: Очень непросто отстаивать такую позицию в семье, чтобы не поссориться с близкими.
Отец Алексий: Да, часто приходят молодые пары с подобными проблемами. Почему, потому очень часто женятся, не испытав себя. Чуть ли не в первый день знакомства становятся близки друг другу, так, что долг заставляет их оформлять гражданские отношения. Раньше, например, был брачный обыск. Невозможно было жениться, не сообщив о своем намерении общине. Если один из брачующихся находился в другом селении, то он должен был взять характеристику у своего приходского священника и принести ее к другому священнику. Тот оглашал с амвона о желании молодых вступить в брак и объявлял, что если у кого-то есть свое мнение об этом, то любой мог его высказать. Так объявлялось трижды. Тогда уже принималось решение о благословении на брак. Также были поручители, как, например, Рачинский в Татево. Такой брак бывал устойчивым, а чувства — упорядоченными. Сейчас же принято так: будущий супруг обещает, что если женится, то бросит пить, курить и т.д., а на самом деле затем не бросает.
Дмитрий Девяткин: Батюшка, а как быть в такой ситуации, когда молодые до женитьбы держат себя целомудренно. А затем вопрос возникает, как они будут себя вести на одной кухне, да к тому же бывают различные интимные вопросы. Ведь люди не видели друг друга в интимной жизни.
Отец Алексий: В интимной жизни действуют инстинкты, там все просто. А так полагается, что собирающиеся вступить в брак в течение года ходят в храм, готовятся к совместной жизни. Затем они вступают в брак и умирают в один день.
Дмитрий: Но ведь они ходили вместе и по улице и на шашлыки, но не видели себя на кухне, в совместной жизни.
Отец Алексий: Но люди же общаются друг с другом, тогда в беседе проигрываются различные ситуации, как дети в песочнице играют, например, в кухню. Сразу становится видно, как человек относится к этому, эгоист он или нет. Конечно же, все ситуации не проиграешь, но ведь можно экстраполировать, перенести их из одной обстановки в другую. Общественное мнение вокруг нас же вводит в заблуждение, когда предлагает вместе пожить.
Дмитрий: А я думал, что можно пожить вместе целомудренно. Но я понимаю, что трудно сохранить целомудренность при совместном жительстве.
Георгий Витальевич: Я работал в школе и видел как устраивала семейную жизнь моя молодая коллега. Она познакомилась с молодым человеком и сказала, что мне тебя нужно получше узнать, и мы будем ездить по святым местам в течение года. Он, конечно, ахнул, но так как она ему нравилась, то вынужден был выполнить ее условия. Сейчас у них ребенок и хорошая семья.
Отец Алексий: За двадцать лет в нашей общине бывали разные ситуации. Так, приходила одна пара. Он ее любил, а она его не очень. Тем не менее, они хотели обвенчаться. Но у мужчины была еще одна «любовь» — к спиртному. «Ты же пьешь!», — говорим мы ему. А он: «Брошу!». Мы ему тогда и говорим: «Бросай сейчас». А он: «Вдруг она меня бросит, а с чем же я тогда останусь». В результате у этих мужчины и женщины ничего вместе не сложилось. Он оставил свой выбор за алкоголем, потому что «любил» его больше своей будущей супруги. Это и есть испытание человека в разных ситуациях, насколько подлинные его чувства. Такое испытание очень важно для жизни в целом. А если два человека с ходу принимают решение, и «раз, два» — и под венец? Также не следует давать обеты трезвости с ходу. Мне было отрадно в этот раз, когда на беседу пришел мужчина лет 50 с сыном и супругой. Он попросил дать обет трезвости на всю жизнь. При этом рассказал, что держит такой обет уже на протяжении 10 лет и хотел бы его продлить. А сначала он давал обет трезвости у отца Алексия Буфеева, который занимается Шестодневом. Затем уже он приехал на божественную литургию в храм в НЦПЗ, я подготовил грамоты, и он перед иконой Божией Матери «Целительница» дал обет пожизненно. Как приятно: он утвердился в трезвости и понял, что возвращаться к прежнему уже никак нельзя и надо дорожить трезвым состоянием, и дал обет. А зовут его Александр.
Анна: Хотела сказать по поводу знакомства друг с другом. Можно познакомиться с семьей своего избранника. Это очень много дает. Знакомство с родителями, их образом жизни, традициями и привычками, принятыми в семье, многое проясняет.
Ира: Хотела поделиться опытом, как мы готовились к венчанию. До этого в литературе я уже сталкивалась с примером, что многие для лучшего знакомства друг с другом ездят в паломнические поездки. Опыт наших отношений специфический — мы с мужем расписались через пять месяцев после знакомства. А с первого дня знакомства мы жили под одной крышей. На тот момент не было не только чувств, а мыслей, чтобы жениться. Еще мы жили втроем, так как был еще один парень. Присутствие третьего человека в доме очень сдерживает. Но появляется совместный быт, и уже можешь получить представление о том, как все будет. Еще один ценный опыт был получен во время общения с моими родителями. Мы на какое-то время приезжали к ним и вместе жили. Родители – это стопроцентный сдерживающий фактор. Это случилось тогда, когда мы решили, что наша встреча была не случайной. Совместный труд родителей с моим будущим мужем помог мне и им разобраться, каков человек. Конечно, только лишь из прогулок по Тверской улице и по участию в увеселительных мероприятиях невозможно составить правильное представление о человеке. Но ведь можно прожить и двадцать лет совместно и не узнать человека.
Михаил: Высоцкий дал исчерпывающий ответ в своей песне: «Парня в горы тяни, там поймешь, кто такой». Мой покойный тесть внуку своему говорил, что настоящий моряк тот, кто берется делать самую грязную работу. Когда живешь в семье с близким человеком, то сегодня или завтра, а может и через десять лет можно найти причины, чтобы быть довольным или нет. Надо уметь прощать, понимать друг друга. Просто по-другому невозможно вместе жить. Неприятности надо учиться преодолевать, от этого никуда не деться.
Анна: Если знаешь, из какой семьи человек, то становится очень многое понятно. Есть такая пословица — скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Очень помогает узнать круг общения интересующего тебя человека. Ведь в семье могут быть одни отношения, а на улице – совсем другие.
Анна: В наших с мужем отношениях был период, когда мы были в разводе. Потом снова совместная жизнь, и мы как будто начали жить заново. Если у людей есть интерес и желание познавать друг друга, то все наладится. А если складывается по-другому, то наступят обстоятельства, что быт не сложится. Есть такое мнение, что когда люди вступают в брак, то они учатся жить вместе, и заранее предвидеть все грани совместной жизни не получается.
Отец Алексий: Здесь абсолютно верны слова М.Ю. Лермонтова: «Любовь – это когда люди смотрят в одном направлении». Важно, чтобы совпадали прежде всего духовные сферы жизни и целеустремленность. Все остальное, действительно, по евангельскому слову «не заботьтесь о завтрашнем дне». Во что одеться, что есть — все придет автоматически. Интимная сторона супружеских отношениях основана на инстинктах. Главное же – духовная зрелость. Духовнонезрелые люди не способны к настоящему браку.
Михаил: Сегодня прозвучали разные мнения, но я прихожу к такому заключению, что, наверное, брак детей должны устраивать родители, как и было раньше. Конечно, родители смотрят далеко и глубоко, если не пьянствуют. Поэтому, воспитывая своих детей, необходимо уточнить, что благословение на брак надо получать у родителей. Если родители не благословляют на брак, то надо очень задуматься, как быть дальше. Бывают и исключения, например, родители могут быть особо мнительными, или другие случаи. Можно им и не угодить своим выбором.
Отец Алексий: В таких случаях есть и духовник, он должен знать этих людей. Это должно быть не просто поверхностное знакомство, иначе он тоже может вполне совершить ошибку. В первые христианские времена, когда было много некрещеных, тогда жена верующая освящала мужа неверующего, и наоборот. Сейчас вопрос уже так не стоит. В современном мире выходить замуж за иноверца было бы неверным. Ведь когда на улице встречаешь человека с кольцом, на него не смотришь как на потенциального супруга. Так и в вере, как только человек принадлежит к другой вере, тогда лучше было бы не строить близких отношений.
Ольга: Батюшка, а как же Ромео и Джульетта?
Отец Алексий: Это хорошо, что мы пытаемся размышлять об этом. В данной ситуации мы говорим об основных акцентах. Каждой временной эпохе присущи свои обстоятельства. Современная Европа переживает послехристианский период. Она находится в неоязычестве. Мы все-таки себя идентифицируем как христиане, а потому стараемся устраивать свои семьи с христианами. Сегодня Церковь не благословляет браки с иноверцами или язычниками. Тогда сразу в молодой семье получается проблема. А теперь попробуем посмотреть на эту ситуацию применительно к теме нашей общины. Вот возьмите проблему алкоголизма. Нельзя благословлять брак людей, которые пьянствуют или употребляют наркотики, пока этот грех не изжит. Если заключается такой брак, то он обречен на распад. Как правило эти люди манипулируют, обманывают друг друга. К тому же они бывают лжецами по жизни, поскольку приучают себя к такому стилю поведения. Естественно, что строить на этом фундаменте, а значит на песке, свой дом, свою семью – безумие. Прежде всего, стало быть, надо освободиться от этого пристрастия, а потом уже ставить вопрос о браке.
Ольга: Как же быть, если Господь не дает ребенка после многих лет брака?
Отец Алексий: Мы говорили о доверии Богу. Если ты по-настоящему веришь, то не будешь искать приемов, чтобы обойти Божие определение, не надо. У Рылеева была ситуация, уже описанная в литературе, когда его мать вымолила у Бога рождение сына, а в результате — виселица. Допустим, что вы настояли на своем, упорствовали, делали, например, ЭКО, а потом ваш ребенок стал употреблять наркотики, у него обнаружен СПИД, и это частая судьба таких детей. При операции ЭКО убиваются оплодотворенные яйцеклетки ради того, чтобы выжил один человечек, а убиваются несколько. Разве можно на смерти других можно построить счастье единственного человека. Мы лишь рассуждаем в слух. Конечно, в конкретной ситуации надо разбираться отдельно. Но и тогда не надо упорствовать. Могут быть вполне банальные причины, которые необходимо устранить. Бывает и так, что люди живут десятилетиями, а потом у них появляются дети один за другим. Господь все знает. А у нас на этой проблеме делается бизнес, когда женщин специально мотивируют: утверждается, что каждая женщина имеет право на оплодотворение, при этом вспоминают всемирную декларацию прав человека. Также специалистами формулируется право женщин на секс. Если раньше близость являлась началом новой жизни и не являлась самоцелью, то сейчас все поменялось местами. В СМИ новый жизненный порядок объявляется нормой. Но почему православное сообщество не приемлет всемирную декларацию? Видимо потому, что согласно ей все переворачивается с ног на голову. Верующий в принятии решений доверяется в Богу, а Господь благословляет чадородие – слава Богу! Если же этого не случается, то можно усыновить ребенка, либо преподавать детям, и вообще заниматься благотворительностью Проблема возникает тогда, когда человек добивается осуществления своей воли, что является вызовом Богу. Господь может и допустить, чего человек добивается, но потом могут быть и слезы.
Дмитрий: Прежде всего, необходимо видеть смысл, ради чего мы женимся или рождаем детей. Если основной целью является удовлетворение страстности, то, мне кажется, такие отношения нельзя называть любовью. Бывает так, что люди готовы, если не получат супруга, покончить жизнь самоубийством. Теперь мы можем правильно посмотреть на эту ситуацию. Это идеальная ситуация, которая может привести к смерти. Конечно, для такого человека возникает трагедия, когда происходит потеря любимого человека, могут даже возникать мысли о самоубийстве. Трагедия будет еще сильнее, если происходит потеря ребенка. Но значит ли это, что я должен утратить смысл для дальнейшей жизни? Готов ли я отказаться от Бога ради своих чувств в этот момент времени? Нужно понимать, что во взаимоотношениях с близким человеком будет любовь, когда будет, прежде всего, любовь к Богу. Забывая об этом, человек становится рабом страсти. Поэтому я думаю, что романы типа «Кармен» или «Ромео и Джульетта» дают неверное представление о любви, они потворствуют страсти.
Отец Алексий: Да, в них воспевается страсть, а не полноценное отношение к любви. Ведь со временем тело увядает, бурные чувства проходят, и оказывается, что настоящей любви и не было.
Анна: Идея романа «Ромео и Джульетта» больше не любовная, другая. Мы привыкли воспринимать его по школьному, что это произведение о любви. Здесь говорится о примирение враждующих кланов, что являлось серьезной темой для того времени. Любовь к родине была гораздо выше любви к женщине.
Отец Алексий: Соглашусь с Дмитрием, что внутри нас должна быть иерархия ценностей. Во главе угла должна стоять любовь к Богу, когда есть Бог, тогда все выстраивается должным образом. Когда же ведущее место занимает страсть пусть даже к родине, то нарушается иерархия ценностей. Наша смысловая конструкция в сознании крепкая, когда построена на Боге, в ином случае она не такая устойчивая.
Михаил: Но ведь «Ромео и Джульетта» все же произведение о войне кланов, и не надо тут что-то другое изобретать.
Отец Алексий: Мы здесь пытаемся рассуждать на тему страсти. Когда речь идет о животной страсти, то сразу возникают мысли о биологической детерминированности, особенностях обмена веществ. Но ведь мы же люди и одухотворены, а, значит, в нас постоянно идет борьба с плотью. Мы бы не были людьми в истинном понимании, если бы в нас всегда побеждала плоть. То, что дух не всегда побеждает, и порой возникает двойственное состояние понятно, потому что отчасти в нас есть животное начало. Но у святых отцов подчеркивается, что человек является разумным животным. Очень часто говорили о юродивых, что они действуют под влиянием своих страстей. Их поведение было непонятно для окружающих, и принимали за страстность то, что совершалось под водительством Святого Духа.
Но вот к чему нас призывают психоаналитики и те, кто проповедует безраздельное господство над человеком эроса или либидо? Они абсолютизировали страстную животную потребность для человека. Так, Адлер абсолютизировал власть, другой исследователь — агрессию. Из чего же они исходили? Из каких-то узких представлений и возводили в абсолют часть психической деятельности, вокруг которой и выстраивали свою концепцию. На самом деле, ни та, ни другая концепции не являются истинными. Он не учитывают главное — связь с Богом.
С точки зрения мы физических процессов человек непосредственно связан с природой. Кожные покровы отделяют внутреннюю среду человека от внешних влияний, вспышки на солнце влияют на настроение людей и даже способны вызывать у них агрессию, от расположения планет зависят урожаи на земле. Все в окружающем нас мире взаимосвязано, таким образом, мы говорим об экологии.
Но также на человека оказывают влияние и факторы нефизического порядка, например, общение с себе подобными, и уж конечно мы не имеем право забывать о существовании духовного мира. Вот почему сообщество людей уже становится мощной силой, где возникают внутренние связи за счет взаимодействия. И если у такого коллектива установлены цели высокие, истинные, тогда подобное объединение многое может сделать для оказания помощи в духовно-нравственном совершенствовании. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — говорит Иисус Христос. Поэтому давайте не забывать о взаимосвязанности и влиянии друг на друга. Надо дорожить тем, что мы друг у друга есть.
Хотел поделиться с вами очень показательным случаем, произошедшим недавно. В эту субботу меня попросили остаться в храме, потому что должны были привезти на консультацию человека, которому стало плохо. Когда его привели, то вынуждены были положить человека на лавку, так как ему было дурно. После расспроса оказалось, что он принял помысел от близкого, который поведал, не рассуждая, что на всю семью навели порчу на смерть. И вот, когда один из челнов семьи пошел в храм, то он стал чувствовать себя плохо. Что же делать? Тогда начинаешь разговор исподволь и показываешь человеку, что на самом деле для христианина такие вещи, как порча, или сглаз, не существенны и незначимы, православно верующему ничто не может повредить. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его», — говорится в псалме. Когда начинаешь так говорить, то вдруг видишь, что глаза человека приоткрываются, а на лице появляется румянец. Так мы беседовали около часа. Когда измерили тонометром давление, то оно оказалось повышенным. И в этом случае дали лекарство, которое облегчило состояние. По завершении беседы я сказал ему, что назавтра он приходил на исповедь. На следующий день этот человек пришел на исповедь, причастился. И тогда он стал совершенно другим.
Этот пример еще раз показывает, что многие из нас могут быть незащищенными, легко ранимыми. Кто-то по своему недосмотру скажет слова не полезные, а другой примет их близко к сердцу, и вот может возникнуть психоз. И здесь мы должны действовать Словом Божием. Как Господь отвечал, так и мы должны говорить, как написано в Святом Писании. Тогда в нужный момент мы вспомним слова из Святого Писания и псалмов Давидовых, которые позволят отразить нападки.
Применительно к тем ситуациям, с которыми сталкиваются наши общинники, неоднократно бывает такое, когда человек воздерживается уже несколько лет, и вдруг у него возникает помысел. Если вы на чеку, то сможете вовремя сказать нужные слова. И тогда враг побежит. Значит, мы всегда должны думать о духовной сфере бытия. Повторяя уже высказанную ранее мысль, хочется сказать, что к таинствам не нужно относиться как к методам, средствам, которые пусть даже и с благими целями будут использоваться для уврачевания духовных и душевных недугов. Церковные таинства являются прежде всего целью христианской жизни, а не ее средством.
Елена Юрьевна: Магическое мышление имеет очень больную силу, человек, находящийся под его влиянием даже может умереть.
Отец Алексий: Да, особенно это опасно, когда человек сознательно ищет магических средств, приходит за исцелением в те или иные организации, чтобы найти инструмент, методику, которая его избавит от страсти. При этом он или она не хотят употреблять никаких духовных усилий и совершенно не помышляют о спасении. Они ищут лишь магических сил и средств. Магия – архаичный способ взаимоотношений с миром и людьми, который находится глубоко в человеке. Настоящие христиане способны освободиться от такого мышления, потому что они веруют, что врачует — Бог, исцеляет — Дух Святый Божий, а не какие-то уловки или психолого-технические средства.
Анна: Я бы хотела продолжить мысль, что все взаимодействуют. Ведь родители тоже своим упорством мешают Промыслу Божию. Когда они видят, что все у их сына или дочери происходит не так, как им хотелось бы, то пытаются повлиять на ситуацию. Но промысел может быть так устроен, что даже неудачный брак имеет право на существование. И упорство родителей склоняет детей к навязываемому выбору. А так важно уметь высказывать свои доводы, но не чувствовать детей своей собственностью. По-человечески хотелось бы, чтобы близкие во всем принадлежали нам, и уж если вдруг дети переживают какие-то скорби, то импульсивно хочется их защитить, пусть даже и ценой насильственных действий.
Отец Алексий: Здесь требуется немного поговорить о Промысле Божием и понять, в чем состоит его содержание. Мы иногда все называем промыслом Божиим, приписываем ему и наши ошибки, и неудачи. Но не всякую ситуацию можно рассматривать как волю Божию. Промысел Бога о нас заключается в одном, чтобы каждый человек сумел спастись и в разум истины придти, чтобы познал Бога и обрел блаженство. В остальном жизнь зависит от нашей воли, потому что Господь создал человека свободным. Бывает так, что Он исправляет ошибки по нашей ли просьбе, или просьбе ближних, и претворяет зло в добро. Бог все знает и предопределяет, но мы не способны мыслить этими категориями, потому как божественное состояние нам недоступно. Да, действительно, Господь попускает какие-то страдания, как произошло с Иовом Многострадальным, но это совсем не значит, что Господь специально их посылает. Бог не может являться источником зла. Господь может попустить действие этого зла. Вместе с тем Господь претворяет зло в добро.
Конечно, родители совершают много ошибок со своими детьми. Огромное количество браков распадается, потому что родители были против избранников своих детей, ревностно относились к ним, либо привязали их к себе настолько, что не хотели отпустить в «свободное плавание». Иногда родители специально растят детей как бы для себя. Нередко такие матери говорят: «Я всю жизнь на тебя положила, души в тебя не чаяла». А ребенок ей и отвечает: «Я не просил меня рожать». И такое тоже встречается. Тогда духовник должен сыну или дочери подсказать, как поступить правильно, и найти правильную линию поведения с родителем. Но важное здесь условие, чтобы молодой человек обратился к духовнику.
Алена: Меня смутили слова, что верующая жена не освящает мужа.
Отец Алексий: В то время, когда жил и действовал апостол Павел, практически все люди вокруг были либо язычники, либо политеисты. Религиозность их была переходного свойства от язычества к единобожию. Но, конечно же, религиозное мышление было у всех. Тогда получалось так, что когда кто-то в семье становился христианином, то вторая половина зачастую оставалась в своем прежнем веровании. Тут же возникал вопрос, как быть: семью оставлять или как? Апостол Павел в своем послании к Коринфянам поясняет, что семью в таком случае разрушать не надо. Возможно было совместное сосуществование таких людей, где супруги взаимодействовали, имели общий дом, быт, супружеское ложе. В такой ситуации ты можешь оставаться христианином и продолжать путь следования за Христом. В том же случае, когда христианину препятствовали и пытались каким-либо образом ограничить или отвратить от веры, то в таких случаях он делал выбор в пользу Христа, а не мужа или какого-то сообщества языческого. Когда же общество стало христианским, то отношения стали выстраиваться иначе. Стали уже спрашивать, возможно ли вступать в брак с людьми иной веры? Сами верующие поняли, что это невозможно. Согласно Социальной концепции Русской Православной Церкви сегодня возможно совершение браков православных с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога.
Алена: Но есть случаи, когда верующая жена состоит в браке с неверующим или атеистом.
Отец Алексий: Это очень характерно для семей из советского времени. Когда люди были отлучены от веры и вступали в брак, а затем кто-то из супругов крестился. Стал возникать вопрос о венчании, потому что уже были взрослые дети. Тогда супруг, под давлением жены, соглашался на крещение, а потом венчание. О полнокровности такого брака говорить не приходится. В данном случае мы говорим о времени, когда по другому было зачастую невозможно поступить. Но изначально строить семейные отношения надо с верующим. Вы помните, что сегодня рассказывал Георгий Витальевич, когда отношения будущих супругов проверялись в паломничестве. Он может быть атеистом, но если действительно любит девушку, то станет приобщаться и к ее вере. Случается и так, что он ничего не поймет, тогда может ли между ними быть действительно глубокое взаимопонимание? В таком случае отношения могут продолжаться по причинам естественных влечений. Но все же необходимо стараться увидеть истинную суть брака.
Для нас важны слова святителя Иоанна Златоуста, который свидетельствует, что брак дан не только для продолжения рода, но и для погашения пламени естественной страсти. Когда мы говорим о браке, то утверждаем, что он представляет собой нечто большое, чем просто удовлетворение вожделения. Погашение пламени страсти также возможно в браке, но это пламя можно как потушить, так оно может и распалиться. Мы же действительно убеждаемся, что настоящая любовь проносит людей любящих через все жизненные испытания и укрепляется, если была основана на духовном взаимопонимании, вере, общем мировоззрении. А если она была построена на влечении, то со временем увядает, уходит, потому что с годами исчезает и внешняя привлекательность объекта твоего вожделения. Это аксиома, не требующая дополнительных доказательств.
Георгий Витальевич: Речь идет о том, что сегодня двери храмов открыты. Если в Древнем мире до Константина Великого было проблемно узнать христианство, то сегодня препятствием человеку может быть только его нежелание. Следует ли связывать свою жизнь с таким человеком? Не гораздо ли важнее сказать ему: «Любишь меня, узнай моего Бога».
Отец Алексий: Когда до революции возникал вопрос о браке между католиком и православным, тогда брак заключался с условием, что другая сторона примет православие. Бывали и исключения. Так Великая княгиня Елисавета Федоровна не сразу приняла православие. Тем не менее, она прошла свой путь осознания и приняла православие.
Ольга: Когда мы поженились, мой муж не был крещеным. Через два года он крестился. И в нашем приходе много таких случаев. В приходе. Бывали и такие случаи, что мужчина крестился и вскоре стал священником. На мой взгляд, наше общество является не совсем христианским.
Отец Алексий: Бывают разные ситуации, и ваша ситуация, видимо, тоже особенная. Мы здесь говорим о правиле. Если ко мне, как к духовнику, приходит девушка или парень, вступающие в брак, я сначала спрошу, верующие ли их половины. Желательно изначально испытать своих суженных в вопросах веры. Иногда люди вынужденно вступают в брак, потому что чувствуют свое обязательство перед другим после интимных отношений.
Женщина: Это может быть продиктовано романтическим желанием счастья, любви. Моя дочь вышла второй раз замуж, потому что увидела в нем необыкновенное для себя начало. То, что у него были любовницы и дети на стороне, он сказал лишь потом. Он обманывал даже тогда, когда повенчался. Они прожили вместе 16 лет, но в результате у них оказались разные жизненные цели: сначала он держался, пытался устроить отношения, ходил в храм, а сейчас страдает алкогольными запоями.
Отец Алексий: Я рассказываю вам о позиции церкви, с которой я полностью согласен. Как священник я не могу декларировать свои частные воззрения, потому как они могут быть ошибочными. То, что вы приводите в пример, что наши времена такие же, как первые века христианства, что нужно поступать также как и раньше, что верующая жена освящает мужа — это верно только отчасти. Что же случится, если я буду изначально как священник, зная, что ожидает этих людей в браке, когда они смотрят в разные направления, а я чувствую, что человек сейчас обманывает себя и окружающих, обещая, что бросит пить, лишь заявляя: «Давай только поженимся», не доверять тому, что мне подсказывает голос совести? Нет. Человек должен сначала брось пить и курить, постоять на церковной службе со своей избранницей в храме. Только тогда возможно увидеть, действительно ли он склонен к тому, чтобы изменить свою веру. А если девушка думает, что все само собой произойдет с годами, и в таком выборе своего спутника она обретает себя, то мнение священника может и не соответствовать ее выбору. Священник может жестоко ошибиться, благословляя ее на брак, и тогда прегрешит духовник. В таком случае быть уверенным в том, что человек поступит через какое-то время в соответствии с волей Божией очень сложно.
Дмитрий: В дополнение к словам батюшки хотел отметить, что в нашей общине многие приходят к вере вопреки алкоголизму, наркомании или другим страстным состояниям. Можно было бы рассуждать так, что если страсть может таких людей привести в православную общину и к Богу, то есть к исцелению, то может тогда язычникам рекомендовать стать блудниками и алкоголиками. Конечно, такая логика рассуждения неверна, хотя и велик соблазн такое порекомендовать. Также мне известны действительно счастливые семьи, которые появились в результате распадения других семей, уж таковы были жизненные обстоятельства в этих семьях. Тогда, может быть всем недовольным своими браками порекомендовать разваливать семьи, чтобы построить новые счастливые семьи? Нет, это случается как исключение. Бывает так, что по неисповедимым путям Господним и особому Промыслу первым из всех людей в рай вошел разбойник. Но это совершенно не означает, что необходимо становиться разбойником, чтобы затем покаяться и войти в рай. Разумный человек будет выбирать праведный путь.
Никита: Хотел бы сказать о соблюдении правил. В моей жизни сложилось все не так «гладко», как этого, может быть, хотелось моим родителям. Но это не значит, что я свой пример буду противопоставлять церковным правилам и утверждать, что так и надо делать. Эти два подхода – мой собственный и церковный — несравнимы. Тогда речь шла о том, знаю ли, доверю ли я этим правилам или нет, готов ли я по ним жить. Бабушка и мама сейчас, вспоминая прошлое, говорят о том, что «тебе помогали поступать в институт», но я ушел из института перед госэкзаменом. Мне звонили преподаватели и просили, чтобы я просто появился на занятиях. В последующем потребовалось два года армии, чтобы я одумался и потом защитил диплом. Сейчас рассказывали о несовершенных браках, сожительствах, и я так жил до брака. Я был настолько тупой по жизни, что иначе, по-видимому, поступать не мог. Поэтому был готов стереть многовековые правила и установить свои собственные новые. Не дай Бог вам иметь такие примеры перед глазами.
Здесь уже поднимался уникальный пример Ромео и Джульетты. Был такой дядя Шекспир, который решил показать, что подростковое чувство, основанное на «я хочу», слепое. Тогда люди готовы себя убить, называя свои чувства любовью. А вот еще один литературный персонаж — Анна Каренина, бросившаяся под поезд. Пример человека, запутавшегося в собственных чувствах, что привело к таким колоссальным для личности последствиям. Когда мы в школе читали «Преступление и наказание» Достоевского, то ничего не могли понять кроме названия. Теперь, здесь, на встречах в общине и в церковной жизни, мы начинаем открывать для себя то, что является настоящими правилами. Для меня было определяющим понимание, что правила — это рамки, которые ограждают от пропасти, а не запрещают выйти «в чистое поле водицы попить».
Об этом очень легко можно забыть. Поэтому мне еженедельно надо приходить в храм и послушать Евангелие, чтение Апостолов, чтобы вспомнить, что нравственные правила необходимы для того, чтобы ты не погиб, а не для того, чтобы ограничить тебя в свободе.
Георгий Витальевич: Я сегодня уже приводил конкретный пример о том, как повела себя девушка с будущим мужем. Сейчас я вспомнил еще один пример девушки, которая сейчас уже живет в Австрии. Эта история происходила на моих глазах, потому что девушка и молодой человек встретились на нашем приходе. Пообщавшись, они поняли, что любят друг друга. Но она ему твердо сказала, что будет его женой только, если они повенчаются. И четыре года она ждала, пока он приходил к вере, к Богу, затем крестился, а потом они обвенчались. Теперь она регент в храме в Вене.
Анна: И в художественных произведениях много говорится о людях, вступающих в брак в противовес нравственной логике, и сколько им приходится терпеть после этого. Можно сразу выбрать христианский брак, а можно такой, который потворствует и пьянству и блуду.
Отец Алексий: Совершенно верно, Анна, сейчас блуд возведен не просто в норму, а в геройство. Человек стремится получать от сексуальных отношений максимум удовольствий. О какой религиозности в таком случае можно говорить. Имя Христа исчезает, а навязывается иная, чуждая христианству идеология. Так, человек приходит к урологу, а ему говорят, что для решения проблем необходимо завести любовницу. И это так рассуждает врач. Как можно рассчитывать, что человек, познав вас, станет другим, когда светские установки в вашем полностью противоречат христианству. У светского человека другие жизненные установки, ему нужен богатый жених, сексуальные партнеры и т.д. Такие псевдонормы формируются в сознании годами и, чтобы обрести действительное трезвомыслие и верное нравственное отношение, от человека требуется титаническая работа. Такие люди несчастны, потому что у них такая религия.
Анна: Когда я разводилась с мужем, который продолжал быть подверженным страсти, то не была убеждена, что мой муж выберет трезвость. Я вынуждена была сделать свой выбор. И хотя это было нелегкое решение, но ходила за благословением к священнику. Не было гарантии, что мой пример приведет и мужа к правильному выбору. Никто не мог с уверенностью сказать, что он в итоге все-таки выберет сохранение брака. Можно быть убежденной в том, что я положу всю свою жизнь, и он выберет трезвость, а в итоге выбор остается за ним.
Михаил: Глядя на современные тенденции разрушения семейных ценностей, понимаю, как ценен был традиционный уклад жизни в прошлом. Под церковным крылом родители могли договориться о замужестве дочери, порасспрашивать людей и посмотреть на жениха, и даже если он им не нравился, то полагались на Бога. Родители помогали девице определиться с выбором, потому что ухватывали более серьезные вещи. Она уходила в чужую семью, откуда уже не могла убежать, если муж что-то сказал, как это делается сейчас. Сколько браков развалилось из-за этого. Тогда не было рядом матери и отца, и муж был ее заступник. Приходилось заново устраивать отношения. Многие грехи рождаются от праздности, а ей приходилось много работать. Она стремилась к браку и знала о его трудностях.
Отец Алексий: Сегодня у нас была интересная тема – о браке и взаимоотношениях в нем. Это хорошо, потому что на эту тему супружества и брака необходим цикл занятий. Естественно, что здесь многие вопросы надо обсуждать.
В 1992 году на одной из конференций вспоминаю полемику с отцом Владимиром Воробьевым. Как вы помните, святитель Иоанн Златоуст допускал возможность отношений между мужчиной и женщиной, основанных на естественной страсти. Отец Владимир считал, что в браке отношения перетекают в духовные. Так, например, было в семьях у Лосева и у Иоанна Кронштадтского. Когда почитать письма Лосева, то Петрарка меркнет, но это идеал отрношений.
Мы — люди несовершенные, поэтому, принимая возможность неких идеальных отношений, говорим о житейском уровне отношений. Отцы церкви определяли не относиться к вину и к браку как к скверне. Если человек гнушается браком, также как и вином и мясом, то он должен быть отлучен от церкви. Поэтому, ни жена и ни муж не должны отказывать при естественном влечении. Половое возбуждение не является грехом, об этом мы много говорили с Лосевым. Но с вожделением смотреть на чужого мужу или жену — это грех. Брачные отношения, благословленные Богом, производят замечательные плоды.
О вине мы тоже много говорили. Еще раз необходимо отметить, что разговор не идет о том, чтобы вкушать вино самому и не предлагать его ближнему, когда рядом находится страждущий. Но по словам апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
Рад, что мы собрались все вместе, такого общения нам не хватает. Обычно мы пребываем в собственном соску и ограничиваем себя в общении. Многие проблемы тогда не подвергаются анализу и не решаются. Надо стараться спрашивать о спасительном пути, чем уклоняться от него на сторону и вообще уйти от него. Такие встречи позволяют скорректировать наш путь и не впасть в инакомыслие, когда мы начинаем прельщаться ложными баснями. Наш путеводитель — церковь, она позволяет переплыть волнующееся море, грозящее потоплением. Но с нами Бог, который помогает прибыть в гавань спасения.
Всем желающим Спасения помощи Божией и крепости!
Давайте помолимся.