Сейчас в нашей стране много говорится об алкоголизме. Это и неудивительно — народ спивается.
На этом фоне оказываются крайне востребованными различные способы борьбы с этой «казнью египетской». Появляются новые методики и реанимируются старые, научные и псевдонаучные, эффективные и малоэффективные, доморощенные и имплантированные из-за рубежа, медицинские и не очень. Широкое распространение, к примеру, получила американская 12-шаговая программа (анонимные алкоголики). Не могу про нее сказать ничего плохого, поскольку не изучал эту тему глубоко, но приходилось слышать от многих священников о том, что для людей православных эта система, скажем так, не полезна. В силу ее духовной составляющей или отсутствия таковой. Помню, был в декабре 2007 года на представительном форуме священников и врачей в Национальном научном центре наркологии, где в итоговой резолюции эти общества анонимных алкоголиков, работающих по 12-шаговой программе, называли «если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями». (Заседание «Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» 15 декабря 2007 года).
Но речь пойдет не об американской программе. А о том, что есть, оказывается, наш, русский, сугубо православный, подход, базирующейся на христианских ценностях, богатой традиции дореволюционного трезвенного движения, имевшего прекрасные результаты и широчайший охват населения. Достаточно привести хотя бы эти цифры: к 1913 году общества трезвости, создаваемые по благословению Священного Синода и под духовным окормлением св. праведного Иоанна Кронштадского, насчитывали более двух тысяч и объединяли полмиллиона человек! Причем, речь в этих обществах шла об абсолютной трезвости! Кто хочет подробно узнать об этом, адресую вас к статье Гусева Г. В. «История трезвенного движения в Русской Православной Церкви». К этой же дореволюционной практике рекомендовал присмотреться и о. Иоанн Крестьянкин, когда к нему обращались с алкогольными проблемами его духовные чада.
А я вот к чему веду. Есть и в наше время такая община трезвости, которая активно использует и развивает этот традиционный русский способ обрубания голов зеленому змию. Основана она по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1995 году о. Алексием Бабуриным при активном участии того же Гусева Г. В., который, кстати сейчас ведет один из семейных клубов трезвости в рамках этой общины, на практике внедряя то, что он изучил теоретически, роясь в исторических архивах. В качестве медицинско — психологической основы используется методика Югославского психиатра Худолина. Она доказала свою высокую эффективность в течении полувековой успешной работы в Европе. Так что говорить, что подход у отца Алексия ненаучен никак не приходится. Тем более, что сам он известный и признанный в медицинском мире нарколог и психотерапевт.
Но ценность этого подхода, конечно, в той самой духовной составляющей, которой нет у многих других «систем». Здесь это даже не составляющая, а основа основ. Ведь о. Алексий ставит вопрос значительно шире. Мало бросить пить — надо еще научиться жить трезво, — говорит он. Причем в самом широком, христианском смысле, трезво. А тут без воцерковления не обойтись. Поэтому самое пристальное внимание уделяется исповеди, причастию, другим церковным таинствам, призванным врачевать душу и очищать от страстей, как алкоголизм, наркомания, игромания, так и других.
Как это происходит. Встречаются члены семейных клубов трезвости раз в неделю, пьют чай и общаются. Кто-то рассказывает о своих проблемах, другие подключаются и делятся личным опытом борьбы со страстью в аналогичной ситуации. Проблема рассматривается с разных сторон, в разных плоскостях, препарируется и почти всегда вопрошающий находит для себя выход, а иногда и подход. Ведь смысл не в том, что с нами происходит, а в том, как мы на это реагируем, как подходим к той или иной житейской ситуации. К примеру, как не выпить, когда в гостях, когда наливают, пристают, на «ты меня уважаешь?» берут. Как не сорваться и не пойти в игровые автоматы, когда ноги сами ведут? Что делать с друзьями-собутыльниками — наркоманами, когда звонят и звонят, предлагают и соблазняют? А если жена «с цепи сорвалась», а если начальник — дурак, да мало- ли каких реальных и надуманных ситуаций. Ведь человеку зависимому лишь дай повод, или оправдание, или искушение. Вот и приходят люди, чтобы научиться со всем этим бороться и жить. С прилогами, помыслами, мыслями и желаниями. Говорят за столом о разном. Совсем не обязательно об алкоголе. Даже часто не о нем. Идет духовно- ориентированный диалог, как его назвала известный психолог Тамара Флоренская, узнавшая о методике, применяемой о. Алексием.
Но не чаем единым живет община. Общиной в подлинном, лексическом значении этого слова, не станешь без общих дел. Такими делами становятся совместные паломнические поездки, молебны, выходы «на шашлыки», встречи в кино-клубе. Есть спектакль, поставленный М.Г. Щепенко в театре «Камерная сцена», рассказывающий об общине, в котором, кроме профессиональных актеров, играет и группа общинников. Играет самих себя в двух сценах. Есть теле — версия спектакля. Есть книга «Вразуми меня и буду жить», составленная по протоколам собраний клубов трезвости и на основе личных воспоминаний общинников. Есть общинный хор. Сейчас ставится второй спектакль, в котором будет использован его репертуар. Ставится профессиональным режиссером из рядов общинников. Все это объединяет и сплочает. Чувство локтя — это один из краеугольных камней методики. Поэтому много времени и сил уделяется патронажу, взаимоподдержке. Когда человек чувствует, что он не один, что есть на кого опереться, это здорово помогает в трудную минуту. Я сам, когда 9 лет назад оказался в общине, вдруг понял, что обрел вторую семью, большую, дружную, теплую, дорогую мне семью. И это, учитывая, что у меня замечательная жена, четверо детей, в общем, проблем с теплотой и дома не было. Теперь, с Божией помощью, 8 лет не пью — благодарение Богу, отцу Алексию и моей новой семье.
Теперь самое интересное. Статистика работы общины за 15 последних лет говорит о том, что среди тех, кто постоянно посещал еженедельные встречи в течение хотя бы года, обрели устойчивую ремиссию (не пьют, не колются, не играют) 73% ! При этом, что в наркологии нормальным считается результат в 7%. Почему бы не использовать этот опыт в России более широко?! Кстати, как раз наша община за последние четыре года здорово разрослась. Сейчас вместо одного клуба, который вел отец Алексий лично, существует уже четыре. Правда, в марте текущего года мы были вынуждены переехать в храм Всех Святых в районе метро «Сокол». Дело в том, что новый настоятель храма святителя Николая в с. Ромашково отказался поддерживать общину отца Алексия и предложил свою концепцию, которая, на мой взгляд, резко уводила как от дореволюционной церковной традиции обществ трезвости, так и от проверенной десятилетиями медицинской практики. Поэтому собрание ведущих (операторов) клубов и актива общины приняло соборное и, что примечательно, единогласное решение о передислокации. Оставшийся же в Ромашково клуб Екатерины Севастьяновой был реорганизован в «малую группу адаптации к трезвому образу жизни». Сам же отец Алексий проводит общие встречи, на которые собираются до ста человек, в театре «Камерная сцена» на Таганке.
Опыт общины отца Алексия Бабурина уникален как по оценкам священников, так и по отзывам специалистов наркологии и психиатрии. Мы рады поделиться им со всеми, кто хочет на своих приходах и вне их открывать семейные клубы трезвости. Для этого существуют определенные планы по обучению ведущих. Бог даст, как в конце XIX — начале XX веков, когда «народное пьянство» захлестнуло Россию, Татевское общество трезвости С.А. Рачинского послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви, так и сейчас дело трезвости и трезвения восторжествует!
Дмитрий Девяткин