Работы IV Литературного конкурса
Валентина Марченкова и Андрей Магай. «Троицкий храм в селе Татево. Страницы истории и современность»
Марченкова Валентина Михайловна, учитель истории МКОУ Татевской средней школы им. С.А.Рачинского, село Татево, Оленинский район, Тверская область
Магай Андрей Игоревич, МОД СКТ, Москва
Историческое исследование «Троицкий храм в селе Татево. Страницы истории и современность. Послесловие к конференции «С.А. Рачинский – учитель века и апостол трезвости».
В мае 2018 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «С.А. Рачинский – учитель века и апостол трезвости», в которой приняли участие наиболее авторитетные исследователи жизни и творчества выдающегося просветителя и общественного деятеля ХIX – начала ХХ века. Вопросы, обсуждаемые в рамках конференции, показали актуальность педагогического наследия С.А. Рачинского. По мнению известного писателя ХХ века Василия Яна, лично знавшего Рачинского, и скрупулезного исследователя творчества ученого Ирины Ушаковой, Сергея Александровича по праву можно считать «учителем века»[1]. Невозможно представить личность «школьного апостола и апостола трезвости» вне связи с религиозной жизнью и православной верой. Настоящее исследование посвящено станицам истории и современному положению духовного центра Татевской усадьбы Рачинских – Троицкому храму, который, подобно истории всей нашей страны, пережил расцвет, сменившейся периодом забвения и поругания. В настоящее время можно наблюдать хоть и медленное, но возрождение святыни.
Церковь в ХVIII — начале ХХ века
Как свидетельствуют страницы истории, строительство первого храма относится к началу ХVIII в, когда бывший тогда владельцем села «Григорий Григорьевич Пенский 15 февраля 1714 года испросил у митрополита Дорофея благословение на построение в своей деревне Коптелой деревяннаго храма во имя Рождества Иоанна Предтечи «ради поминовения родителей своих и ради крестьян своих великия их нужды»[2].
Село на территории современного Татева в первой половине XVIII века было частью Бельского уезда и Смоленской губернии, которая была упразднена в 1929 году. В последующем Татево стало принадлежать Тверской области, а с образованием Оленинского района оказалось на Оленинской земле.
С постройкой храма село получило название в честь храма Рождества Иоанна Предтечи – Ивановское, по другим данным село именовалось Троицким. Современное название села исследователи связывают с именем князей Татевых. Согласно другой версии название имеет отношение к слову «тать», которое в толковом словаре Даля означает «вор, хищник». Точно определить происхождение этого названия на сегодняшний день навряд ли удастся. Однако уже в документах XIX века за селом стойко закрепилось современное название Татево.
Возведение каменной церкви во имя Живоначальной Троицы в 1748 году связано с именем сына строителя первого храма, поручиком Смоленской шляхты Михаилом Григорьевичем Пенским. Тогда же в пользу церкви был пожертвован значительный земельный надел. Следующий владелец села, внук Михаила Григорьевича Пенского, надворный советник и Смоленский губернский предводитель дворянства Николай Богданович Потемкин испросил у епископа Парфения 20 мая 1789 г грамоту на пристройку к каменной церкви Пресвятой Троицы теплого каменного придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы, к этому же времени, судя по всему, относится и строительство колокольни.
Обновление церкви произошло уже при следующем хозяине села – Антоне Михайловиче Рачинском, генерал-лейтенанте и Санкт-Петербургском обер-полицмейстере, который возглавлял народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. Именно этот представитель рода Рачинских стал новым владельцем села, женившись на Александре, дочери Николая Богдановича. Как утверждают документы, секунд-майор Потемкин«пожертвовал 25000 рублей на постройку церкви, сожженной французами в селе Воротышине, и обновление церкви в селе Татеве»[3].Таким образом, Антон Михайлович исполнил волю Николая Богдановича Потемкина, и, после благоукрашения, Татевская церковь получила тот вид, который она имеет и до настоящего времени.
Имеется подробное описание внешнего вида храма в началеXX века которое приводится в работе Н.Н. Редкова: «Храм имеет форму широкого четырехугольника, с двумя полукруглыми алтарями в ряд. Колокольня стоит отдельно, с западной стороны, и соединена с церковью крытою галереей, на 8 каменных столбах. Вход в церковь — через галерею. Архитектура церкви — незатейливая: простой, без украшений, четверик; выше — такой же величины осмерик; все заканчивается шейкой, с небольшой главой. Несколько красивее колокольня: здесь — два стройных, высоких четверика, с большими пролетами, красивой овальной крышей и высоким шпилем».
О внешнем состоянии церкви уже в конце XX века можно узнать из заключения архитектурной комиссии, работавшей во время восстановительных мероприятий в Татеве в 90-х годах: «Церковь Троицы, кон. XVIII в., здание кирпичное, расположенное на высоком холме. Объемная композиция состоит из одноглавого храма, небольшой трапезной, обширного южного придела с папертью и двухярусной колокольни. Невысокий храм типа «восьмерик на четверике» завершен декоративным восьмериком с главой (была утрачена, сейчас восстановлена) на цилиндрической шейке. С востока, почти во всю ширину четверика примыкает низкая апсида, перекрытая конхой с распалубками над окнами. Примыкающий с южной стороны придел с полуциркульной апсидой сливается на западе с папертью. Колокольня приземистая, двухярусная, с небольшим полуярусом. Верхний ярус покрыт выпуклой кровлей (завершение было утрачено, сейчас восстановлено). Судя по объемной композиции храма и отдельным сохранившимся деталям, первоначальная декорация здания была выполнена в формах барочной архитектуры кон. XVIII в. На фасадах храма сохранились полуциркульные ниши, проходившие под венчающим карнизом в виде пояса и напоминающие кокошники. Углы здания и грани восьмерика закреплены лопатками с раскрепованным над ними карнизом. Точно такими лопатками расчленены боковые фасады трапезной. Декоративный восьмерик главы обработан лопатками и нишами.
Фасады колокольни обработаны в стиле позднего классицизма. В нижнем ярусе использованы парные пилястры, поддерживающие антаблемент. Его кирпичный карниз с сухариками и штукатурной профилировкой.
В декоре верхнего яруса помимо лопаток и ниш использованы поставленные в проемах колонны дорического ордера, поддерживающие архивольты проемов звона. Завершены грани невысоким кирпичным карнизом»[4].
Внутреннее убранство и внутренний вид церкви в начале XX века: «Внутреннее устройство церкви — также простое. При входе — небольшой притвор; из него прямо — вход в главный храм (холодный), направо — в теплый придел. Последний устроен в ряд с настоящей церковью и соединяется с ней большой аркой. Двухъярусный, резной, с позолотой, иконостас настоящей церкви, на 4-х колоннах — тонкой старинной работы. Ризы на иконах, находящихся в нем, — серебряные, чеканной, с позолотой, работы 1775—1779 гг., весом 2 — 3½ ф. (всех таких икон восемь)»[5].
О составе церковного причта до революции известно, что в 1774 году в церкви служили священник и два причетника. В 1915 году причт храма составляли священник, диакон и псаломщик. Более подробные сведения о служащих в храме в это время мы узнаем благодаря тому же исследованию Н.Н. Редкова, изданному в 1915 году: «В 1910 году для облегчения трудов священника по наблюдению за школами, диакон Петр Дунаев рукоположен во священника, с оставлением на диаконской вакансии; псаломщик же Михаил Семенов рукоположен во диакона, с оставлением на вакансии псаломщика. Священником с 3 мая 1911 года состоит Константин Кулагин, возведенный в 1913 г. в сан протоиерея».
Владельцы села из рода Рачинских с большим вниманием относились к зданию храма, который являлся родным для них. Храм стал местом крещения для большинства из них, а на приходском кладбище находилась усыпальница рода. В 1910 г. на пожертвованную Варварой Александровной Рачинской сумму в 2000 рублей был поновлен главный храм, а на пожертвования крестьян деревни Халютино в благодарность за включение их в состав прихода были сооружены шелковые хоругви, стоимостью в 55 рублей. Церкви принадлежали пять домов, находившихся рядом. В трех церковных домах жили члены причта, два других здания составляли церковная сторожка и церковно-приходская школа.
На небольшом удалении от храма в четверти версты от села располагалось родовое имение Рачинских, которое к началу XX века представляло собой каменный двухэтажный дом, огромный парк и сад, оранжереи и хозяйственные постройки. Дворянский род Рачинских происходил из Великой Польши и восходил к XIII веку. Предок С.А. Рачинского — Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде, а с 1656 года наследники рода стали подданными России[6]. В начале XIX века Антон Михайлович Рачинский получил село Татево в приданое от Николая Богдановича Потемкина.Сын Антона Михайловича – Александр Антонович, был крестником императора Павла I, а в последующем женился на Варваре Абрамовне Баратынской, младшей дочери генерал-лейтенанта императорской армии Абрама Андреевича Баратынского и сестре поэта Евгения Абрамовича Баратынского. Поселившись в 1827 году в своем татевском имении, А.А. Рачинский отстроил татевскую усадьбу и разбил большой сад. Центром усадьбы стал главный дом, перед восточным фасадом которого был разбит партер, обсаженный липами. Здесь в имении в 30-х годах XIX века появился на свет Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), будущий профессор ботаники Московского университета, который всей своей жизнью показал преданность идее народного образования, основанного на строгом религиозном воспитании[7]. Великий педагог и общественный деятель Сергей Рачинский вошел в историю как один из основателей приходских обществ трезвости[8].
Исследование педагогической деятельности С.А. Рачинского заставляет обратиться к его родителям. Первая школа для крестьянских детей была построена и открыта в Татеве еще отцом Сергея Александровича,А.А. Рачинским, в 1861 году. Известно, что учительствовали в школе как сестра Варвара, так и другие члены семьи. Лишь в 1872 году, когда С.А. Рачинский окончательно перебрался из Москвы в Татево, он окончательно связал свою жизнь с сельской школой и крестьянскими детьми. Вначале им на собственные средства была построена одноэтажная деревянная школа, в которой он преподавал с остальными членами семьи. Главное внимание в школе уделялось воспитанию детей в религиозном духе, детям прививались трудовые навыки, необходимые в крестьянском хозяйстве. Затем им был подготовлен проект новой кирпичной школы, строительство которой, уже после смерти Сергея Александровича в 1902 году, было завершено его сестрой Варварой.
Жизнь прихода Троицкой церкви в конце XIX – начале XX века была непосредственно связана с Татевской школой. Так, об одном из торжественных празднований памяти почитаемых на селе святых братьев — просветителей славян Кирилла и Мефодия (11 мая) известно следующее: «Накануне ученики, после обеда, собираются в школу. В 6 часов вечера совершается всенощное бдение. На другой день утром в школе читается священником и учителями житие свв. братьев и изъясняется смысл праздненства. В 9 часов начинается звон. Ученики идут в церковь, неся хоругви — буквы, т.е. большие, прикрепленные к древкам листы бумаги, с напечатанной на каждом крупной буквой кириллицы. По окончании литургии, одни ученики берут хоругви — буквы, другие — икону свв. Кирилла и Мефодия и, в сопровождении священника, при пении тропаря свв. первоучителям, идут вокруг храма, а затем, через церковную площадь, в школу, где совершается торжественный молебен. После молебна ученикам раздаются в награду книги и предлагается чай и обед»[9].
В созданной С.А. Рачинским церковно-приходской школе главенствовали принцип «школы добрых нравов и христианской жизни»[10]. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев писал о школе и ее руководителе: «С.А. Рачинский вдохнул совершенно новую жизнь в целое поколение крестьян, сидевших во тьме кромешной, стал поистине благодетелем для целой местности, основал и ведёт с помощью четырёх священников пять народных школ… Это замечательный человек. Всё, что у него есть, и все средства от своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности!»[11].
Итогом многолетних трудов С.А. Рачинского в селе Татеве стало строительства в 1907 году«двухклассной церковно-приходской школы с 6-годичным курсом, помещающейся в каменном двухъэтажном здании, с общежитием на 60 человек, рекреационной залой, сельско-хозяйственными и ремесленными курсами»[12].
Описание школы в ее живой связи с Троицкой церковью будет неполным, если не упомянуть об укладе жизни молодых воспитанников. Так, в школе «в воскресные дни вечером служатся всенощные бдения (как для учеников, так и для жителей, удаленных от храма на 6 — 10 в.). После службы бывает чтение назидательных статей и рассказов и бесед по поводу прочитанного. Всенощные и беседы нравятся народу, и их посещают до 300 человек, так что школьное здание не вмещает всех»[13].Будет справедливым отметить, что подобное наблюдалось не только в Татевской школе, но и в других школах Татевского прихода. Картина Н.П.Богданова-Бельского «Воскресные чтения в сельской школе Рачинского», который был любимым учеником и воспитанником С.А.Рачинского, художественно воспроизводит именно этот сюжет. Как отмечает Н.Н. Редков, залогом успешности работы школы была ее укорененность на нравственных основах православной веры: «Отношение народа к школе, особенно Татевской, самое доброе, даже благоговейное, так как школа эта не только дала многим грамотность и твердое нравственное воспитание, но многих также вывела и на путь широкой общественной деятельности»[14].
С 1882 года при Троицком храме начало действовать Татевское общество («согласие») трезвости. Мотивы, побудившие к созданию общества трезвости, были описаны самим С.А. Рачинским: «С самого начала моей школьной работыя не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде… Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общества трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков»[15]
Как сообщает в своем исследовании историк православного трезвенного движения, православный педагог Г.В. Гусев: «5(18) июля 1882 года, в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет такого воздержания»[16]. Первоначально общество состояло почти исключительно из бывших татевских учеников, а уже спустя несколько лет участвовать в работе общества трезвости стали крестьяне села Татево и других деревень. Подобные «согласия трезвости» стали появляться и в других, соседних с Татевом, селах. Уже к 1890 году Татевское общество трезвости составляло 1018 человек, опыт работы Татевского общества трезвости послужил основанием создания и деятельности тысяч подобных обществ в России. Принципы устроения общества трезвости в селе Татево стали основой для работы приходского общества трезвости и оказали сильнейшее влияние на движение за трезвость в Русской Православной Церкви в дореволюционной России. Не утратил актуальности этот опыт и в настоящее время.
Церковь в ХХ-начале ХХI века.
Известно, что в конце 20-х годов XX века усадьба Рачинских была разграблена, из фамильного склепа были выброшены останки Рачинских, на мраморных надгробиях ковали железо, пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы тоже были разорены[17]. По словам В.С. Крылова[18]: «После революции из храма на десятках конских подвод увозили иконы, утварь»[19]
В 1937 году храм был закрыт, а в его помещении устроена машинно-тракторная мастерская. В описании церкви в 90-х годах значится, что здание неоднократно реконструировали, приспосабливали под ремонтные мастерские, о чем свидетельствовали разобранный северный портик и частично колоннада, растесанные дверные проемы. В ходе перестройки церковного помещения под нужды новой власти были заложены окна на южном фасаде храма.
Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 по март 1943 годы территория Татева находилась под немецкой оккупацией. При отступлении немецкие войска выломали и вывезли паркет из дворянского дома усадьбы Рачинских, а сам дом был заминирован, также как и здание школы. Также немцами были вывезены могильные плиты из фамильной усыпальницы Рачинских, почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь самим С.А. Рачинским.
После войны в храме продолжили работу мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники, что не лучшим образом сказалось на состоянии здания. К 80-м годам ХХ века внутреннее помещение храма представляло собой безрадостную картину – стены храма были в копоти, так как механизаторы отапливали каменное здание церкви соляркой, которую заливали в бочку с сырыми дровами, полы разобраны, сделаны перегородки.
Проведенное в начале 90-х годов архитектурное обследование здания выявило серьезные повреждения, которые в случае колокольни носили критический характер. Общее состояние церкви было признано неудовлетворительным, а переходной колоннады аварийным.
Из оценочного акта состояния колокольни: «Состояние штукатурного слоя неудовлетворительное. Местами штукатурный слой отсутствует. Состояние кирпичной кладки местами удовлетворительное, местами неудовлетворительное. Выше первого яруса отсутствуют металлические свесы по карнизам, по этой причине идет намокание кирпичной кладки и кирпичного декора, наблюдается выпадение отдельных кирпичей, выкрашивание кирпичной кладки, разрушение перемычек полуциркульных проемов полуяруса колокольни. Поддерживающие колонны переходной колоннады в неудовлетворительном состоянии. Сохранилась одна сторона колоннады. Крыша колоннады отсутствует. Существующие капители и базы колонн в неудовлетворительном состоянии.
Стены трапезной со стороны колокольни находятся также в неудовлетворительном состоянии. Состояние стен апсиды, храма можно признать не вполне удовлетворительным: местами наблюдается выкрашивание кладки. Штукатурно-покрасочный слой в неудовлетворительном состоянии.
Кирпичный декор(пилястры, карнизы, наличники) находится также в неудовлетворительном состоянии. На входной части храма (северный фасад) сделан косметический ремонт штукатурно-покрасочного слоя. В трапезной перекрытия плоские, по железным балкам бетонные, монолитные плиты. В храм доступа нет. Кровляметаллическая. Завершение храма и колокольни восстановлено.
Столярное заполнение оконных и дверных проемов неудовлетворительное, частично окна забиты досками, частично раскрыты. На входной части храма с северного фасада окна и дверь заменены, состояние удовлетворительное. На окнах металлические решетки. В трапезной все перестроено, полы отсутствуют, лежат строительные материалы и строительный мусор. В храм доступа нет»[20].
С начала 1990-х годов началось восстановление храма. Под руководством нового директора совхоза «Оленинский» В.С. Крылова из помещений храма была выведена ремонтная мастерская, стали проводиться работы по воссозданию уникального архитектурного ансамбля бывшей усадьбы Рачинских, включавшие в себя возрождение церкви и части усадьбы[21]. Помощь в восстановлении церкви оказали жители Татева и Оленинского района, а также добровольные помощники из Ржева, Нелидова, Твери, Москвы. Многие из тех, кто пришел на помощь храму были потомками мальчишек, изображенных на известной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе Рачинского».
На протяжении 1991-93 гг. была покрыта железом крыша храма, установлены купола и кресты, проведен внутренний и наружный ремонт, очищена прилегающая территория от мусора. Стараниями директора и жителей села в 1992-1997 гг. был полностью восстановлен дом управляющего имением Рачинских, где до революции располагалась библиотека, в которой Рачинский в разные годы принимал К.П. Победоносцева и В.В. Розанова. А в 1998 году в этом здании под руководством краеведа, учителя географии Александры Аркадьевны Ивановой был открыт музей, посвящённый С.А. Рачинскому и его выдающемуся ученику Н.П. Богданову-Бельскому.
Из активных сельчан была создана церковная община, с 1995 года были возобновлены церковные службы, сначала в помещениях, выделенных в восстанавливающемся доме управляющего, а с 1998 года — в Троицком храме, спустя более чем 55 лет запустения. Ремонтные работы в храме продолжались как в конце 90-х, так и в нулевых годах XXI века. В 2008-2010гг. был проведен ремонт откосов церкви с помощью гипсокартона, цементным раствором были оштукатурены и покрашены стены храма, вставлены окна, решетки, проведен внутренний косметический ремонт южного придела храма. Реставрация колокольни, которая осталась незатронутой работами 90-х — 2000-х годов,была начата в 2013 году силами настоятеля храма протоиерея Владимира Евстигнеева. Однако работы оказались не доведены до конца — не были выполнены финальная штукатурка и покраска. В октябре 2018 года новым настоятелем храма иереем Александром Колосовым были продолжены работы по обустройству храма – в Покровском приделе были расчищены внутренние площади и проведена подготовка к монтажу пола.
Несмотря на небольшое количество постоянных прихожан храма, богослужебная жизнь в Троицком храме не замирает на протяжении всего времени с момента возобновления богослужений в храме. Не реже одного раза в месяц в храме служится Божественная литургия, а местными жителями по благословению настоятеля храма регулярно читаются акафисты святым, что позволяет поддерживать приходскую жизнь. Пристальное внимание к Троицкому храму было обращено после установившейся с 2012 года традиции проведения в Татеве Фестивалей православных обществ трезвости «Татевские чтения», площадкой для которых стала Татевская школа имени С.А.Рачинского. Инициаторами проведения подобного Фестиваля стали Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (руководитель – протоиерей Алексий Бабурин), Координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного викариатства (руководитель – иерей Алексий Авдюшко), Общество по сохранению наследия Рачинских (руководитель – Ирина Владимировна Ушакова) при поддержке Ржевской и Торопецкой епархии Русской Православной Церкви и Администрации Оленинского района Тверской области. Во время проведения праздничных мероприятий в Татево с архипастырским визитом находится епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, который в сослужениие пархиального духовенства совершает Божественную литургию, после которой по уже сложившейся традиции служатся панихида на семейном некрополе Рачинских. Возобновлена и традиция трезвенной работы на приходе — в 2000-х годах по инициативе предыдущего настоятеля храма протоиерея Владимира Евстигнеева была налажена работа приходского общества трезвости, созданного С.А. Рачинским в 1882 г. в день преподобного Сергия Радонежского. А с 2015 года в Троицком храме совершается чин дачи обетов трезвости (первый обет трезвости был дан в Троицком храме в 1882 году)[22].
В завершении исследования о страницах истории и современности Троицкого храма в селе Татево необходимо отметить вклад ученых, общественных деятелей и тружеников села и Татевской школы, усилиями которых поддерживается память о выдающихся деятелях из российского прошлого. На сегодняшний день энтузиастами ведется разнообразная работа по недопущению разрушения и по мере сил восстановлению наследия старины, как физического (храм, усадьба, школа), так и интеллектуально-нравственного. Большая работа в изучении исторических документов, связанных с личностью С.А. Рачинского, осуществлена руководителем Общества по сохранению наследия Рачинских, талантливым журналистом и членом Союза писателей России Ириной Владимировной Ушаковой. В 2019 году на основании оригинальных писем, статей и фотографий С.А. Рачинского в издательстве Института Русской цивилизации в свет вышла книга трудов Рачинского, которая является уже третьей книгой, подготовленной автором-составителем[23]. Глубокое исследование социально-педагогической деятельности и трудов на ниве церковного трезвенного образования можно встретить в работах Г.В. Гусева, который свыше 40 лет своей жизни посвятил вопросам православной педагогики и изысканию исторического пути духовно-ориентированного образования среди молодежи и людей постарше. Умелый синтез в своей деятельности дореволюционного опыта С.А. Рачинского и современных психообразовательных подходов у людей с проблемами зависимого поведения позволяют ученому сохранять оригинальный взгляд на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию[24]. Неутомимым исследователем истории рода Рачинских и татевского архитектурно-музейного комплекса, включающего в себя усадьбу Рачинских, Троицкий храм и школу, является преподаватель истории Татевской общеобразовательной школы Валентина Михайловна Марченкова. Стараниями этой подвижницы сельской школы на протяжении многих лет поддерживается работа муниципального краеведческого музея им. Богданова-Бельского, всемирно известного художника, который был выпускником Татевской школы и учеником С.А. Рачинского.
В настоящее время для своего полноценного возрождения Троицкий храм нуждается в посильной помощи всех заинтересованных людей. Сильным порывом ветра в 2015 году храм лишился своего главного купола с крестом. Единственный крест остался только на здании недостроенной колокольни. И наша обязанность, как потомков великих предков, — возродить храм в первозданной красоте.
Адрес храма: 127405, Тверская обл. Оленинский р-н, село Татево.
Проезд ж/д: С Рижского вокзала Москвы на поезде Москва-Великие Луки до станции Оленино. Далее 12 км на такси до села Татево. Время в пути 6 часов. Автобусом «Москва-Нелидово»: от станции метро «Тушинская». До пос. Оленино. На автомобиле: по Новорижскому шоссе 280 км до райцентра Оленино. Далее, проехав сквозь посёлок Оленино, по главной дороге ехать до Татево.
Время в пути 4-5 часов.
[1] См. Ирина Ушакова. «Учитель века». Рачинский С.А. «Из доброго сокровища сердца своего…» — Нижний Новгород: «Родноепепелище», 2013. — 224с., 8 с. ил.
[2] Редков Н.Н.«Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии». Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915
[3]По материалам издания Н.Н. Редкова«Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии». Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915.
[4]https://docplayer.ru/59350219-Usadba-tatevo-kon-xviii-xix-v-v-v-s-tatevo-oleninskogo-rayona-v-neskolkih-kilometrah-ot-olenina-nahoditsya-starinnoe-selo-tatevo-tatevo.html
[5]Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915.
[6]Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. – Санкт-Петербург, — 1907 г. (см. Рачинские)
[7] Ушакова И.В., Минаков С. «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство». Памяти педагога Сергея Рачинского. – Интернет – портал «Православие.ру». Доступно по ссылке — https://pravoslavie.ru/65902.html
[8] Ушакова И.В. Сохраняя наследие С.А. Рачинского. – Православный портал «Покров». Доступно по ссылке — https://pokrov.pro/sohranyaya-nasledie-s-a-rachinskogo/
[9]Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915.
[10]Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. ст. / С.А. Рачинский. – 3-е изд. – СПб., 1898. С. 15
[11] Подробнее см. Педагогическая концепция С.А. Рачинского. Герман (Лытус) // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. — 2007. — Вып.1-С.265-278. — С. 2007
[12]Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915.
[13]Там же
[14]Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915.
[15]С.А.Рачинский .Сельская школа. М., 1991, с.109-111.
[16]Гусев, Г.В. Школьный апостол и апостол трезвости. Социальная педагогика С.А. Рачинского. К 170-летию со дня рождения 2 (15) мая 1833 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ubrus.org/data/library/pages/134/H1-T.htm#27, — (Дата обращения: 21.03.2019).
[17] https://major-kalter.livejournal.com/26796.html
[18]Крылов Василий Стефанович — кандидат экономических наук, академик Академии водохозяйственных наук, зав. сектором Кооперации и интеграции агропромышленного комплекса Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, председатель партии «Возрождение аграрной России», член Совета по сельскому хозяйству при председателе Совета Федерации
[19] Ушакова И.В. Когда на земле нет хозяина… [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stoletie.ru/vzglyad/kogda_na_zemle_net_khozaina_487.htm, — (Дата обращения: 21.03.2019)
[20]https://docplayer.ru/59350219-Usadba-tatevo-kon-xviii-xix-v-v-v-s-tatevo-oleninskogo-rayona-v-neskolkih-kilometrah-ot-olenina-nahoditsya-starinnoe-selo-tatevo-tatevo.html
[21]http://agro-party.ru/uploads/files/krilov_br.pdf
[22]См. Сборник научных трудов Фестиваля православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские Чтения-2014» «ТРЕЗВОСТЬ И ПЕДАГОГИКА: ИДЕИ С.А. РАЧИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ».– Москва. 2016. – 144 с.
[23]См. Сборник статей и писем С.А. Рачинского «Народная педагогика» (составитель и автор предисловия И. Ушакова). Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2019. – 622 с.
[24]Горячева А. А., Бабурин А. Н., протоиерей, Магай А. И. Концептуальные основы деятельности викариатской школы подготовки работников семейных клубов трезвости // В сборнике: Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы. Материалы Научно-практической конференции. — СПб.:2017. — С. 254-259.