Работы II литконкурса "Семья и трезвость"
Иван Алексюк. «Евангелие и трезвость»
Работы из цикла “Евангелие и трезвость” были удостоены Диплома III степени Московского литературного конкурса имени священномученика Иоанна Восторгова “Семья и трезвость”
Евангелие и созависимость
Порой возникает такое ощущение, что нет никакой связи между темой созависимости и Евангелием, как будто бы ничего нам Господь не говорит об этом и мы начинаем думать, что созависимость это только психологическая проблема, наша семейная неустроенность, поведенческая закавыка если угодно, а Слово Божие в нашем сознании существует как бы в стороне от всего этого. Поэтому и разрешить проблему мы пытаемся человеческими средствами: собственными усилиями, современными методиками, новейшими разработками, технологиями, подходами и так далее, но очень часто совсем ничего не получается сколько мы не бьемся или выходит совсем не то чего нам бы хотелось.
Когда я только начинал ходить в Церковь, то тоже как-то именно так думал. А точнее чувствовал скорее. И это касается не только созависимости, но и многих обыденных, да и не очень вопросов, например, таких как человеческие отношения, причины кризисов, развитие человечества. То есть моя жизнь, мысли и понятия об этих вещах были отдельно, а Евангелие отдельно. Тогда я просто не знал, что делать в моей ситуации и искал человека, который дал бы мне конкретные указания. С помощью Божией такие люди нашлись, но все равно Евангелие было где-то на периферии, где-то далеко. Я просто бездумно выполнял то, что поручено, набивал шишки, а потом уже анализировал.
Но на самом деле Евангелие должно наполнять нашу жизнь, а не то, что мы сами себе придумываем и изобретаем: подходы и системы. В Евангелии есть ответы на все вопросы. Просто порой они даны прикровенно и поэтому мы их не видим. И более того в реальности Евангельский ответ это и есть ответ единственно верный. Потому что дает его Сам Господь — Творец мира видимого и невидимого. Если Он просветит нас, отверзет нам очи «разуметь писания», то мы поймем, а если отнимет свое просвещение, тот тут же моментально все и потеряем.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6 : 33). Так говорит Господь. И это на самом деле касается не только еды, питья и одежды, но и вообще всех наших земных нужд и проблем. То есть всего того что именно сейчас происходит с нами. И ситуаций на работе и семейных наших отношений и созависимости тоже. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их». И святой Григорий Палама: «Если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того – Бог устроит так, что вместе с спасением души ты несомненно будешь обладать и этими (необходимыми земными благами)».
Мы же обычно рассуждаем иначе. У нас есть проблема, с которой мы пришли в Церковь и непременно хотим ее разрешить, желательно еще и побыстрее. Не всегда это нечто банальное вроде увольнения с работы, часто это очень тяжелая и трудная ситуация, запутанная, и вот мы постояли, помолились, поговорили с батюшкой, но нет, ничего особенного не произошло, чуда не случилось, все осталось по-старому. Почему так? Потому что мы больше думали о своих земных сложностях, нежели о Боге, Царствии Его и исполнении Евангельских заповедей. По этой причине чудо нам не дается. Чтобы мы не оказались вместе с теми девятью прокаженными которые не вернулись ко Христу, исцелившему их со словом благодарности. Ведь если Бог мгновенно исправит нашу ситуацию, а мы продолжим жить своей жизнью, своими мыслями и идеями, и вскоре совсем оставим Церковь, забудем о Христе, то можем подвергнуться и наказанию за такое пренебрежение.
Созависимости это тоже касается. Потому что вот я, как человек созависимый, мыслю следующим образом: меня очень напрягает, что мой родственник пьет или употребляет наркотики. Я очень страдаю и переживаю. Всеми правдами и неправдами я хочу добиться того чтобы он начал лечиться и все наконец стало хорошо. Что это такое? На самом деле то же самое помышление о земном, о том, что происходит сейчас в этой жизни, и, в сущности, я больше забочусь о самом себе, о своем спокойствии и благополучии, а не о страждущем члене семьи. Что такое Царствие Божие, истинная любовь к Богу и ближнему, как жить со Христом, я представляю себе очень слабо, где-то что-то я слышал, возможно даже что-то знаю, но главное все-таки у меня не это, а то что он употребляет, в каком состоянии он сегодня придет и что же дальше с ним будет. Стоит исцелить его, так я тут же начну жить припеваючи, это я так думаю, такие иллюзии у меня, что жизнь сразу заиграет и станет безоблачной. Царствия Божия и Христа здесь тоже нет, а есть только мои личные творческие планы. Но Господь не хочет, чтобы мы были лишены ценностей вечных, ценностей нетленных и потому и дал нам эту ситуацию, но не для того чтобы мы по-быстрому ее разрешили и убежали, а чтобы всецело обратились к Нему, чтобы через это учились постоянству в молитве, терпению и смирению.
То есть на самом деле не надо думать, как там и что, очень уж старательно так и напряженно изобретать, что же своему зависимому сказать, да и рассуждать какой же все-таки психолог и реабилитационный центр самый правильный, продвинутый и лучший. Самое лучшее и правильное не это, а Христос и Евангелие. Случилось что-то, не так пошло, сперва молись Богу. Он сегодня пьяный? Иди в храм. Сбежал из ребцентра? Неважно. Возьми и подумай, какие заповеди Евангелия ты не исполняешь или исполняешь недостаточно. А мы всегда недостаточно делаем. Может быть, я милостыню не подаю, считаю что все нищие обманщики или прохожу мимо людей которым нужно помочь, не замечаю одиноких с которыми стоит поговорить и поддержать, а они могут жить даже прямо в соседней квартире.
Не нужно во всем этом, что связано с его зависимостью и моей созависимостью постоянно ковыряться. «Жертва», «Преследователь», «Спасатель»… Все мы это сто раз слышали, двести раз произносили сами и триста раз все равно наступали на одни и те же грабли. Почему так? Потому что этого в наших мыслях больше чем Евангелия и Христа. Мы думаем, будто бы понимаем что-то. Но как только произойдет разворот в другую сторону и мы в своих делах начнем ставить Бога и Его заповеди на первое место, начнем перед Богом ходить, то понимание придет как бы само собой, а не оттого, что я такой молодец и в тетрадку все записывал старательно, и даже уже неважно будет кто выпустил очередную книгу, статью или монографию на тему созависимости, не так уже принципиально, кто ведет группу, опытный человек или не очень, Господь просто начинает посылать свою помощь и давать ответы, независимо от окружающей среды. Это происходит, если Его голос хотя бы немного трогает наше сердце.
А еще мы должны быть готовы к тому, что Бог будет нас смирять. Но не готовы, конечно, оказываемся. И начинаем суетиться и паниковать, когда не по-нашему получается. Зависимый начинает выздоравливать каким-то своим путем, жить не той жизнью, которой нам бы хотелось, уклоняться в сторону и даже совершать грехи, не всегда такие уж страшные, но нас это очень сильно раздражает и беспокоит. Мы хотим, чтобы исполнилась наша воля, чтобы он был точно таким же, как мы себе нарисовали в мечтах и фантазиях, но этого не происходит и внутри начинает шевелиться незаморенный червячок гордыни. Но я то же знаю как правильно! Вот именно поэтому. Именно поэтому будто бы все не так, а на самом деле еще как — так.
Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Но мы то, все как-то больше стремимся свою волю исполнить. Очень уж хочется потому что. Ну просто вот хочется мне и все. А Господь нас от этого ограждает, от эгоизма нашего спасает и ждет, когда мы смиримся и начнем видеть Его Промысел посреди наших обыденных и не очень житейских проблем. Это понимание подается человеку по усердной молитве его к Богу и когда он старается постичь Евангелие, читая Святых Отцов Церкви и слушая проповеди. Я знаю, что трудно их слушать. Стоять то тяжело. Мне тоже тяжело. Но нужно немного потерпеть. И понимание придет, как дар. Хотя может быть и отнято. Для смирения.
Почему нужно смиряться? Почему нужно вообще что-то постоянно и усердно делать, ведь в Евангелии мы читаем, как многие люди обращались ко Христу и сразу же получали просимое? Значит и моего зависимого Бог должен прямо сейчас исцелить, а все остальное неважно. Но если мы внимательно эти ситуации рассмотрим, то увидим, что нам подается здесь пример, как приступить нам к Богу так, чтобы не быть осужденными по безрассудству, и чтобы наши просьбы исполнились скорее. Прокаженный говорит Христу: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:2). Не просто «очисти», а «если хочешь». Он просит, смиряя себя перед Богом. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Просит с искреннею верою и с надлежащими о Нем мыслями; Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти».
Или слепой, который сидел у дороги вдруг начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47-48). Но с нами часто бывает так, что как только возникнет малейшее препятствие к молитве и исполнению Евангелия, нас тоже «заставляют молчать», и мы тотчас соблазняемся.
Да бывает, что мы падаем. Нас пытаются сбить с пути. И просьбы наши об исцелении близкого родственника порой исполняются не сразу. Но мы должны, как и этот слепой, настойчиво обращаться к Богу, хотя наше положение бывает и неудобно. Но и слепому тоже удобно не было. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Воспрещали слепцу вопиять, и вопиял он тем сильнее; повелевали слепцу молчать, и вопиял он тем громче. Так должны поступать и мы: мы должны преодолевать и попирать все препятствия к молитве; мы должны оставлять без внимания все препятствия и молиться тем ревностнее и усерднее». И конечно мы должны здесь помнить, что не своими усилиями чего-то достигаем, но лишь свидетельствуем пред Богом о нашем желании войти в жизнь вечную, а наша земная жизнь и спасение наше устраивается Его действием и Его волей.
И нет в нем истины
Все мы носим что-то такое внутри себя, о чем другие даже и не догадываются или могут делать лишь смутные и расплывчатые предположения. И речь не только о наших тайных страстях, например, таких как тщеславие или гордость, то есть превозношение над другими, стремление властвовать и управлять или положим сребролюбие, желание материальных благ, которое действует через мечты и фантазии о них, или гнев и агрессия, которые мы не всегда проявляем явно, но за собой тянем в течении дня, а затем выплескиваем вечером в интернете под чужим именем. Все это конечно действует внутри и далеко не всегда видно окружающим, хотя безусловно есть и вполне явные и заметные страсти, но не из них, не из этой рвущейся через край пены на самом деле состоит человек. Хотя порой со страстью можно настолько сродниться, она настолько на поверхности, что кажется, что вот это и есть та самая настоящая, подлинная личность и ничего другого там просто не может быть по определению. Или наоборот, когда человек выпьет, вдруг ломаются барьеры, исчезают приличия — навыки притворятся перед начальством и окружающие говорят, ну вот, теперь мы видим его истинное лицо. И кажется, что так и надо жить, просто примирившись с тем что мы такие и ничего не сделать, ну что, ну такой уж он или я, ну вышло так, ну получилось. Но если считать, что страсть и человек это одно и тоже, то тогда не было бы у нас с вами моментов беззаботного и счастливого детства, память о которых тускнеет со временем, но все же живет внутри. И не было бы тогда раскаяния, желания непременно найти прощение за свой некрасивый поступок у другого человека, ведь если страсть это я, то в чем же тогда вина, почему же что-то мучает и терзает внутри, почему не дает покоя, пока наконец не пересилишь себя и не признаешь, что был не прав, что причинил обиду. В детстве это ощущается особенно остро, а потом черствеешь и как-то уже все равно, ну извини, ну и ладно, проехали. И не было бы тогда искренних и чистых порывов сделать что-то хорошее, доброе, правильное, которые, к сожалению, часто угасают, потому что человек стесняется этого, думает, что не поймут или ему просто нравится мучать себя, играть в непонятого страдальца, и тем не менее порой прорывается все же на свет, нечто совершенно на наше обычное состояние не похожее. Хочется жить иначе, но нет. Снова приходит время тьмы. Страсть обладает умом, чувствами и волей человека. Его внутренним миром.
Но там в глубине, под волнами житейского и мысленного моря, есть тайна. Есть трепещущее и тонкое, почти неуловимое. Есть сокровенное. Есть затаенная боль. От того что пришлось в жизни испытать. От того что все так и не так. От того что пришлось потерять и от того что не смог найти, хотя очень старался. Боль от ошибок и неспособности кому-то помочь. Боль от растерянности, безысходности и смутного понимания что все же нужно искать, несмотря ни на что, подлинный смысл всего. И человек носит это в себе. Никому не показывает. Бережно хранит, как былинку от одуванчика, которую в любой момент может унести ветром. Он может жить в серой и обыденной повседневности, может предаваться страстям чтобы стало весело или даже совершать тяжкие беззакония, но при этом внутри иногда вдруг раз и оживет, немного совсем, то самое, подлинное, едва осознаваемое. А потом опять. Пропадает куда-то.
Трагедия в том, что говорить об этом нельзя. Хотя почему никто не знает. Бог, истинная любовь, свобода, смысл жизни. Человек думает, что все это только для него одного и только он один понимает это правильно. Но сказать не может. Пока однажды не находит алкоголь. И того или тех, кто станет беседовать с ним. Он быстро понимает — никто в состоянии опьянения не осуждает его, не смеется над тем, что в мире, где надо быть циничным и зарабатывать бабки он вдруг хочет найти ответы на вопросы, которые являются единственно настоящими и единственно верными и важными. В пьяном состоянии идут бесконечные философские разговоры, строятся предположения, высказываются самые смелые и нелепые догадки. Но наутро все забывается. И потом снова как будто нельзя. Снова это все только мое и только для меня. Человек возвращается в привычный, но давно нелюбимый и опостылевший круг.
Правда в том, что через алкоголь, вместе с собутыльниками, человек не найдет ответы на сокровенные и вечные вопросы никогда и с болью своей тоже ничего не сделает. Он просто пропадет, умрет страшной смертью, одинокий и брошенный, не нужный никому, но с мыслями о том каким же великим он был, когда пытался на прокуренной кухне за бутылкой паленой водки проникнуть в тайны мироздания. Страшное заблуждение. Он не был подлинным ни в повседневной жизни, ни в философских пьяных беседах, потому что ему не хватило мужества все тоже самое высказать без бутылки, без дополнительных стимуляторов. Человек поверил дьяволу и падшим духам, которые предложили ему уютный мирок, где не нужно ежедневно бороться с собой, постоянно прорываться к правде под пулями, но можно врать себе и другим на работе, в семье, в общественном транспорте, притворяясь таким же как и остальные, а потом выпить и быть как будто бы уже подлинным, но в безопасности и комфорте, в благоприятной среде, а значит на самом деле все таким же лживым, и обманутым демонами, потому что в реальности за настоящее, подлинное, истинное идет безостановочная война, ведется непрестанная невидимая брань. Но дьявол показал, как можно от этого спрятаться, убежать, дал ложную защиту и человек послушался, принял.
Чтобы ответы на вечные вопросы все-таки найти необходимо вступить в борьбу со своей страстью и пройти через тяжелые страдания. Только такой опыт что-то значит и чего-то стоит. Все остальное дым, песок, пыль. Истинная жизнь, истинная любовь, истинный Бог требует несения креста. Хотя все время хочется от этого уклониться, расслабиться, все время тянет обратно к ложному, но очень удобному и теплому существованию, ум постоянно ищет иного пути полегче, не находит и просто прячется – в страсть, в грех, в «плыть по течению». И это тоже крест. Все время эти движения видеть в себе, день ото дня падать и снова вставать.
Человеку кажется порой что совершенно ничего не изменится, но вопреки всему, всем своим ошибкам и неправдам, он идет и повторяет только про себя: «Господи помилуй, Господи помилуй…», и вдруг, тогда, когда он совершенно этого не ждет приходит тихая радость. Приходит Христос.
Заблуждения употребляющих алкоголь
- «Все пьют!»
Самое распространенное заблуждение. Так мы оправдываем свое нежелание расставаться с зависимостью, это ведь нужно будет признать свои ошибки, увидеть себя далеко не в самом выгодном свете, да еще и начать что-то делать, чтобы изменить ситуацию. Поэтому конечно намного проще сказать, что «Жизнь такая…», да и вообще все население земного шара, то есть прямо вот все от мала до велика… Неужто пьют? На самом деле есть зависимые – они пьют каждый день, или запоями, либо с пятницы по воскресенье, есть те, кто выпивает от случая к случаю по праздникам и на встречах с друзьями, и есть те, кто не пьет совсем. На одной лестничной клетке могут жить в соседних квартирах люди, представляющие нам все многообразие жизненных вариантов. Да, все не без греха, но не у всех такой же образ жизни как у меня. Но человек упорно говорит: «Пьют все!», думая о «планетарных и галактических масштабах», хотя в реальности это лишь ближайшее окружение, то есть те люди, с которыми ему приходится общаться чаще всего. Когда он встречает того, кто «завязал» или просто вообще не пьет, то либо считает что «этот какой-то больной или ненормальный», либо просто предпочитает не замечать очевидного факта. Потому что ему намного удобнее думать про мифических «всех» и продолжать употреблять пока не упадет или пока совсем плохо не станет. То есть это у человека такая иллюзорная «картина мира» сформировалась в течении жизни, а реальности он не видит. Да и зачем? С работы ведь пока еще не уволили… А если уволят так ведь это можно встать у магазина и настрелять по-быстрому. Добрые люди не откажут, они ведь все понимают. И вообще. Он говорит, радостно так: «Это врачи рекомендуют!». Ну да. Один бокал вина. В день. Или может даже в неделю. Но рекомендуют же. И поэтому человек идет и покупает бутылку водки. Выпивает с друзьями за вечер. А потом они еще за одной бегут. И еще, если силы остались.
То есть на самом деле эти «абсолютно все», которые ежедневно по бутылке водки выпивают, существуют или в привычной для человека среде, где он множество раз бывал, знает правила и поэтому лучше туда пойти в очередной раз без напряжения, чем утруждаться и думать, как бы он мог по-другому прожить, либо эти «загадочные все» находятся у человека в воображении и с ними ему намного уютнее, чем с теми, кто просто поступает иначе – путешествует, занимается любимым делом, создает семью.
- «Буду пить до ста лет, и ничего со мной не будет».
Это такая городская легенда. Миф такой. Что жил где-то на соседней улице Петрович или Михалыч, знакомый Машки или двоюродный брат Сашки, который пил-курил, и ничего ему за это не было, наслаждался он жизнью и анекдоты в тему всегда рассказывал. Подробностей правда про этого Михалыча никто обычно не сообщает. Просто он точно был, ну точно, ну сто процентов и никаких проблем с печенью. То есть тот, кто рассказывает лично принимал Михалыча в поликлинике как специалист широкого профиля. И цирроза у Михалыча не обнаружил. Двадцать пять других болезней да, но вот цирроза не было. И жена кстати тоже от него не ушла. То что она терпела из последних сил неважно, главное не бросила, не сломалась. И гайки нормально Михалыч закручивал. А потом на три дня уходил в загул. И было не до гаек. Но тем не менее…он всегда возвращался. В общем, это не так все важно на самом-то деле, главное он не в больнице помер этот Михалыч, а значит сейчас можно пойти и опять как всегда напиться до беспамятства. Что в простонародье называется: «Просто культурно посидим, пообщаемся».
То есть на самом деле главное этим «мифическим Михалычем» прикрыть страшную человеческую трагедию. А заодно внушить, что вот ты, именно ты, а не кто-то другой, такой же исключительный, как этот Михалыч, прямо-таки не такой как все, практически сверхчеловек, которого ни болезни, ни проблемы связанные с алкоголем точно не возьмут, да еще и богатым будешь наверняка, если пить продолжишь в больших количествах. Но кто сказал, что с тобой именно так и будет? Кто тебе гарантию дает и защиту? Да никто. Просто кто-то, что-то там сказал, потому что к слову пришлось. Но человек верит в эту ложь. Потому что хочет верить, а не потому что так и есть на самом деле. И продолжает употреблять. И не происходит вроде бы никакой катастрофы. Проблемы – да. Страшное – порой да. А катастрофы нет. Удается ее избежать до поры до времени. Вместе с несуществующим Михалычем.
- «Я брошу пить когда захочу».
Обычно человек произносит эту фразу перед тем как выпить. Да не просто пару бокалов вина, а побольше. Но говорит он так не потому, что очень уж сильно уверен в правильности собственного выбора, а поскольку не хочется ему сейчас лишаться того удовольствия которое непременно будет впереди. И уж конечно говорит он так, не потому что реально пробовал бросить. Ну может не пил две недели. Или месяц. А потом опять – день рождения, гулянка на три дня. Когда захочет тогда и остановиться. В общем, на самом деле не хочется просто человеку как-то слишком уж серьезно обо всем этом думать, и он создает себе «розовую мечту» в которой он хозяин собственной жизни и полностью контролирует ситуацию. Сказал, осмелел и стакан хватанул. Ну оторвись хоть на миг, подумай, на работу же завтра. Ерунда. Перестану пить, когда сам решу. И еще наливает. Так и сидит до утра. А потом нужно звонить начальнику и врать что заболел, потому что на работу идти человек не в состоянии. Но пить бросит, когда захочет, это уж несомненно. Так и живет. А когда все же совершает некие попытки, по-настоящему, на самом деле и совершенно точно «завязать», то обязательно или старые друзья подвернутся или праздник какой, или просто настроение: либо слишком хорошее, либо слишком плохое и как тут не выпить? Хочется же. Когда хочу пью и когда хочу бросаю. «Когда хочу пью» — это в пятницу, а «когда хочу бросаю» — это в понедельник, потому что голова болит, сушняк и на работу вставать очень тяжело. Так и проходят: недели, месяцы, годы.
То есть в реальности человек, конечно, давно уже ничего не контролирует, а наоборот зависимость делает с ним что хочет. Но признаться себе в этом очень трудно, потому что принятие правды означает крушение, падение и расставание с гордыней, с мнением о себе и всеми прочими зыбкими фантазиями. То есть буквально все жизненное здание начинает шататься, и почва уходит из-под ног. Но человек по привычке цепляется за то в чем ему легче существовать, хотя это все и ненастоящее. Оказывается, там, внутри себя, человек просто не знает, на что опереться. Ему необходима помощь, сочувствие и внимание, но просить о поддержке не так легко. Хотя на самом деле в этом ничего такого ужасного нет. Просто нужно сделать. Смириться. И дальше уже будет полегче.
- «Я брошу пить сам».
Отчего мы так думаем? Ну, во-первых, это просто банальная гордость и несчастная самонадеянность. Мы не знаем, с кем нам придется вступить в борьбу и с чем на этой дороге придется столкнуться, с какими испытаниями. Человек думает, что просто как-нибудь перетерпит, протянет на силе воли, а дальше, неважно что дальше, там и поглядим. Иногда бывает, что родственники привязались, мучают и терзают, по врачам и психологам заставляют ходить, а человек от них устал и от этого тоже устал и надоело ему, потому что все время со стороны что-то навязывают, а сам он этого не хочет. И поэтому человек мечтает один остаться и бросать пить тоже в одиночестве. Это, во-вторых. А, в-третьих, человек кидается на амбразуру, выдерживает стойко, может быть и достаточно долгое время не пьет, но в целом все остается по-старому, у него те же самые мысли, чувства такие же что и раньше, да и образ действий схожий, просто он теперь алкоголь не употребляет. Человек думает этого достаточно – просто не пить, а на самом деле это только начало. Чего именно начало он не знает, поэтому так и остается в начале. Тут то враг ему и внушает: «А почему бы в компьютер не поиграть?», «Почему бы ни сделать ставку на спорт или в онлайн-казино?», «Почему бы денег не срубить по легкому?». В общем, человек быстренько приобретает какую-нибудь другую зависимость вместо алкогольной, опять не ладится жизнь, он гневается на домашних, потому что это они во всем виноваты и при этом гордится тем какой он герой и как долго сам, вы понимаете, сам, только и исключительно, не пьет и держится. Великое достижение, что сказать, которого человечество по любому никогда не забудет и памятник поставит.
То есть на самом деле человеку предстоит долгий путь и война, на которую он почему-то выходит, не умея стрелять и без физической подготовки, но спереди танки прут, да еще, представьте себе, с тыла тоже лазутчики подбираются, как кузнечики скачут, представьте себе, а человек старается все равно прорваться лишь бы как, авось получиться. В общем, хорошо бы подумать и проблему всесторонне изучить, а не делать поспешные заявления и выводы о собственных достижениях.
- «Бросить пить невозможно, «Выхода нет!»».
Другая крайность. Обреченность от понимания жизни. То есть в космос человечество полетело, а бросить пить оно не может. Кругом тяжелейшая, бескрайняя и беспросветная безнадега, что даже и глядеть на нее не хочется, а как только посмотришь так тут же рука сама и тянется к стакану. И это неизбежно. Остановить ну никак ее нельзя. И никто мне не поможет. И не нужен я никому, бедный и несчастный, один в целом мире. И не понимают меня. И не любят. И не ценят. А ты то хоть уважаешь меня? Ну вот и ты тоже…
И в общем-то…все это было бы правдой, если бы не…то есть все это оно вроде бы как, почти, на 99 процентов правда, а на один процент маленькая ложь. Она в том, что человек забывает о своем Творце. Он думает, что надеется не на кого и не на что. Ну да. Не на что. И не на кого…Кроме Бога.
Ведь действительно порой бывает так что полежит человек в больнице, прокапается, выходит потом и пить опять начинает, к психологу сходит раз-другой, поговорит и вроде бы и согласился с ним и понял все и понравилось ему, но что-то вдруг не так пошло, мыслишка какая-то прицепилась и раз – сам не заметил, как опять с пивом и друзьями перед телевизором. А может это все гены виноваты? Ну не хотел вроде пить, настроения не было, но пошел, купил и выпил. В общем бывает так что ну ничего не помогает. Реально бывает. Тогда, конечно, человек впадает в уныние, отчаяние и тоску. Хотя чаще скорее самому человеку хочется сделать это побыстрее, то есть войти в то состояние в котором вроде как выпить можно, чем в действительности вообще всякие варианты кроме пьянства отсутствуют. Но так или иначе…Бывает, что действительно человек сознает: «Я сейчас, в данный момент, не могу». И это правда. Другое дело в чем же все-таки ложь. Она в том, что непременно нужно предаться унынию и мрачным мыслям. Она в том, что человек в этой ситуации совершенно один. Нет. Рядом всегда есть Бог. Который сотворил человека. Он невидим. Но может помочь и дать силы, если не на борьбу, то по крайней мере на покаяние. То есть не всегда безнадега означает, что дальше будет еще хуже и не всегда «не могу» означает то же самое. Просто Господь дает человеку возможность почувствовать, что все что есть в мире, снаружи и внутри человека, принадлежит ни ему самому, а даровано Создателем и порой именно в тяжелых ситуациях человек это лучше всего понимает, именно тогда он начинает взывать к Богу как только может и молить о спасении, человек по- настоящему чувствует что ему нужен Христос и стремится к Искупителю всеми силами. Тогда приходит помощь и человек чувствует разницу, как было без Бога и каково теперь с Ним, понимает это, не потому что кто-то ему что-то такое умное сказал, но реально переживает на собственном опыте присутствие Христа в своей жизни.
Иван Алексюк,
Семейный клуб трезвости «Восхождение» при храме святителя Иннокентия митрополита Московского в Бескудниково
Очень нужно прочитать всем зависимым. Автор прекрасно обобщил их проблемы и подробно их разобрал. Спасибо!