Работы V литконкурса
Елена Юрьевна Иконникова. «Соловки — Северный Афон»
Елена Юрьевна Иконникова
«Соловки — Северный Афон»
Первый день — 14 сентября
Мы рано утром приехали в Кемь, затем плыли пару часов на катере на Соловецкий остров, прибыли около 10 часов. Обзорная экскурсия в 13 часов по Соловецкому монастырю с прекрасным гидом Алексеем заняла около 3-х часов. Экскурсовод рассказывал об устроении монастыря и об исторических событиях: в 1429 году на Соловки приезжает монах Савватий, который здесь встречает прп. Германа. В 1436 год — появление на Соловках прп. Зосимы. Преподобный Савватий Соловецкий- выходец из Кирилло-Белозерского монастыря, пришел на Соловки с Валаама, а преподобный Зосима Соловецкий в одной из поздних редакций жития называется пострижеником Палеостровской обители. В 1460-х г были построены деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная В 1534—1548 годах в число братии был принят св. Филипп ( в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, который затем стал митрополитом Филиппом. Под руководством Фёдора Колычева было сделано очень многое для развития Соловецкого монастыря: начинают возводиться каменные храмы, развивается торговля и флот, строятся новые дороги. Каменное строительство нуждается в создании кирпичного завода. Св. Филипп ездил по всей России, налаживая контакты и собирая средства. Он ввёл в монастыре колокола, построил двухэтажные кельи и больницу. В первой половине XVI в. монастырь получил несколько грамот от Ивана Грозного, где были пожалованы многочисленные льготы. развивается каменное строительство. В XVII веке Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам.
К концу XVI в. Соловки стали неофициальной столицей Беломорья. В 1637 году приказом Михаила Фёдоровича с Соловков был отозван воевода, а его функции были переданы настоятелю монастыря. Таким образом, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья.
В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, которые призваны были изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона, сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году. В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм, но 22 января 1676 года Соловецкий монастырь был взят, а руководители его были казнены. Это событие получило название « соловецкого восстания».
В 1854 году Россия переживала события Крымской войны, и Соловецкий монастырь с моря обстреливался с британских кораблей Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр (Павлович). Современные западные историки считают, что англичане понимали бесполезность бомбардировки монастыря, укрытого за мощными каменными стенами, а также невозможность высадки десанта, которому будут противостоять вооружённые солдаты и монахи. В июне 1855 года английский пароход выпустил по деревне Лямца из корабельных пушек около 500 ядер и бомб. Во время бомбардировки Соловецкого монастыря одно из ядер, перелетев через крепостные стены, пробило икону Божией Матери « Знамение» , находящуюся над входом в Преображенский собор. Согласно церковному преданию, Богородица, получив рану в образе, тем самым спасла монастырь от обстрела. В том месте, где в 1855 году велись переговоры между английскими офицерами и руководителями защитников крепости, по приказу архимандрита была размещена каменная плита. Эта каменная плита, получившая я название «Переговорный камень», является и по сей день одной из достопримечательностей Соловецких островов.
Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников. Играла свою роль труднодоступность Соловков. Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком острове с начала 16 века до 1903 года. Через нее прошло до 500 узников, среди которых были известные люди: крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель Петр Толстой, еще автор повести о Смутном времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, который провел там 28 лет, и приказ об освобождении получил в возрасте 110 лет. Тут же два родственника Александра Пушкина, в т. ч. Павел Ганнибал…
Вечерняя служба этого дня в Соловецком монастыре посвящена святым прп. Антонию и Феодосию Киево- Печерским чудотворцам. Из Ветхого Завета Книга «Премудрости Соломоновы» сейчас по очереди читается монашествующими. Пламя свечи выхватывает то лицо монаха, то иконы на аналое.
«Возлюби́те пра́вду, судя́щiи зе́млю: му́дрствуйте о Го́сподѣ въ благосты́ни и въ простотѣ́ се́рдца взыщи́те его́: я́ко обрѣта́ется не искуша́ющымъ его́, явля́ется же не невѣ́рующымъ ему́.
Стропти́вая бо помышле́нiя отлуча́ютъ от Бо́га: искуша́емая си́ла облича́етъ безу́мныхъ.
Я́ко въ злохудо́жну ду́шу не вни́детъ прему́дрость, ниже́ обита́етъ въ тѣлеси́ пови́ннѣмъ грѣху́:
святы́й бо Ду́хъ наказа́нiя отбѣжи́тъ льсти́ва и отъи́мется от помышле́нiй неразу́мныхъ и обличи́тся от находя́щiя непра́вды.
Человѣколюби́въ бо ду́хъ прему́дрости и не обезвини́тъ ху́льника от усте́нъ его́: я́ко вну́треннихъ его́ свидѣ́тель е́сть Бо́гъ и се́рдца его́ испыта́тель и́стиненъ и язы́ка слы́шатель: я́ко Ду́хъ Госпо́день испо́лни вселе́нную, и содержа́й вся́ ра́зумъ и́мать гла́са.» (Премудрости Соломоновы 1, 1-7).
И в переводе:
1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.
3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,
5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
6 Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.
7 Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.
Каждое слово в тишине звучит отчетливо:
«Пра́ведныхъ же ду́ши въ руцѣ́ Бо́жiей, и не прико́снется и́хъ му́ка.
Непщева́ни бы́ша во о́чiю безу́мныхъ умре́ти, и вмѣни́ся озлобле́нiе исхо́дъ и́хъ,
и е́же от на́съ ше́ствiе сокруше́нiе: они́ же су́ть въ ми́рѣ.
И́бо предъ лице́мъ человѣ́ческимъ а́ще и му́ку прiи́мутъ, упова́нiе и́хъ безсме́ртiя испо́лнено:
и вма́лѣ нака́зани бы́вше, вели́кими благодѣ́телствовани бу́дутъ, я́ко Бо́гъ искуси́ и́хъ и обрѣ́те и́хъ досто́йны себѣ́:
я́ко зла́то въ горни́лѣ искуси́ и́хъ, и я́ко всепло́дiе же́ртвенное прiя́тъ я́.
И во вре́мя посѣще́нiя и́хъ возсiя́ютъ, и я́ко и́скры по сте́блiю потеку́тъ:
су́дятъ язы́комъ и облада́ютъ людьми́, и воцари́тся въ ни́хъ Госпо́дь во вѣ́ки.
Надѣ́ющiися на́нь уразумѣ́ютъ и́стину, и вѣ́рнiи въ любви́ пребу́дутъ ему́, я́ко благода́ть и ми́лость въ преподо́бныхъ его́ и посѣще́нiе во избра́нныхъ его́». \ ( Прем. Соломоновы 3: 10).
И в переводе
А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,
и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире.
Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.
Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Тишина стоит такая, какой невозможно быть в приходских храмах. Только в монастыре. Когда около девяти вечера заканчивается служба, и идешь в наш «коттедж» на улице Павла Флоренского вдоль бухты Благополучия Большого Соловецкого острова, стоит та же тишина. Начинаешь отдаленно понимать , как важна молитва монахов в этом святом месте.
***
Второй день — 15 сентября
Отправляемся на катере на Большой Заяицкий остров.
Причаливаем к пристани и выходим на берег. Сразу перед нами открывается Андреевский скит- деревянная церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Она была освящена в 1702 году по приезде на Соловки царя Петра I. По преданию, здесь освящен один из первых Андреевских флагов. Заяцкий остров, как и весь Соловецкий архипелаг, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь никто не живёт. и гулять по земле не разрешено. На тропе проложены деревянные настилы, поэтому на острове идеальная ситуация с растительностью. Деревьев тут нет, растут только низкие кусты. как в тундре.
Во время Соловецкого Лагеря Особого Назначения (1920.-1930гг.) в скиту был устроен женский штрафной изолятор, где женщины подвергались издевательству и унижению.
После возобновления монашеской жизни на Соловках с 1990 года в Андреевском храме начали совершаться богослужения. В настоящее время ведутся работы по воссозданию древнего иконостаса Свято-Андреевской церкви.
Смотритель острова Вячеслав Павлович Столяров— историк, социолог, литератор, начальник Соловецкого отряда Морской комплексной арктической экспедиции, зав. сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им. Д.С.Лихачева. Человек из Подмосковья, живущий без электричества на острове 1,38 кв. км., неизменно встречающий всех многочисленных паломников. Его облик напоминает нам старца, постоянно творящего Иисусову молитву.
Идем по деревянным настилам за Екатериной, нашим экскурсоводом. Останавливаемся перед обросшими растительностью, уложенными по спирали камнями, которых не видно за зеленым покровом.
Всего известно более 500 северных лабиринтов, из них в Швеции находится около 300, Финляндии — примерно 140, России — около 50, Норвегии — 20, Эстонии — 10, Англии — отдельные лабиринты. Всего на Большом Заяцком острове находится 13 спиралевидных лабиринтов.
Назначение этих построек неизвестно. Основной является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир. Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы. Камни давно уже обросли, и ходить по лабиринтам категорически запрещено.
Их возраст датируется I-II веком до н.э. Начало исследованиям лабиринтов Севера положил русский историк, этнограф Н. Н. Виноградов, который был заключённым СЛОНа ещё в 1920-х годах. Диаметр лабиринтов варьируется от 3 до 25 метров. Как правило камни, из которых они состоят, имеют диаметр 30-40 сантиметров. Линия лабиринта состоит из установленных в ряд валунов, при этом закрученных спиралью. Лабиринты каждый имеет только один вход, который также служит в качестве выхода.
Пройдя дальше, видим курганы. С настоящими захоронениями. При раскопках курганов обнаружены остатки захоронений, жжёные фрагменты костей человека, млекопитающих, птиц и рыб, а также погребальный инвентарь.
Переходим в «христианскую часть» острова. В более близкие к нам времена на Большом Заяцком острове появилось множество деревянных крестов в память о людях, погибших в море или «чудом» сумевших избежать катастрофы. До начала XX века обетные и поклонные кресты были характерны для Большого Заяцкого острова. Также и навигационные кресты.
Со слов нашего экскурсовода Екатерины, которая много и хорошо рассказывала нам обо всем, есть несколько интересных версий названия островов. Одна из них — там устраивали свою стоянку морские зайцы (один из видов Беломорских тюленей). И еще версия связана с перестройкой в камне Соловецкого монастыря в XVI веке при митрополите Филиппе. Именно тогда и был сделан знаменитый «филипповский» кирпич, обладающий высокой прочностью, и предполагают, что в него добавляли яйца северных птиц, которые гнездились на Заяцком острове в большом количестве. И монахи ездили туда за яйцами- За яицкий.
При св. Филиппе в XVI веке на острове были воздвигнуты каменная гавань, каменная палата, поварня, гостиница для приезжих. В XVII веке на остров была перенесена деревянная часовня с Большого Соловецкого острова.
На обратном пути заходим в деревянный храм апостола Андрея Первозванного. Смотритель Вячеслав Павлович неожиданно красивым мощным басом запевает тропарь Св. Андрею, а потом и новомученикам и исповедникам российским. Наша группа во главе с батюшкой вторит ему. Вячеслав Павлович говорит, что сегодня, 15 сентября день памяти свщмч. епископа Германа( Ряшенцева). А у нас ведущий клуба Никита – дальний родственник этого святого. Вот такое удивительное событие. Возвращаемся на катер.
***
Третий день — 16 ноября
Сначала мы тряслись на автобусе всю дорогу от монастыря до Варвариного причала, находящегося на противоположном берегу Большого Соловецкого острова. Потом плыли-качались на катере морем 26 км.
Анзерский (Анзер) — второй по величине остров в составе архипелага после Соловецкого. Площадь — 47 км². Административно принадлежит Архангельской области. На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. Место суровое, монастырские службы самые строгие. Сюда уходили монахи, чтобы в уединении разговаривать с Богом. В период Соловецкого ГУЛАГа в анзерских скитах было организовано Четвертое особое отделение лагеря.
Нас пересаживают на небольшие лодки подьехать к причалу. Высадившись на берег, видим два поклонных креста. Один– погибшим в море. А второй отмечает место, где когда-то стояла часовня. Отсюда начинается наше путешествие по дороге, сделанной ещё в девятнадцатом веке. Наш экскурсовод Мария сообщила, что 14-ти километровый обещанный путь по острову будет поделен на участки. Через 3 км остановимся у Троицкого скита. После экскурсии- перекус. Дорога была несложной, к тому же много грибов и ягод можно было собирать около троп. Некоторые собрали довольно много, потом отдали на монастырскую кухню. В Свято-Троицком скиту к нам прибился пёс Баки, шел за нами через весь остров целый день. Погода и на море, и на острове была прекрасная, хотя по рассказам, всякое могло быть, тащили дождевики и сапоги.
Немного истории. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Он страдал от нападений бесовских, но однажды перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся, Господь с тобою,. Богородица, подав ему трость и четки, сделалась невидимой». Он перешел жить ближе к берегу моря.. Помимо молитвенно- постнических трудов, он вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани, мог на это жить. Вскоре на Анзер пришел новый подвижник – московский священник Никита Минов (будущий патриарх Никон), который стал любимым учеником преподобного Елеазара, помогал во всем. Здесь он пребывал три года. Также учениками были монахи Никодим и Никифор. Преподобный ввел для подвижников строгий иноческий устав. Об анзерском подвижнике Елеазаре дошли слухи до Москвы. У царя Михаила долгое время не было наследника. По совету духовника царь для молитвы о даровании наследника пригласил в Москву святого Елеазара. Скоро Господь утешил царя, даровав ему сына Алексея. Отказавшись от каких-либо почестей и вознаграждения, анзерский старец вернулся на остров. Но царь и инокиня Марфа, мать царя Михаила Федоровича, в благодарность стали поддерживать монастырь.
Был построен Троицкий храм. Когда по кончине родителя стал править царь Алексей Михайлович, он пожелал видеть святого Елеазара. Старец приехал в столицу, был с почестями принят государем, после чего вернулся на остров. 1 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему содержание.
Сейчас Троицкий скит – это восьмиугольный храм и примыкающий к нему двухэтажный корпус бывших келий, а неподалеку- дом на валунах. Здесь в 1924 году было создано IV отделение СЛОНа. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1939 году СЛОН был упразднен, скит разрушен. В 1967 году все здания скита перешли к Соловецкому музею-заповеднику. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы.
Входим в храм Пресвятой Троицы. Здесь несколько раз в год проходят церковные службы с духовенством из Соловецкого монастыря, (в скиту 1 монах). Здесь пока все до конца не восстановлено, ступаем по доскам. По преданию, у южной стены почивают под спудом мощи преподобного Елеазара. 13 января 1656 года после краткой и легкой болезни святой Елеазар отошел ко Господу.
На обратном пути доходим до лужайки, где по легенде святому Елиазару явилась Пресвятая Богородица. И являлась Пресвятая Троица. Лужайка не очень далеко от скита, путь этот примерно вычислили монашествующие.
Далее, мы двинулись в сторону Голгофы. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра), которому тоже явилась Божия Матерь, именно здесь, у подножия самой высокой горы Соловецкого архипелага.
Об этом святом написано по-разному, но достаточно много.
Во времена Петра I прп. Иов был в миру московским священником, отцом Иоанном, известным делами милосердия, о котором узнал царь и призвал его стать своим духовником. Высокое положение отца Иоанна не прекратило его благотворительности, а наоборот, расширило ее. Но у праведного пастыря появились завистники, они обвинили его, что, исповедав преступника, отец Иоанн не донес о его опасных намерениях. Государь поверил, повелел сослать отца Иоанна в Соловецкий монастырь, его постригли в монашество с именем Иов. После многих тяжелейших испытаний в трудах иноческих прп. Иову разрешили затвориться в келье. В 1702 году он переселился в Анзер.
На новом месте он усугубил труды и подвиги и принял схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина.
В 1712 году старец посетил одного пустынника, жившего при высокой горе. Здесь он пробыл несколько дней. Однажды в тонком сне увидел подвижник Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского и услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена церковь Распятия Сына Моего… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки». И раздался другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» С несколькими учениками он пришел на гору и начал устраивать здесь скит, деревянную церковь в честь Распятия Господня. Впоследствии царь Петр I стал помогать своему бывшему духовнику и снабжать скит всем необходимым.
В скиту был введен строгий устав, а сам престарелый строитель скита, в пример другим, рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне замешивал тесто для хлебов, ухаживал за больными. В келье преподобный Иисус занимался рукоделием. Господь сподобил его преставиться мирно, в 1720 г. Преподобный Иисус был похоронен в каменном склепе на горе Голгофе. Он прославлен в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором.
Надо подняться на гору к храму Распятия Господня. Голгофа – крутая и высокая, но в гору идет дорога, которая позволяет и пожилым людям взойти к вершине..
А вот и огромный белый храм. Это и есть храм Распятия Господня, в котором в годы СЛОНа безбожные власти разместили тюремный «госпиталь». А.И. Солженицын так описывает это место: «Голгофо-Распятский скит на Анзере, штрафная командировка, где лечат… убийством. Там, в Голгофской церкви, умирают от бескормицы, от жестокостей – и ослабевшие священники, и сифилитики, и инвалиды, и молодые урки. По просьбе умирающих и чтоб облегчить свою задачу, тамошний голгофский врач дает безнадежным стрихнин, затем бородатые трупы в одном белье подолгу задерживаются в церкви. Потом их ставят в притворе… вынося наружу – сталкивают вниз с Голгофской горы».
На Голгофе в заключении находились сотни священников, были среди них церковные иерархи-новомученики: архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик).
История ХХ века символически воплотилась в этом храме, посвященном в давние времена Распятию Господню. Но вместе с тем всегда сохранялось чудо веры, праведности жизни, святости. В этом храме, в госпитале в 1929 г. окончил свою жизнь священномученик архиеп. Петр (Зверев). По воспоминаниям, он умер рядом с алтарем. Владыку Петра похоронили в архиерейском облачении на склоне Голгофы.. В 1999 году группа экспертов при Синодальной комиссии по канонизации отыскала места захоронения заключенных: людей сбрасывали в могилы без гробов, без одежды, чуть присыпая землей. Была найдена и могила свщмч. Петра, были обретены его святые мощи. Могила свщмч. о. Павла Флоренского так до сих пор не найдена.
Стали спускаться с горы, и вот перед нами новое чудо – береза в форме креста. Две крепкие ветви раскинуты в стороны, как поперечина креста. На Соловках когда-то было воздвигнуто много рукотворных поклонных крестов, искусно вырезанных из дерева. В годы СЛОНа они были все уничтожены. И вот по Промыслу Божию воздвигся крест нерукотворный.
Обратно шли по другой тропе до пристани.
Анзерские святые, молите Бога о нас!
***
Четвертый день — 17 сентября
Секирная гора находится в 11-ти километрах от монастыря. Экскурсионные автобусы едут туда около получаса. Гора,вернее, холм возвышается над равнинным островом примерно на 74 м. Мы едем на автобусе, за окном льет средненький пока дождик. Ну, наконец-то обещанная соловецкая погодка. Дождевики, сапоги- все при нас. Часть пути проезжаем на автобусе, а дальше идём пешком. Наш экскурсовод Мария уверенно ведет нас. При этом интересно рассказывая обо всех событиях времени.
Метров через двести дорога привела к небольшой часовенке и памятному знаку в честь убиенных и замученных в 20-30-е годы. На крестах здесь не изображается распятый Христос. В центре терновый венец — символ мученичества. Секирная гора была также местом массовых расстрелов и захоронений. В 2008 году здесь, над обнаруженным кладбищем узников СЛОН, был установлен шестиметровый Поклонный крест красного цвета и деревянная часовня в память новомучеников и исповедников Соловецких. Красный крест поставлен как раз у начала тропы которая ведет к месту массовых расстрелов. Мария обьясняет христианскую символику на Кресте.
Название Секирной горы связывают с чудом. Недаром её звали ещё Чудовой горой. Это случилось вскоре по прибытии на остров Савватия и Германа. О чуде повествует памятный камень, установленный архимандритом Александром. Он часто оставлял память о различных событиях на каменных плитах: «На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы проживая летом с женами под горою, оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху А.А. 1857». А.А. –Архимандрит Александр.
Название горы «Секирная,» как еще считают, означает «Лесорубочная» или — «Лесозаготовительная». Гора изначально называлась Секирной потому, что там Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ. Возможно, так.
Дождик временами усиливается, некоторые из нас уже промокли. Но никто не отстает и не жалуется. На гору подъём весьма крут, высота Секирной горы около 74 метров. Примерно на полпути находятся колодец и валунная баня середины XIX столетия. Из колодца берут воду а в бане по сей день парятся нынешние насельники скита.
Сам скит включает в себя двухэтажный деревянный дом и каменную церковь Вознесения с приделом Михаила Архангела (Чудо в Хонех). Вознесенский храм одновременно служил маяком. (башенка под крестом на куполе). Это единственное решение в русском церковном зодчестве. Линзы для маяка купили во Франции. Первоначально установили керосиновые лампы. В 1904 году их заменили электрическими. Свет маяка было видно на расстоянии 60 км. Церковь Вознесения Господня (в 20-30-е годы 20-го века была превращена в штрафной изолятор СЛОНа для провинившихся узников) и келейный деревянный корпус перед ней: во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН, 1923-1937 гг.), ставшего началом ГУЛАГа, в Свято-Вознесенском скиту был устроен штрафной изолятор с суровым режимом содержания заключенных. Сюда отправляли за попытку побега, отказ от работы, исполнение религиозных обрядов, нарушение лагерного режима и др. Заключенные штрафного изолятора подвергались самым изощренным истязаниям, здесь же проводились расстрелы узников по приговорам Информационно-следственного отдела лагеря.
Для посетителей открыта только нижняя церковь Михаила Архангела. Её отреставрировали, заново сделали иконостас и роспись.
С Секирной горы видим лестницу, восстановленную в 2000 году .В ней около 294 ступеней. Лестница мучеников. Узников СЛОНа, по рассказам, привязывали к бревнам и скидывали по ней. По этой лестнице на Секирную гору поднимаются паломники. Говорят, что каждая ступень подъёма — это один прощённый грех.
После посещения церкви и пения тропарей бесплотным небесным силам и новомученикам российским, идем на кладбище узников СЛОН. Мария обещала сводить желающих, но ими оказались практически все.
Согласно свидетельствам, трупы свозились в определенное место, однако не было известно, где располагалось «кладбище». В 2005 году обнаружили первое захоронение, Соловецкий музей-заповедник организовал экспедицию, во время которой была вскрыта и обследована одна из могильных ям на юго-западном склоне Секирной горы. В ней были обнаружены останки 26 расстрелянных. Насельники Вознесенского скита отслужили панихиду по убиенным, затем останки предали земле. Теперь открыто около 10 братских могил. Ведутся раскопки, определяется количество людей. Установить личности нет возможности. Один Господь ведает их имена. Группа с нашим батюшкой Алексеем пропели «Вечную память!»
Едем обратно с заездом в Макарьевский ботанический сад Соловецкого музея-заповедника, который расположен в Макарьевской пустыни. Он был основан архимандритом Макарием в 1822 году и с тех пор содержался сначала монахами, затем заключенными, потом соловецкими школьниками, а затем сотрудниками музея и волонтерами.
Двухэтажный бревенчатый дом с мезонином — по названию «дача архимандрита», выстроенный в 1860-е годы из лиственницы. После революции Макарьевскую пустынь переименовали в хутор Горка, и здесь поселилось начальство Соловецкого лагеря.
После закрытия лагеря ботанический сад более 20 лет находился в запустении, затем был передан соловецкой школе и поддерживался учителями и детьми. В 1974 году территория была передана Соловецкому музею-заповеднику, и его сотрудниками проделана огромная работа по сохранению, восстановлению и инвентаризации сада.
Под уже сильным дождем возвращаемся на автобусе. Завтра после Божественной литургии, где будет служить наш батюшка Алексей Бабурин, будут причащаться почти все общинники, поедем в Кемь, затем в Москву. Это была незабываемая поездка!
Благодарю, Елена Юрьевна за Ваш труд. Описание нашей поездки замечательное. Теперь будет возможность перечитывать и вспоминать наше паломничестао и вдохновляться вновь и вновь, востанавливать в памяти, что нам рассказывали замечательные экскурсоводы. Ещё раз благодарю.