Сегодня хочу затронуть важную тему – тему семьи.
Как многие из вас знают, сегодня празднуется день памяти Василия Великого. Я думаю, что многие с этим именем как минимум знакомы. Для тех, кто не знает Василий Великий – один из великих Учителей Церкви, наряду с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Но сегодня я бы хотел поговорить не о нем.
Если вы присутствовали на богослужении, вы должны были услышать, что в святцах поминалось имя святителя Григория Назианзина (Старшего), отца Григория Богослова, а также имя святой Эмилии, матери Василия Великого, которые скромно стояли в конце списка. Собственно, этот текст я хочу посвятить родителям.
Бывает так, что, обращая внимание на жизнь какого-нибудь великого или прославившегося человека, мы стараемся акцентировать внимание конкретно на его достижениях, чтобы им подражать. К огромному сожалению, ореол славы этих людей затмевает наш взор на тех, кто непосредственно повлиял на достижения этого человека. Мы не смотрим на его близкое окружение, хотя именно оно непосредственно формирует личность человека. В частности, когда мы говорим о трех святителях, мы редко замечаем тех, кто сформировал их стержень и сообщил им святость. Мы не замечаем их родителей.
Итак, однажды благочестивую, воспитанную в христианской традиции девушку Нонну, выдали замуж за богатого язычника Григория Аризанского. Нонна была очень доброй и хорошей женой. Она долгое время молилась о спасении своего мужа. В 325 году, ее молитва была услышана, и Григорий принял крещение. Впоследствии Григорий принял епископский сан, а она стала диакониссой. В святом браке родилось трое детей, которые впоследствии стали святыми: святитель Григорий Богослов, святой врач Кесарий Назианзин и праведная Горгония. Святые родители также были прославлены в лике святых.
Эмилия Кесарийская родилась тоже в богатой христианской семье. Отличалась редкостной красотой и высоким образованием. Рано осиротела. Ее отец принял мученическую кончину при императоре Ликинии. Готовила себя к безбрачию, но опасавшись похищения для носильного замужества, вышла замуж за адвоката Василия, который впоследствии станет пресвитером. Их семья активно занималась социальным служением. Родилось в святом браке десять (девять) детей, шестеро из которых стали святыми: святитель Василий Великий, святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, преподобная Макрина, блаженная Феосевия и святой Навкратий. Святые родители Эмилия и Василий прославлены в лике праведных. (К слову память Василия Великого, его родителей братьев и сестер в Элладской Церкви празднуется во 2-е воскресенье января – как раз минувшее воскресенье).
Анфуса была образованной женщиной и доброй христианкой. Ее муж Секунд почил довольно рано, оставив молодую жену с двумя маленькими детьми – двухлетней девочкой (ее имя неизвестно) и новорожденным Иоанном. После первой трагедии последовала и вторая. Скончалась дочь Анфусы, оставив мать с братом вдвоем. Не предаваясь отчаянию, Анфуса взяла себя в руки, приняла решение оставаться верной своему почившему мужу и воспитывать своего единственного сына. Святая жена дала Иоанну прекрасное воспитание и начальное образование, благодаря которому он стал любимым учеником известнейшего ритора Ливания, приобрел известность, вместо политической карьеры избрал служение Богу, прославился как один из Великих Учителей Церкви и был прозван Златоустом. В нашем месяцеслове не указана память святой Анфусы, но в Элладской Церкви ее память отмечается 28 января.
Когда мы говорим о семьях и о воспитании, нам всегда надо понимать, что самое лучшее воспитание – это личный пример. Можно сколько угодно произносить слов, можно сколько угодно читать методичек и умных книжек, но дети в первую очередь воспитываются родительским примером. Если у родителей отношения дисфункциональные – их дети будут либо зависимыми, либо созависимыми, либо с иными особенностями психики. Если родители смогут стяжать святость — их дети станут святыми.
Нам надо понимать, что наши светила — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст стали святыми во многом благодаря своим родителям, открывшим себя для Христа, и сообщившим им святость. Если мы хотим, чтобы наши дети стали нравственными – мы сами должны стать такими. Если мы хотим, чтобы наши дети стали достойными – мы сами должны стать такими. Если мы хотим, чтобы наши дети стали святыми – мы сами должны стать такими.
А мы с вами должны стать святыми. Не стоит нарочито самоуничижать себя «недостоинством». Все мы призваны к жизни во Христе. Все мы призваны к святости. Весь наш жизненный путь сводится к тому, чтобы осуществить это призвание. Если мы сможем осуществить это призвание, это получится и у наших детей.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48)
Диакон Николай Устинов