Почему, даже после 10-15 лет трезвой жизни, кто-то вдруг срывается? Почему? Может быть ему наскучила жизнь такая? Или чего-то не хватает?.. Острых ощущений? Соли-перца?
Да, нет! Все у него есть, и перца- в избытке. Ведь это только поначалу жизнь пресноватой кажется, а потом совсем наоборот! По мере «возвращения в себя» человек начинает заново чувствовать, ощущать. Заново радоваться всему тому, чему разучился радоваться в тумане многолетнего пьяного загула. Начинает снова испытывать удовольствие от простых, естественных способов времяпрепровождения, будь то рыбалка, выход на природу или футбол.
А семья становится основным поставщиком счастливых мгновений. Повозиться с детьми, поиграть, пораспрашивать, как у них дела в школе, какие проблемы, поискать вместе решения, поутешать, порадоваться вместе хорошим оценкам, новым достижениям, новым друзьям– да это целая вселенная!
И с женой начать, наконец, жить именно той жизнью, ради которой и шел под венец, о которой мечтал в юности! Жизнью, наполненной общими делами, общими эмоциями, общими целями и задачами, общим преодолением и терпением невзгод. Это тоже вселенная. Всего этого мы сами себя лишаем, когда погружаемся в болото страстей, пьянки. Мы «пролетаем» мимо собственной жизни с беспечным свистом, не понимая, что все самое лучшее, самое интересное, самое желанное в жизни валяется под ногами, что называется «протяни руку и возьми». В погоне за сильными эмоциями и кайфом мы упускает именно то, что самим Богом дано нам в утешение, и что одно только и способно принести подлинную радость и счастье. И вот, обретя трезвую жизнь, человек возвращается в свое естественное, здоровое состояние и получает возможность увидеть и почувствовать все то, что все это время находилось рядом с ним, но что было недоступно из-за его пристрастия к алкоголю или наркотикам.
Так почему, когда вроде бы все хорошо, и человек наконец получает от жизни многое из того, о чем мечтал, вдруг начинается опасный период?
А все дело в забывчивости и неверности.
Человек в какой-то момент начинает подзабывать, что все, что он имеет, дано щедрой десницей Божьей. И, как только он перестает осознавать, откуда его нынешнее благополучие, и начинает приписывать это собственным заслугам или воспринимать как данность, как свое естественное непреходящее состояние, мол оно никуда от меня не денется, так постепенно перестает дорожить этим и, естественно, со временем, теряет…
Он забывает, что и в трезвости его удерживает Божья благодать. Эта сила, как сила притяжения: никто ее не видит, про нее не задумывается и не помнит, но все пользуются. Каждый раз, когда у меня спрашивают о том, сколько времени и как я воздерживаюсь от алкоголя, аз грешный неизменно начинаю со слов: «С Божьей помощью…» И это не из суеверия, а от понимания необходимость постоянно себе напоминать, что «без Него не можете творити ничесоже». Нет другого способа уйти от забывчивости, кроме постоянного напоминания себе того, что важно удерживать в памяти. «Память смертная». Пожалуй, когда говорят о ней, это прямо перекликается с нашей темой памятования.
И еще дело в неверности. В неверности прежде всего себе. Ведь человек, решивший бросить пить, обещает самому себе никогда не возвращаться к прежней жизни, не обрекать себя на эти страдания, не превращать собственную жизнь в ад. В неверности жене, которой сто раз обещал завязать, и которая истосковалась по нормальной жизни. В неверности детям, судьба которых критически зависит от того, будет папа пить или нет. И, конечно, в неверности Богу, который в миллионный раз «простил и отпустил». Особенно это проявляется у того, кто дал обет трезвости. Как же можно забыть это ощущение невероятного трепета предстояния пред Богом в момент дачи обещания Господу никогда не возвращаться к старому, обета Новой жизни, обета Любви?
Но в какой-то момент, видимо, и эти волнующие воспоминания истончаются, притупляются… Нет, не сами по себе. От нас, от нашего поведения напрямую зависит, насколько забывчивость зажмет нас в свои тиски. К примеру, давно подмечено, что всякий срыв начинается с гордости и самомнения. А для гордости у человека, бросившего пить или употреблять наркотики, почва формируется, что называется, естественным образом- в результате его, человека, изменения.
На самом деле, любой трезвенник получает «конкурентное преимущество» перед окружающими и уж, во всяком случае, перед самим собой- точно! То есть, он начинает выгодно отличаться от самого себя «пьяного разлива». Из ненадежного он превращается в надежного, из неадекватного в нормального, из неэффективного в полезного. Многие могут подтвердить из собственного жизненного опыта, каким «золотым человеком стал дядя Ваня, когда «завязал». Примеров масса.
И вот, глядишь, пошёл на повышение, а там все выше и выше… Пока не забрался так высоко, что голова закружилась! Так сказать, «головокружение от успехов». Все! Почва для срыва готова. Дальше идет разрушительная мыслительная работа. Сначала притупляется опасность, забываются последствия, потом начинаются «сомнения и допущения»… А потом пропасть! И неважно, что явилось спусковым крючком: скандал на работе или в семье, неприятное происшествие, стресс или наоборот какое-то радостное событие, мысль о необходимости «отметить». Все это не причины и даже не повод, а обстоятельства жизни. Те самые обстоятельства, которые и раньше в той или иной степени наваливались на человека, но с которыми он успешно справлялся, переживал их, не «анестезируя» водкой. А здесь, поскольку сопротивление срыву критически ослабло, осознание последствий притуплено самоуспокоительными заверениями, что «один раз бросил и в другой раз смогу», а самомнение и самолюбие плавно перетекают в себялюбие и саможаление, сдержать девятый вал страсти, почувствовавшей слабость платины, сил больше нет. И прорывает.
Так что же делать, чтобы не оказаться в состоянии неготовности противостоять искушениям? Прежде всего, нельзя расслабляться. Ну, никак нельзя. Нет, речь не о том, чтобы быть все время в напряжении, ожидании срыва. Такое состояние «натянутой пружины» как раз опасно и само по себе провоцирует срыв. Речь о том, чтобы понимание, что «я умер для алкоголя» не уходило никогда. Осознание, что для меня, бывшего пьяницы, алкоголь- это яд, не менялось с течением времени. И чтобы сожаление о «потерянном удовольствии», о невозможности «пить, как все» не вило потихоньку себе гнездышко в глубинах сознания. Важно напоминать себе, что это не потеря, а приобретение. Приобретение новой, свободной жизни. И нет причин никому завидовать в том, что «кому-то можно». Как тот, кто в очках, не завидует тому, у кого зрение хорошее или высокий не завидует низкому… Мало ли у кого какие физические особенности! Кому-то можно то, но нельзя это, а кому-то вообще сладкое противопоказано! Помню, как меня потрясло, что одному из детей наших знакомых с рождения противопоказано употреблять молоко. Ни в каком виде!
— Как?,- удивлялся и сокрушался я,- и мороженного нельзя, а как жить-то?!..
-Ничего, -отвечали родители, -он мороженое фруктовое с удовольствием ест.
Так детский опыт умудряет нас смиряться с обстоятельствами и находить в них положительные моменты. Тем более, в трезвости положительного -тьма! Один наш общинник (клубист, член клуба семейных клубов трезвости), Алексей каждый раз поражает своей убежденностью и искренностью, когда рассказывает, что он пережил, когда пил, и насколько теперь, когда «завязал» радуется жизни! Он так образно и эмоционально говорит, что невозможно не поверить, что таки-да, счастье- в трезвости!
Но, без сомнения, главным основанием, твердым, незыблемым основанием устойчивой трезвости является духовная жизнь. Честно говоря, без нее трудно на что-либо рассчитывать. Именно изменение образа жизни, включающее в себя, как ключевую составную часть, духовную работу, является фундаментом трезвости. Один из нашим клубных старожилов, Андрей, рассказывал, как он чудом исцелился от алкоголизма, поехав в Серпухов, отстояв молебен и приложившись к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Андрей с тех пор не пьет, но, как он сам рассказывает: «Я очень благодарен Богородице…но, из-за того, что я впоследствии не предпринял решительных, последовательных действий в сторону воцерковления, в меня вселилось «семеро злейших, и я вдруг стал игроманом». Андрей, с Божьей помощью, со временем и с этой напастью справился, но в какой-то момент он оказался, по собственному свидетельству, «на самом краю», и все это произошло с ним по той причине, что он не уделял достаточного внимания духовной жизни.
И еще хочется отметить такую закономерность. По нашим наблюдениям, эффективность в деле избавления от собственной пьянственной страсти или исправления ситуации в семье, страдающей от пристрастия к алкоголю или наркотикам их близкого, напрямую связана с тем, насколько люди готовы помогать другим, имеющим аналогичные проблемы. То есть, жертвенность, альтруизм, готовность «отдавать», а не только «брать», очень способствует решению личных или семейных проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков или игромании. Иными словами, важно, чтобы не только тебе помогали, но и ты помогал другим.
Дмитрий Девяткин,
Ведущий Девятинского семейного клуба трезвости