Есть два ошибочных подхода к борьбе с алкогольной зависимостью, да и к жизни в целом.
Один из них основан на позитивной психологии, в котором человеку внушают ложную мысль о том, что он непременно добьется своей цели, победит, и все будет хорошо. Сейчас вообще стало модным что-то визуализировать, представлять, используя «ресурсы подсознания», мечтать и думать, что от этих фантазий каким-то невероятным образом непременно получится результат. Но красивые картинки остаются картинками, а человек продолжает пить или старается, как может, но все время срывается. Сама идея «позитивного мышления» ложна в своем основании, потому что для того, чтобы, например, собрать велосипед, сшить одежду или построить дом, нужно сначала узнать и понять, как это сделать, а не подумать о том, что вот оно уже готово, как хорошо-то. Затем надо найти необходимые материалы и инструменты, продумать шаги и потом, наконец, уже действовать, сознавая, что могут возникнуть препятствия, через которые необходимо будет проходить. В мечтах все это происходит за секунду, нарушается правильное понятие о причинно-следственных связях, и человек начинает жить грезами, хотя в реальной жизни, чтобы к чему-то прийти — необходимо время, терпение и труд. Вроде бы банально и просто, но человек, порой, по внушению падших духов, в состоянии гордости начинает думать о себе, что он какой-то маг или экстрасенс, избранный, великий и прочее-подобное. Будто у него, именно у него, такого особенного, все непременно получится как-то иначе. Он продолжает жить миражами, и пить бросить тоже не получается. Но и когда берется за дело всерьез, тоже почему-то очень часто ничего не выходит, или все получается не так, не по плану, происходят непредвиденные события, человек попадает в ситуации, которых не ждал, сталкивается с тем, о чем ничего не знает. Тогда снова руки опускаются, а мечты возвращаются. Человеку кажется, что жить в мире собственного воображения намного легче, чем в реальности. Но на самом деле трудно не столько жить по-настоящему, в реальном мире, но более трудно выбраться из тьмы, из этого мрачного лабиринта заблуждений на свет.
Второй подход говорит о том, что «срыв неизбежен».
И опыт, казалось бы, убеждает нас в этом. Человек не пил год или два, или даже десять лет, и вдруг оступается, падает. А другой вроде бы хорошо начинает, все правильно и честно говорит на встречах, все понимает, соглашается, но приходит в следующий раз, и мы снова обсуждаем срыв. Иной наоборот спорит, сопротивляется, имеет свое особенное мнение и ведущему кажется, что так даже лучше, что вот он то как-раз притворяется меньше, но срывается и он. А есть люди, которые прошли через борьбу и остались в трезвости до самой смерти, принесли покаяние и не вернулись уже к прежним тяжелым грехам на деле. В житиях святых есть примеры обращения к Богу самых лютых грешников, и в реальной жизни мы это тоже можем увидеть. Но есть и примеры падений подвижников, которые стояли на таких высотах добродетели, о которых мы и помыслить не в состоянии. Мы смотрим на это, и мысль колеблется. Если «срыв неизбежен», то как не впасть в полное отчаяние, а если «все непременно будет хорошо», то к чему жить, обманывая себя, чему верить? И что же тогда будет со мной? Но смущаться не нужно. Будет то, что есть на самом деле, а не то, что придумано мечтателями. Они как дети, которые закрывают глазки и думают, что во всем мире стало от этого темно. Но время суток от этого не изменяется. Также и от различных визуализаций красивой жизни не происходит изменений в реальности. Их причина – действия, совершаемые с рассуждением. Неизбежен не срыв, неизбежна борьба. Когда человек сражается, он получает раны. И таким путем он учится, приобретает опыт и использует его в дальнейшем. А если думать, что избавишься от зависимости, не вступив в бой, а все сделают таблетки, врачи, умные разговоры и психологические техники, то тогда точно сорвешься. А сражаясь постом и молитвой – получишь помощь от всемогущего Бога.
Если Бог сотворил мир, то значит Он управляет всеми происходящими событиями. Без Его святой воли не происходит ничего. Скорби, которые Господь нам посылает, пробуждают человека от повседневного серого сна обыденной жизни, они направляют нашу мысль от временного, пустого и суетного, к духовному и вечному, к тому, что по-настоящему важно. Скорби охраняют нас от превозношения и презрительного отношения к ближнему. Как только окреп в трезвости и стал посматривать на братию свысока, да «мол, что они там понимают», так тут же и оказался на грани или сорвался. Падения смиряют. И постепенно приходит понимание, что Бог даровал тебе правильные мысли и дал силы пройти через испытания, а не ты своими личными усилиями чего-то добился. Поэтому избавление от страсти, или просто устойчивое состояние приходит в свое время, не человеком установленное, а определенное Христом.
Также те радости и утешения, которые в нашей жизни есть, даны нам от Бога. Они напоминают о Его постоянном присутствии, участии в наших делах и любви к нам – недостойным и грешным. Они побуждают нас благодарить Творца и смиряться, понимая, что хотя мы и заслуживали наказания, но получили не по своим делам, а по безграничной милости. А то, что мы порой чувствуем на воскресных и пасхальных службах, то невероятное торжество, неизъяснимую радость и мир, тишину чувств и мыслей, мы должны бережно сохранять внутри себя, потому что они даны нам как бесценный благодатный дар, чтобы утвердить в нас веру и надежду – придет момент Пасхи нескончаемой, вечной. Но мы это состояние теряем, и снова наступают обычные дни со своими трудностями, и так проходит эта временная жизнь – скорби и утешения в ней идут вместе, в соединении.
Поэтому не будем обманываться. Пока мы здесь на земле – будем и радоваться и терпеть. Что-то у нас будет получаться, а что-то нет. Мы будем принимать любовь, отдавать ее и будем за это страдать, потому что Сам Господь пострадал. Не стоит искать иного – это всего лишь вымысел, фантазия, мираж не стоящий ничего, и с этим не легче. Это только временное забытье, в котором скорби все равно приходят. Намного проще принимать их как посланные Богом и действовать, не отгораживаясь от реальности. Тогда наша жизнь будет настоящей.
Иван Алексюк