В настоящее время одной из самых опасных и вместе с этим распространенных зависимостей являются зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и, в частности, от алкоголя. Проблему злоупотребления алкоголем нельзя назвать новой. О ней многократно говорится в Священном Писании и в творениях святых отцов. Начиная с XI века решение этой проблемы пытались найти и русские святые отцы. В Российской Империи эта проблема стала особо остро в XIX веке, когда произвол откупщиков, обогащающихся на спаивании народа, равно как и бездействие властей, получающих за это откуп, превысили планку терпения народа, что привело к стихийному трезвенному народному восстанию, которое положило конец безудержному пьянству в России.
Особую роль в этой борьбе сыграл С.А. Рачинский, который в с. Татеве создал первое «согласие» трезвости при церковном приходе, ставшее образцом для тысяч подобных обществ.
При активной поддержке Русской Православной Церкви движению удалось снизить употребление алкогольной продукции с 18 до 3 литров на душу населения. Помимо непосредственной работы в общинах трезвости, трезвенное движение использовало все возможности для достижения своей цели: выпускалась антиалкогольная литература и духовные журналы, организовывались лекции и беседы, со всех амвонов доносились пламенные проповеди, открывались библиотеки и лавки с литературой на эту тему, создавались трезвенные воскресные школы, проводились крестные ходы, организовывались паломничества и различные культурные мероприятия, были созданы бюро трудоустройства, кассы для оказания помощи нуждающимся, «Дома Трудолюбия», ночлежки, приюты, лечебницы, и т.д. Все это – плоды трезвенного движения народа, который желал жить в трезвости. И так было, пока Россию не охватил пожар революции.
Свершившаяся в начале XX века революция оказала мощное влияние на организм Российского государства. Среди всего прочего были изжиты и общества трезвости. Пережив страшное столетие, Россия стала возрождаться и начала вновь отстраивать на руинах то, что было уничтожено, в том числе и общества трезвости.
Проблема алкоголизма стала вновь актуальной в наше время. По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление спиртного в России в 2018 году составило 11,7 литров на душу населения, при том, что по заявлению ВОЗ количество потребляемого спиртного должно составлять максимум 8 литров на душу населения в год. Конечно, современная ситуация меняется, и употребление алкоголя становится все меньше, но тем не менее 12 литров — все равно много. Для борьбы с этой проблемой используются многие ресурсы, и активное участие в общей борьбе за трезвость принимает именно Церковь.
Русской Православной Церковью предпринимается много усилий по утверждению трезвости. В 2014 году на заседании Священного Синода принята Концепция по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, где указано, что помощь зависимым от употребления психоактивных веществ может оказываться как в стационарных условиях на базе реабилитационных центров, так и в приходских обществах трезвости.
В методических рекомендациях Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ «Алкоголик в семье: чем могут помочь ближние» (прот. И. Шугаев, Е.Савина) семейные клубы трезвости рассматриваются как доступная форма работы с зависимыми семьями.
В 2017 году на VII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению было отмечено, что на данный момент Русская Православная Церковь организовала свыше 70 реабилитационных наркологических центров. На сегодняшний день в России действуют свыше сотни приходских обществ трезвости. Эффективным инструментом помощи семьям людей, зависимых от употребления ПАВ, является Православный приходской семейный клуб трезвости (ППСКТ).
Семейный клуб трезвости – добровольное объединение семей, где один или несколько членов страдают зависимостью от ПАВ. Работа в клубе строится на традиционных духовных ценностях православного мировоззрения с использованием системного семейного подхода.
На данный момент в России работает более 30 клубов, и это число с каждым годом растет. Важным является не только рост числа клубов, но и качественное изменение образа жизни участников таких сообществ.
В 2011 году волонтерами, занимающимися развитием клубной программы помощи, было зарегистрировано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), являющееся ресурсной организацией для Движения семейных клубов трезвости в России. Согласно статистическим исследованиям, проведенным специалистами организации, количество случаев ремиссии участников программы составляет 77%, а в случае активного сотрудничества участников программы со специалистами этот показатель может быть увеличен до 78 – 80%.
Подходы, используемые в противоалкогольной работе, могут быть весьма разнообразны. Традиция клубных встреч, лежащая в основе Православного приходского семейного клуба трезвости, опирается на опыт дореволюционного трезвенного движения, а также использует современные научные знания в области психиатрии и наркологии.
Совокупность этих знаний и приобретенного опыта выстраивает свою работу на базовом принципе био-психо-социо-духовного подхода, позволяя влиять на четыре уровня человеческого существования и эффективно помогать человеку, зависимому от психоактивных веществ и воздействий.
Диакон Николай Устинов
Источник — https://www.evfrosinia.ru/index.php/publikacii/20-publikacii/3598-2019-09-16-11-31-27.html