О паломничестве «Святой Валаам. Возвращение» рассказывает участница поездки, Елена Юрьевна Иконникова.
12-19 сентября 2023 состоялось паломничество на о. Валаам и по святым местам Санкт- Петербурга, организованное нашим СКТ, содружеством семейных клубов трезвости, в частности, Марией Медведевой совместно с клириком храма Всех Святых на Соколе иереем Алексием Авдюшко и прихожанами храма. С нами были еще общинники клуба Димитрия Девяткина из Девятинского храма и из семейного клуба Георгия Витальевича при храме Святых Царственных Страстотерпцев. Так, был Андрей со своей десятилетней дочерью Валерией. Надо сказать, что ребенок стойко переносил большие километровые переходы и качку в плавании наравне со взрослыми, практически не жалуясь, в храме вела себя идеально. Всего 22 человека было нас, паломников.
Мы отправлялись на остров из карельского города Сортавала, куда из Москвы приехали на поезде 13 сентября. Отсюда с причала должны были отправиться на теплоходе «Метеор», что на подводных крыльях. Плыть по Ладоге нужно около часа. Ладожское озеро — самое большое в европейской части континента. Многим через окошко иллюминатора казалось, что плывем по морю. Теплоход вначале шел быстро, и скорость в навигаторе определялась как 60 км/ч, но очень быстро и вдруг, как говорится ,«внезапно», образовались тучи, ветер, и скорость снизили до 20 км/ч. Говорят, что на Ладоге – это частое явление.
Теплоход пришел в Монастырскую бухту, которая ближе всего к монастырю. Мы немного задержались с приездом, но нас все равно встретили на острове, ждали, довезли до гостиницы наши вещи. От причала недалеко находится гостиница, добрались налегке. Нам сказали, что с этого момента наша паломническая группа называется «Валаамская элегия». Название всем понравилось.
Валаам — это самый большой остров Ладожского озера. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, несмотря на большие размеры и мощь, очень «изящно» смотрится, как бы парит над землей. Красота этой местности и красота монастырских зданий вместе органично создают неповторимый облик Валаама, где скалы над озером, сосны, ели.
Поскольку пошел дождь, то наша первая экскурсия « Центральная усадьба» состояла из двух частей. Сначала мы походили по территории монастыря, потом трапеза и переодевание , и затем по дороге шли от монастыря в Никольский скит.
Наш гид Светлана рассказывала о монастыре. По преданию, Валаамский монастырь основали преподобные Сергий и Герман, пришедшие с Востока. Более достоверные данные можно только реконструировать, но пока что есть разные версии, и нет точного ответа.
Мы зашли в Собор, прикладывались к раке, где под спудом погребены мощи святых Сергия и Германа Валаамских. С XII века на этом месте возводились монастырские соборы. Более ранние здания соборов строились и разрушались, а Спасо-Преображенский собор был основан 1887 году.
Нижняя церковь освящена во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Преподобный Сергий считается основателем обители , а святой Герман стал его преемником. В нижнем храме собора хранятся святые мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Верхняя церковь была освящена во имя Преображения Господня в 1896 году.
Если обратиться к истории , то, начиная с 18 века, можно видеть ключевые события.
Игумен Назарий в 1781 году, начал строить каменный храм, воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Его для этого строительства призвали из Саровской пустыни: «Для заведения в оном общежития и порядка по правилам и примеру обителей Саровской».
Вот отрывок из копии с грамоты, данной Преосвященным Гавриилом в обитель Валаамскую, по случаю вызова в сию обитель отца Назария, для утверждения в ней иноческого жития, по образцу пустынножительства Саровского.
….. видим Промыслом Спасителя мира устроену быти сему острову ко пребыванию иночествующих, и пекущеся по долгу нашему о спасении их, дабы возстановить в нем селения Святых, и тем принести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву, установляем, да всегда в нем правила хранимые в пустыни Саровской содержатся непреложно. Сего ради и призвахом из оныя Саровския пустыни Честного Отца Иеромонаха Назария, известни сущи о его подвигах и усердии утвердити иночествующих в спасительной жизни: ему же оные правила, для непрерывного в Валаамском монастыре хранения, вверяем, и утверждаем грамотою сею запечатанною печатию и подписанною нашею рукою…». Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. — 3-е изд. — Москва, 1865 (Тип. Готье). — 306, 23, II с.
Вот такая связь великих преподобных и обителей прослеживается.
Еще рядом с нашей гостиницей увидели Знаменскую или Царскую часовню, построенную в память о посещении Валаама в 1858 году Императором Александром II и членами его семьи. При возведении брали мрамор из Рускеалы и серый гранит. На стене часовни икона св. Александра Невского. Внутри- икона «Знамение Божией Матери». Под дождем мы пытались делать фотографии мокрыми телефонами!
*****
До революции на Валааме бывали знаменитые люди России. Например, художники и писатели : И.Шишкин, А.Куинджи, Н.Лесков, А.Дюма, И.Шмелев, т Ф.Тютчев. Также композиторы А.Глазунов, П.Чайковский и др.
Следует упомянуть Алексея Максимовича Горностаева — русского архитектора, создателя ансамбля Валаамского монастыря. По его проектам были построены Зимняя гостиница, Водопроводный дом, три храма в скитах в т. ч. Никольском, и братский корпус на Никольском острове.
Валаам находился на разных территориях в разное время: России, Швеции и Финляндии. После советско-финской войны в 1940 присоединили СССР и, соответственно, как действующий монастырь перестал существовать при советском режиме. Возрождение обители происходило в 1989 году стараниями митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ( затем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). Памятник ему находится рядом со входом в Свято-Преображенский собор в 2009 году.
Еще один памятник у собора — Валаамский образ Пресвятой Богородицы.
Скульптура из бронзы повторяет иконописное изображение Валаамской Божией Матери, созданное 1878 году насельником монастыря иеромонахом Алипием.
Чтобы продолжить экскурсию в Никольский скит, мы взяли плащи , зонтики , сапоги и щли вместе с экскурсоводом. Поскольку экскурсия обширная, и надо пройти несколько километров в дождик, то необходимо соответствующим образом подготовиться.
Прошли по аллее с фотовыставкой, где были репродукции и фотографии, сделанные насельниками и даже наместником Ставропигиального монастыря епископом Панкратием.
Некоторые фотографии похожи на картины талантливого художника. Разве нет?
*****
Светлана далее по пути рассказывала нам о постройках рядом с монастырем.
Проходим двухэтажный краснокирпичный Работный дом, построенный в 1871 году по проекту архитектора Г. И. Карпова для проживания наемных работников. Здесь же бывшие монастырские конюшни. Все же неплохие постройки для людей и животных того времени.
Напротив Работного дома, — Водопроводный дом, возведенный в 1864 году по проекту А. М. Горностаева. Устройство водопровода на Валааме было сложным, архитектору помогли опытные работники хозяйства. В скале прорубили 142-метровый тоннель, куда поместили чугунную трубу. Вода закачивалась из Монастырского залива и подавалась по трубе в специальные баки. Оттуда приходила в помещения.
Идем дальше к Никольскому скиту. Скит — место уединения монахов. В скитах живут монахи, которые ограждают себя от лишнего общения с мирянами.
По пути , любуясь красотами Валаама, по деревянному мосту перешли на остров Иоанна Кронштадтского.
*****
Никольский скит
Проходим еще мостик и попали на Никольский остров. Недалеко от причала-маленький деревянный домик, где раньше располагалась монастырская таможня. Здесь монахи встречали путешественников, отбирая у них спиртное, табак и оружие.
К нам присоединилась еще группа из Донецка во главе с протоиереем Валерием, настоятелем Свято- Успенского храма г. Донецка. Мы с ним вместе помолились в Никольском храме, пропели тропарь святителю Николаю и обратно шли в монастырь несколько километров, тихо беседуя. А когда близко к монастырю поднимались по лесенке, то пели « Царица моя Преблагая..». Просто удивительно , как Господь дает силу людям переживать испытания в таких нечеловеческих условиях военного положения, бомбардировок, смертельной опасности. Молитва так и изливается постоянно, думаю. В скорбях и трудах сердце постоянно хочет быть рядом с Господом Иисусом Христом! Помоги нам всем, Господи !