В №3 журнала Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви «Миссионерское обозрение» была опубликована статья ведущего семейного клуба трезвости при храме преподобной Ефросинии Московской в Котловке диакона Николая Устинова «Отражение современного терапевтического подхода профилактики алкогольной зависимости в учении святителя Иоанна Златоуста», с текстом которой теперь можно ознакомиться и на сайте Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости.
Опираясь на многовековой опыт трезвенной работы, проблема зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) стала рассматриваться не только с биологической стороны, но также с социальной и психологической. Фактически, научный мир признал, что алкоголизм – это не только химическая зависимость, но «образ жизни или стиль поведения» [1].
В частности, основываясь на таком понимании проблемы, в 1964 году югославский психиатр Владимир Худолин создает первый клуб леченых алкоголиков – терапевтическое сообщество, в рамках которого преследуется цель оздоровления не только личности конкретного зависимого, но и всех членов его семьи, то есть профилактики не только зависимости, но и созависимости.
Само понятие созависимости в середине XX века еще не было полноценно оформлено, но научный мир уже тогда говорил об этом явлении как об эмоциональной зависимости или как о взаимных дисфункциональных отношениях внутри семьи.
Собственно говоря, вместе с этим пониманием начинает закладываться и вместе с этим развиваться биопсихо-социальный подход. Впоследствии, рассматривая человека с позиции целостности, начал появляться вопрос о понимании человека, как существа духовного, поэтому исходя из разного выстраивания теории личности, выстраивалось и разное понимание духовности. Можно сказать, что в западной, не религиозной традиции, этот принцип существовал как, так называемая, антропологическая духовность, и она относилась к психологической составляющей подхода. Однако, религиозное, и, в частности, христианское понимание личности человека как Образа Божия, вывело элемент духовности как отдельный компонент, тем самым создав биопсихосоциодуховный подход.
Таким образом, биопсихосоциодуховный принцип, подразумевает коррекцию дефицитарности на четырех уровнях человеческого существования и позволяет зависимому получить комплексную и эффективную реабилитацию, а понимание личности человека, как Образа Божия, рассматриваемой с позиции трихотомии — состоящей из тела, души и духа, расширяет эти границы, добавляя возможности для еще более эффективной реабилитации [2].
Проблема алкоголизма идет бок о бок с человечеством на протяжении всей истории. Церковь, за все время своего существования, накопила огромный опыт борьбы со страстями, и в частности с зависимостью от алкоголя. Действительность такова, что рассматриваемый биопсихосоциодуховный подход содержится в Священном Предании Церкви, с той разницей, что он не был так структурированно оформлен. Более подробно этот принцип можно увидеть в учении Иоанна Златоуста.
Начать следует с того, что ни Библейская, ни святоотеческая позиция не рассматривает алкогольные напитки как самостоятельное зло. Вообще, обращаясь к Православной догматике, можно заявить, что зло коренится не в сущностях, а в личностях. То есть зло – это не «самостоятельная сущность, но состояние личности, отвратившейся от Бога» [3]. Все, что создал Бог – Он создал хорошим, в том числе и вино. Другое дело – человек, который неправильно использует Господни дары. Об этом в Слове «О Пресыщении и пьянстве» пишет Иоанн Златоуст, говоря что «не от вина происходит пьянство, – вино есть создание Божие… но порочная воля производит пьянство»[4]. В этом Слове видно, что Иоанн Златоуст говорит о людях, которые как раз проклинали вино, считая, что зло коренится в вине, но не в человеческом сердце. Таким образом, эти люди нивелировали свою ответственность за это зло, и косвенно обвиняли в этом Бога. Иоанн Златоуст довольно сурово заграждает таким людям уста, и в присущей ему возвышенной иронической манере восклицает, что сейчас эти люди говорят, что не должно быть вина по причине пьянства, а потом они скажут: «да не будет железа, по причине убийц; да не будет ночи, по причине воров; да не будет света, по причине клеветников; да не будет жены, по причине блуда!» [5].
В такой ироничной форме Иоанн Златоуст с одной стороны показывает абсурдность подобного заявления, а с другой стороны показывает, что не дары Божии виноваты в грехе, а человек, который неправильно их использует, или злоупотребляет ими. Продолжая эту мысль святитель Иоанн говорит следующее: «не вино осуждай, а пьянство и того, кто худо воспользовался добром; и, обратившись к нему в трезвом виде, опиши его постыдное поведение и скажи ему: вино дано, чтобы мы веселились, а не бесчинствовали; чтобы смеялись, а не делались посмешищем; чтобы были здравы, а не болели; чтобы врачевали немощь тела, а не разрушали силу души»6. В этом высказывании следует выделить несколько важных мыслей.
Первая – повторение того, что подлежать осуждению должно не само вино, а человек, который «худо воспользовался добром», то есть извратил добро, обратив его на служение злу.
Второе – это обращение нашего взора на положительные свойства вина, ради которых нам можно и даже должно его употреблять – для здоровья и ради веселья. Иначе выражаясь – вино – это антисептик и антидепрессант, то есть лекарство, в определенной степени медикамент, который разрешено использовать, исключительно определенным лицам, в определенное время и в определенном количестве. Сам факт выстраивания апологии вина говорит о том, что не все способны правильно им воспользоваться, а это значит, что тем, кто впадает в пьянство, употреблять алкоголь нельзя. Об этом собственно свидетельствует и наркология, ведь при длительном злоупотреблении алкоголя, происходит нарушение работы ферментов алкоголь-дегидрогеназы и ацеталь-дегиддегидрогеназы, в связи с чем, человек даже при длительном сроке воздержания может впасть в состояние тяжелейшего запоя. Таким людям нельзя употреблять алкоголь совсем. Однако семьям зависимого также не следует употреблять алкоголь, становясь для зависимого отрицательным примером. Ведь и об этом говорит Иоанн Златоуст в беседах на послание к Римлянам: «Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном, потому что ничто не может быть наравне со спасением брата» [7].
Третье – это необходимость вразумления пьяницы в трезвом виде. То есть уже в IV веке Иоанн Златоуст говорил о том, что нецелесообразно вразумлять пьяного – это без толку. Смысл может появится только после того как он, во-первых, протрезвеет, а во-вторых, выйдет из состояния абстинентного синдрома. Таким образом святитель Иоанн затрагивает биологическую сторону подхода.
Что касается социальной стороны, то и о ней говорит святитель. Вообще, человек существо социальное. Во второй главе книги Бытие Господь говорит о том, что нехорошо человеку быть одному. В этой фразе отражена как раз определенная социальная зависимость человека. И в этом контексте святитель Иоанн говорит о необходимости социальной поддержки. В своем толковании на II послание к Тимофею святитель Иоанн заявляет, что участие в жизни другого человека облегчает скорби, и он искренне недоумевает касательно того, что когда кто-то умирает, мы утешаем близких покойного, если падает осел, то мы стараемся его поднять, но вот когда падают души наших братьев, то мы на них «не обращаем внимания и думаем о них меньше, нежели об осле»8. Таким образом Иоанн Златоуст затрагивает важность человеческой поддержки. Он как бы заявляет, что человеку в одиночку практически невозможно встать на ноги, ему нужна помощь. Нет, не сделать все за него, но помочь ему. А как можно помочь? И на этот вопрос отвечает святитель, выводя метод борьбы, который мы используем и сейчас: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству» [9]. То есть Иоанн Златоуст призывает создавать те самые терапевтические сообщества, которые практикуются и сейчас.
Все предыдущие методы профилактики алкоголизма для Иоанна Златоуста действительно важны, но особо святитель Иоанн выделяет именно духовный компонент.
Вообще, духовный компонент имеет довольно широкий спектр действий, поэтому в контексте данной работы необходимо акцентировать внимание на основных моментах.
Во-первых, духовный компонент проявляется в контексте христианской теории личности, которая, как правило, рассматривается с позиции трихотомии, состоящей из тела, души, и высшей ее части – духа. В свою очередь, такое понимание природы человека открывает дополнительные возможности для ведения профилактической работы, оказывая влияние на три этих составляющих, и выстраивая их в определенном иерархичном или подчинительном характере.
Святоотеческое учение сообщает нам о том, что «тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом» [10]. То есть в нормальном состоянии тело должно подчиняться душе, душа должна подчиняться духу, а дух устремляться к согласию с Богом и через эту подчинительную связь, должна освящаться вся человеческая природа; человек в его целостности. В богословии такой процесс называется процессом обожения, или достижения богоподобия.
Этот антропологический аспект крайне важен в контексте православного учения о спасении, и именно поэтому, на нем особенно делает акцент Иоанн Златоуст.
Вот что восклицает святитель Иоанн в своем увещании: «Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть» [11]. И развивая дальше эту мысль, святитель Иоанн призывает до верха наполнить свою душу духом, чтобы дьявол уже не мог в нее ничего вложить. То есть Иоанн Златоуст, выстраивая свою мысль, опирается как раз на эту подчинительную связь, и призывает к тому, чтобы человек выстраивал ее именно в подчинении духу и устремлению к Богу, чтобы в сердце человека для дьявола не осталось места совсем, и он не мог уже обладать человеком и руководить им.
В этих словах виден еще один духовный аспект – важно не только бороться со страстью, но и наполнять возникшую пустоту Святым Духом, или добродетелями, которые и являются Дарами Святого Духа. Если на место ушедшей страсти не возникнет противоположная ей добродетель, то страсть вернется с еще большей силой. Об этом свидетельствует Евангельский рассказ о семи злейших духах.
Еще одним свойством духовного компонента является Преображение. В контексте подчинительной связи тела, души и духа, было сказано о Преображении. Но широта действия духовного компонента не только раскрывает Преображение личности, но и всего биопсихосоциального подхода. Собственно, сам биопсихосоциальный подход находится в плоскости нравственности, но наполнив его духовным компонентом, он не только расширяется, но переходит как раз в плоскость духовности, где нравственный человек становится духовным, где союз мужчины и женщины является уже не семьей, но Малой Церковью, а социальная среда становится соборностью, объединяющую Церковь Земную и Церковь Небесную во Христе Иисусе.
Таким образом, основываясь на вышеизложенных утверждениях, можно заявить, что современный терапевтический подход профилактики алкогольной зависимости не только не противоречит Православному учению, православной догматике и святым отцам, но и его принципы отражены в Священном Предании, и в частности, в учении Иоанна Златоуста, в котором можно увидеть наличие каждого компонента биопсихосоциодуховного подхода.
Список литературы
1 Владимир Худолин. Клуб леченых алкоголиков. – М.: 2016. – С. 29.
2 Бабурин А.Н. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи: учебно-методическое пособие / А.Н. Бабурин, Г.В. Гусев, Е.А. Соборникова, А.А. Горячева; ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016. – С. 18.
3 Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 163.
4 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 2. – СПб., 1896. – С. 475.
5 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 12. – СПб., 1906. – С. 570.
6 Там же. – C. 570–571.
7 Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Священное Писание. Т.7. – М.: «Ковчег», 2006. – С. 448.
8 Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Священное Писание. Т.9. – М.: «Ковчег», 2006. – С. 746.
9 Там же.
10 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т.1. – М.: «Паломник», 2000. – С. 558.
11 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 2. – СПб., 1896. – С. 477.