Первую часть главы «Обет трезвости» мы закончили той мыслью, что трезвость, с Божьей помощью обретенная, «…будет тверже скалы, прочнее алмаза, при условии, конечно, что мы не будем сами совершать каких-то грубых ошибок и безумств». Так о каких ошибках идет речь, и что может привести к срыву? Давайте попробуем разобраться.
Со временем, у человека, бросившего пить, несколько притупляются мотивы, приведшие его к острому осознанию собственного плачевного состояния и ощущения приближающейся катастрофы, причиной которых был его образ жизни. Забываются страдания, неизбежно сопровождающие любую страсть. Он понемногу забывает, что натворил тогда-то, что приключилось там-то, как «все буквально висело на волоске»; все потери, ущерб материальный, моральный, и физический, осознание, куда «он катится» и что с ним будет, если «не завязать», меркнут. Все, что казалась таким очевидным, доказанным тает, растворяется под слоями более-менее благополучной жизни последних лет. И постепенно начинает казаться, что особых проблем-то и не было… Ну, да, случалось что-то…но не так часто и не так это все трагично… Да и пить он бросил сам, своими силами… И, вообще, может быть и можно умеренно, культурно научиться… А иногда человек становится таким борцом за трезвость, что всё его окружение, ближайшее и подальше, оказываются мучениками…
Таким образом постепенно готовится почва для грядущего срыва. Причем они, «силы злобы поднебесной» не торопятся. Для них слишком важно погубить человека, вернувшего на «пути праведные», вернувшегося к Богу. Здесь, что называется, самое главное «не упустить удачу». У наркоманов есть пословица «наркотик умеет ждать». Как Вы думаете, о чем это, или, скорее, о ком?.. Некоторые его называют «пьянственным бесом»… Кто хочет без мистики, может персонализировать саму страсть, сам алкоголизм, саму болезнь, если угодно. Так вот она, болезнь, в момент развития вышеописанных тенденций, лишь выжидает случая, повода и способа осуществления задуманного. В качестве триггера, как модно сейчас говорить, могут выступать следующие обстоятельства:
- Увлечение успокоительными лекарствами на спиртовой основе. Только на моей памяти есть несколько случаев, когда человек, долгое время воздерживавшийся от употребления алкоголя, под предлогом сугубо лечебным, начинал прибегать к различным «кардиологическим средствам», пустырникам-травам и прочим веществам на спиртовой основе. Начинается всё «с капель», заканчивается пузырьками. Опасность такого подхода в том, что можно постоянно успокаивать себя: «Это, не алкоголь, а лекарство… А доза… так что вы хотите- доза строго пропорциональна моим невероятным переживаниям и перипетиям». Что называется, лошадиным проблемам- лошадиные дозы!
- Безалкогольное пиво. Тоже, с виду безвредно, а, на самом деле, пиво одним своим вкусом брожения вызывает сильнейшие ностальгические воспоминания, что неизбежно запускает процесс возвращения «тяги». Особенно, когда весь антураж употребления остается прежним: от соленой рыбки и фисташек до просмотра футбольного матча. Вся атмосфера, все ощущения, все кругом напоминает… и тянет, тянет туда, в давно забытое прошлое, которое не потеряло своей сладкой соблазнительности… Всё… мизансцена готова, осталось дождаться выхода главного героя! Сначала воспоминания, переживания, потом мысли, сомнения, а потом и некоторые допущения…- и пропал!
Кстати, даже квас в этом смысле может быть небезопасным. Во-первых, многие квасы содержат, какой-никакой, процент алкоголя, а, во-вторых, присутствует тот-же вкус брожения… Особенно это актуально для ранних сроков трезвости. Кто-то скажет: «Ну, вы даёте! Так и кефир пить запретите! В нем ведь тоже спирт, говорят, есть…» Наш батюшка отвечал на это примерно следующее: «Вы, при всем желании, столько кефира не выпьете, чтобы количество содержащихся в нем продуктов брожения оказало на Вас хоть какое-то воздействие». Да, и не бывало ни разу, чтобы кто-то сорвался «с кефира». А вот после употребления кваса, напротив, случалось…
- Запивка («теплота»). Владимир, (Упокой, Господи, его душу), тот самый, который меня и привел в Ромашково, сорвался после 5 лет трезвости именно после употребления «теплоты». По собственным воспоминаниям, он усыплял себя мыслями, что в храме все свято и не может такой «святой» напиток принести вреда… да и рассматриваться в качестве алкоголя никак не может, хоть и является по составу разбавленным вином. В общем, началось все с запивки, а закончилось запоями…
Именно поэтому отец Алексий Бабурин настоятельно благословлял тех, кто дал обет трезвости, запивать исключительно водой. Кстати, то же самое касается и безалкогольного пива, и спиртовых настоек. Батюшка рекомендовал даже к квасу в этих случаях относиться настороженно.
- Главная причина срыва- духовная коррозия. Действительно, если пристально рассматривать все предыдущие причины срывов, то можно смело говорить, что они являлись и не причинами вовсе, а, скорее, обстоятельствами. Подлинной причиной, если покопаться, всегда является духовное… расслабление, что ли; потеря бдительности духовной, увлечение «житейским морем». Особенно надо бояться гордыни! Она чаще всего приводит к срыву. Часто человек становится «успешным» и по причине того, что, бросив пить, сублимирует энергию, направляя её в работу, и по причине особого Божьего благоволения, которое очень заметно почиет на тех, кто ради Господа отказался от алкоголя. И вот, на волне успеха мы часто и возносимся на высоту своего самомнения! А это беда! Где есть гордыня, там нет места Божьей благодати! А без благодати в трезвости удержаться просто невозможно! Собственно, человек только и держится ею, благодатью! И с её потерей срыв- это лишь вопрос времени!
То же самое, наверное, можно сказать и о других тяжелых грехах. Когда человек «ударяется во все тяжкие», тогда он лишается опоры Божьей, а, вместе с ней, и главной силы, удерживающей его в трезвости. Ведь: «Яко без Мене не можете творити ничесоже». Уж тем более, в таком, для многих «безнадежном деле», как избавление от алкоголизма, наркомании и игромании.
Кстати, очень важно помнить дату данного обета трезвости и даже каким-то образом отмечать его, причащаясь в этот день Святых Христовых Тайн, благодаря Бога за дарованную Им трезвость и поздравляя друг друга. У нас в Ромашково, например, было принято дарить полезные книги юбилярам.
И ещё, что важно отметить, для повседневного укрепления о. Алексий Бабурин благословлял всех, давших обет, читать ежедневно 60 псалом Царя Давида, дабы эти проникновенные строки постоянно напоминали нам о данном Богу слове до конца дней наших!
Кто-то может возразить, мол, почему же «до конца дней», если люди не всегда дают обет «на всю жизнь», а нередко, в наши дни, и на год, и полгода, а кто-то и на месяц! Чуть не сказал: «Вот в этом- то и проблема»! На самом деле, действительно существует практика краткосрочных обетов, но мне сложно о ней судить, поскольку близко с таким подходом не знаком, хотя мне и приходилось слышать положительные отзывы от людей, дававших такие обеты. Понятно, что батюшки боятся возможного срыва и, видимо, стремятся таким образом «минимизировать» его разрушительное действие. В любом случае, это всё- ответственность духовника. Поэтому, не считаю себя вправе судить, что правильно, а что нет.
Я делюсь лишь личным опытом и размышлениями о том, в чем состоит особенность, преимущество и невероятная священная сила обета, данного именно на всю жизнь.
Хотя этот вопрос и дискуссионный, но вот что говорил на эту тему один из самых опытных ведущих наших семейных клубов трезвости, хорошо знакомый с той практикой, которая существовала у нас в Ромашково, где хоть и редко, но бывало, что о. Алексий кого- нибудь благословлял первоначально дать обет на год, а не на всю жизнь. Это происходило в том случае, если сам человек проявлял некоторую нерешительность и «боязнь сразу сжигать все мосты», хотел сначала «попробовать». Но, во-первых, это были исключения, а, во- вторых, все- таки на год, а не на месяц. Так вот он, этот ведущий задавался вопросами: «А можно ли по-настоящему с трепетом относиться к краткосрочному обету? «Я умер для алкоголя…на месяц». Ну, как можно говорить о поворотном моменте всей жизни, когда я знаю, что не знаю, что будет через полгода, когда срок истечет? Как можно говорить о рождении в новую жизнь, когда я сам отмерил этой жизни три месяца?! Извините, аквариумные рыбки дольше живут! А не выхолащивают ли короткие сроки самый смысл обета трезвости, не десакрализируют ли его, не девальвируют ли его священный смысл. А когда «короткие» обеты следуют один за другим, то не превращают ли его постепенно в повседневность, в привычку!»
Простите, если что, и помоги всем Господь
Дмитрий Девяткин