14-15 декабря участники семейных клубов трезвости совершили паломническую поездку в Муром.
Это паломничество в Муром объединило сразу два семейных клуба трезвости, работающих при московском храм святых Девяточисленных мучеников Кизических. Само название клубов (семейные), в которых происходит ресоциализация и даже исцеление людей с зависимым поведением (алко- и наркозависимости, игромания и т.д.) и их близких родственников, располагало к такой поездке. Хорошо известно, святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, чьи мощи почивают в Троицком женском монастыре города Муром, являются покровителями семьи. Поэтому и выезд получился массовым — более 30 человек откликнулись на предложение поехать в паломничество.
Многие уже бывали в этих дивных местах раньше — не секрет, что Муром давно является популярным местом среди православных паломников. Однако опытные «общинники» рассказывали: одно дело — когда приезжаешь на встречу к святым в узком составе, и совсем другое — когда в паломничество едет десятки единомышленников и единоверцев, где каждый может поддержать каждого, обсудить что-то тет-а-тет, познакомиться поближе. Всё это усиливает и желание, и возможности делать так, как желал нам святой Апостол Павел — «в Бога богатейте». Особый настрой паломничеству придавало то, что вместе с общинниками в него поехал протоиерей Дмитрий (Валюженич), клирик Девятинского храма, окормляющий деятельность обоих «девятинских» семейных клубов трезвости.
Комфортабельный двухэтажный автобус выехал в ночь 14 декабря — путь начался в 23.00 от м. «Марксистская». Кто-то признавался , что перед поездкой были сомнения — ночь обещала быть бессонной, после чего практически сразу предстояло идти на раннюю Литургию в Троицком монастыре, где обретаются мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Но, забегая вперёд, скажем, — даже те из паломников, которым так и не удалось заснуть в автобусе, рассказали, что давящей усталости, которая сопровождает после бессонной ночи, они ни в самом Муроме, ни во время дороги так и не почувствовали. Вот такие «обыкновенные чудеса».
Прибыв в Муром около пяти утра, большая часть общинников сразу же пошла на источник святого Ильи Муромца — хотя сама купель в столь раннее время была закрыта, паломники смогли окунуть ножки в воды, скопившемся в ванночке рядом с местом набора воды. И хотя температура была ниже нуля и лужи на дороге подернулись тонким льдом, сомнения рассеялись после бодрых уговоров экскурсовода Татьяны. Все, кто окунул стопы, совершенно точно не пожалели — вода в таких местах всегда придаёт силы.
А потом была тихая, как снег на рассвете, Литургия. На ней многие из «девятинских» паломников исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. Сразу после — подали записочки за всех, кто передал общинникам просьбы о сугубых молитвах о себе и своих близких. Каждое имя — как свечка перед ликами святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Перед ракой с их мощами (по сей день они находятся совсем рядом друг с дружкой, лежат буквально бок о бок) «девятинцы» пропели акафист святым супругам.
Следующий пункт поездки — Свято-Благовещенский мужской монастырь, чьи стены стоят от стен Троицкой обители буквально в нескольких метрах. Здесь почивают мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, и находятся две чудотворные иконы Богородицы (Иверская и Владимирская).
А после был удивительный Спасо-Преображенский монастырь — эта мужская обитель была восстановлена при непосредственном участии экс-премьера Сергея Степашина. А будущий депутат Госдумы и сенатор Сергей Рябухин, который курировал ход восстановительных работ, смог в своё время доставить сюда из Киево-Печерской Лавры раку с уникальной святыней — пальцем святого воина Ильи Муромца. Сейчас святыня открыта для паломников, и украшает собой лежащую деревянную фигуру богатыря, выполненную из дерева в полный рост. Кстати, фамилия Муромца, как и всех в его роду, — Гущин. Так их звали, потому что жили они в доме на краю града, ближе к самой гуще муромских лесов — род-то был богатырский.
Там же, в Спасо-Преображенской обители, находится чудотворный список иконы Богородицы «Скоропослушница», оригинал которой пребывает в монастыре Дохиар, что на Святом Афоне (Греция).
Традиционно радостно прошла и совместная трапеза в уютной монастырской столовой — простая и постная пища обладает удивительным качеством поднимать настроение и утолять голод и жажду как нельзя лучше. Тем более, когда рядом — лавка со знаменитыми муромскими калачами! Кто-то не верил, что они обладают удивительным свойством — даже не будучи мягкими и горячими, они не «отпускают» того, кто начал их есть. Часть общинников подтвердили это, проверив на себе — от такого калача практически невозможно оторваться, пока не съешь его до последней крошки.
… Дорога обратно заняла существенно меньше времени, чем планировалось изначально. И прошла она, по обыкновению, в тихих беседах. В общении, которое обогащает каждого радостью о радости ближнего.
Слава Богу за всё!
Никита Вятчанин
Отзывы о поездке общинников
Не могу себе позволить не прокомментировать поездку общины в Муром. Слава Богу, что позволил мне принять участие в ней. Это была моя первая поездка, в которой, как и в прежних, не собирался принимать участие. Желание конечно было, но не являясь православным, всегда находил для себя в этом оправдание. Но не в этот раз. Ревность о жизни общины не позволила остаться дома. Я не был разочарован. Сознание соучастия общего дела, общение с людьми, которые мне нравятся и знакомство с ними во вне клубной атмосферы, наверно это то ради чего я ездил. И конечно, не мог не восхитится нашими девушками, которые в поисках Благодати Божией, не побоялись окунутся в ледяную воду. Слава Богу, благословившего и поруководившего этой поездкой. Спасибо ребятам организовавшим это благое дело.
Александр
Самое сильное впечатление от поездки — чувство общины, особый дух совместного делания. На мой взгляд, глубина всего происходящего в нашем духовном путешествии состоялась через него.
Это и четкое ощущение, что святые Петр и Феврония служили нам на литургии, где мы сподобились причаститься Святых Христовых Тайн.
Потом — как точно подметил наш общинник, «полноценный прием» у благоверных князей: совместная молитва у раки святых. Трогательно было видеть, как каждый возгорел желанием замолвить — и замолвил — свое словечко в общем дружном прошении — чтении акафиста. По окончании — благодарные взгляды и счастливые улыбки друг другу за чувство единения, цельности — вот это всё разве можно когда-нибудь забыть?
Верю, это и есть те самые ниточки, из которых ткется ткань нашего спасения.
Ирина