Необходимость бросить пить застала меня врасплох. Урок у Ферапонтовой обители потихонечку стирался из памяти — жил себе, как говорится, и жил, пил себе в день по «пол-литра» и пил. При этом умудрялся работать и получать неплохую зарплату. А тут на тебе – надо «завязывать»!
И повод-то казался каким–то несуразным. Ну толкнул бабушку свою, ну голову она расшибла – ну да, виноват. Но ведь не помню же ничего, пьяный был – с кем не бывает! В моей тогдашней компании такие « залёты» случались периодически – то в драку какую-то ввяжешься, то сами по пьяни друг друга «поломаем немного» и т.п. На всё это существовала «законная отмазка»: если не помнишь себя, то вроде бы с тебя и взятки гладки – я не я и морда не моя. «Улица» так учит.
Хорошо, что мои родственники посчитали по-другому. Отчим, врач с 20-летним стажем, не стал меня учить жизни (к антиалкогольным лекциям как раз я привык – ими меня до этого больше десяти лет наставляли родные и близкие). Он поставил меня перед фактом. «Ты пьёшь давно и темпы только наращиваешь – доза больше, запои дольше. Процесс этот будет только прогрессировать – это я тебе как доктор говорю, – отчим говорил спокойно, даже по-доброму, чего я явно не ожидал. – В итоге ты обязательно опять сделаешь что-то безобразное и даже криминальное, о чём помнить не будешь. Но провалы в памяти, если они появились, на фоне пьянства будут всё злокачественнее. Всё будет идти так, как и сейчас – ты будешь идти под откос. Одно только изменилось уже сейчас – мы больше не будем закрывать глаза, и в следующий раз подадим заявление в милицию».
Он предупредил меня и тем самым дал право выбора. Хотя сегодня , я бы сам себя тогдашнего без всяких «101 китайских» с удовольствием засадил за решётку – другого способа обуздать безудержно наглую пьянку сложно было представить. Отчим оказался мудрее — рассказал, что узнал в храме о неких семейных клубах трезвости, которые, судя по рассказам прихожан, реально помогают исцелиться от алкоголизма. «По факту у тебя два пути. Первый — тюрьма, второй — клуб трезвости. На выбор у тебя три дня» — кратко, по-военному резюмировал он
Тогда мне показалось очень жестоким предложением. Потому что люди, падкие до выпивки, всегда сталкиваются с необходимостью принимать решения в совершенно не подходящем для этого состоянии. Когда обязательно или жарко, или зябко вне зависимости от времени года и суток. Когда подташнивает или кружится голова. Одним словом, в «вечный понедельник»…
Объяснение простое. Если любитель спиртного находится в относительно нормальном расположении духа и тела, то он ищет возможность и повод, чтобы продолжить «праздник». Обдумывание всех перспективных поворотов своей жизни как-то сами собой оставляются «на потом». А потом – похмелье, господа, в обязательном порядке. Не просто же так прижилась фраза «утро добрым не бывает». Это она, абстиненция, её породила.
Но человек, даже находящийся в постоянном общении с «зелёным змием», вольно иль не вольно возвращается к одной и той же мысли – всё, надо «завязывать». Вот только как?! Как «себя хорошего» насиловать, если нутро требует не мало-мальски конструктивных действий, а очередного «банкета», не духовного очищения, а «уважухи» и «респекта»?
И начинают разгоняться маховики логики. У пьющего индивида, такого, каким был и автор этих строк, она особая – изощрённая, всё и вся объясняющая. Допустим, отказался ты от алкоголя. Как же, позвольте спросить, в таком случае общаться со своими друзьями, сослуживцами? Они же от вина отказываться не собираются, а ты что, «рыжий»? Все начнут тыкать пальцем, обижаться, что рюмку не опрокинул по «стопроцентному» поводу. Начнётся недопонимание, конфликты. Да и работа у тебя такая, специфическая: не проспиртуешься в душевных беседах – нормально не заработаешь, вверх не пойдёшь, а то и вовсе место потеряешь…
Перед родственниками, конечно, не удобно. Нахамил вчера, жену даже стукнул. Ну дык, во-первых, за «дело», во-вторых, всё со временем перемелется – чай не в первой! Они, родственники, понять твою «тонкую» душевную структуру не могут и не хотят – эгоисты они законченные. Поэтому лезут с причитаниями – хватит пить, житья от тебя нет!.. Лучше бы материально помогли. Только помыкают да рассуждениями голову забивают, когда человеку плохо…
Хотите поразмыслить более масштабно? Пожалуйста! Никто пока тебе не смог доказать, что в России не пить нельзя! Как закладывали за воротник так и будут. Всё, точка. Вывод (он же — контрольный выстрел логики в мозг пьющего человека) — в отказе от алкоголя нет никакой пользы, кроме вреда.
Именно такими, с позволения сказать, жизненными принципами я и руководствовался с 17 лет до 31 год. При этом считал себя православным человеком — прости меня Господи!. Но в один прекрасный день (что он действительно прекрасный понял позже) решил отказаться от «логичных» умозаключений, подсказанных не протрезвевшим сознанием. И полностью поверить в то, что дальше — только жижа тошнотворная, а не «обычный», «как у всех» уклад жизни.
Вспомнил, как молился в детстве за маму, папу, бабушку, чтобы у них всё было хорошо, как рисовали вместе с женой картину красивого будущего. И на контрасте взбудоражил память, какими видел своих близких в последние дни: лица серые, взгляды то измождённые — то с опаской , то гневные, с опаляющими огоньками в глубине глаз, но всё равно очень уставшие… И такими мои самые родные люди становятся, только когда сталкиваются или пытаются разговаривать со мной.
Я запомнил этот день, когда «логика», наконец-то, уступила перед верой в то доброе и светлое, которое пьяные глаза не имеют никакой возможности узреть. Когда появилась реальная возможность заставить «изощрённую логику» стрелять «в молоко». В этот день я впервые поехал в семейный клуб трезвости.
Никита Вятчанин
По материалам — http://prichod.ru/society-of-soberness/4065/