Как зарождался фестиваль
10 лет назад семейный клуб трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина впервые посетил село Татево в одной из своих паломнических поездок. Тогда впервые многие общинники познакомились с именем удивительного человека, педагога, профессора Московского университета и одного из основателей первых общин трезвости в России, Сергея Александровича Рачинского. В мае 2012 года, на 110-летие со дня смерти этого удивительного подвижника, общинники приехали в село в очередной раз. Гости во главе с отцом Алексием тогда отслужили панихиду на могиле педагога, а также посадили рядом со школой (построенной, кстати, по проекту С.А. Рачинского) на аллее столетних деревьев новый молодой дубок. Тогда никто и не мог предположить, что он явится символом новой жизни трезвеннического движения в Татево.
Мало кто рассчитывал, что поездки общинников в Тверскую область станут регулярными. Но братьев и сестёр не испугали почти 300 км пути. Пусть краткие, но каждый раз очень яркие и наполненные теплыми впечатлениями визиты, неожиданно натолкнули участников семейных клубов на мысль – в этом месте нужно попробовать собрать участников различных трезвеннических движений.
Исторических поводов для этого хватало – 130 лет дачи первого обета трезвости в Троицкой церкви села Татево, 100-летие со дня Всероссийского Съезда православных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, 20-летний юбилей семейных клубов трезвости. Такое совпадение круглых дат подвигло к решению, чтобы с Божьей помощью подготовить и провести первый Фестиваль православных обществ трезвости, который бы объединил трезвенников из многих городов России. Духовник московских семейных клубов трезвости отец Алексий Бабурин начинание это благословил, хотя времени на подготовку было менее двух месяцев. За этот период предстояло провести колоссальную работу по приглашению соратников из разных регионов, подготовке площадки, организации транспорта, питания т.д. и т.п. А самое главное – заручиться поддержкой священноначалия Ржевской и Торопецкой епархии и администрации Оленинского района Тверской области.
Слава Богу, что вопрос с помещением для проведения мероприятий фестиваля был снят сразу. Им стала школа им. С.А. Рачинского. Дату трезвеннического форума предложила директор школы Валентина Марченкова, и она выпала как раз на школьные каникулы. Это стало двойным подарком организаторам – помимо помещения они приобрели в лице Валентины Михайловны инициативного и надежного соратника.
Накануне
Подготовительные недели пролетели стремительно. Даже перед самым стартом «Татевских чтений-2012» 25 октября, когда весь оргкомитет собрался в Татево, не покидало ощущение, что затея хоть и полезная, но утопичная. И действительно, по силам ли небольшой группе активистов без помощи спонсоров провести в маленьком селе, куда всё – от принтера до пианино – везётся на частных авто из Москвы, такое масштабное мероприятие? Казалось, что приедут человек 30, чаю попьют, поговорят «о своём», песни попоют и разъедутся восвояси. Надо отметить, что гостиниц в селе, естественно нет, и гостей предстояло размещать в частных домах по 10 -15 человек. Жить предстояло в спартанских условиях: нет централизованной канализации, вода – только в колодце или на близлежащей колонке на улице т.п.
И погодные условия не баловали – дождь, который провожал организаторов из Москвы, не только не прекратился дорогой, но еще и усиливался по мере приближения к Татево. В самом селе общинники узнали, что местное МЧС дало на четверг и пятницу штормовое предупреждение. Появились сомнения в том, что до фестиваля смогут доехать гости не то что из Владимира или Рязани – даже из Москвы…
Но мы предполагаем, а Господь располагает.
Автобус с первыми участниками и гостями в количестве почти трех десятков человек, не взирая ни на что, прибыл в Татево с совсем небольшим опозданием. Участники ступили на татевскую землю уверенно и радостно, что означало – фестивалю быть.
День первый.
Литургия.
Начался фестиваль с Божественной Литургии в селе Оленино, которую с сонмом духовенства служил Преосвященнейший Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий. В числе сослуживших ему 12 священников были о. Алексий Бабурин и о. Владимир Евстигнеев, настоятель храмов в Оленино и Татево.
Стоит рассказать об одном приключении, которое случилось на въезде участников фестиваля в Татево. Железнодорожный переезд между Татево и Оленино – единственный, по которому может проехать автобус в поселок – оказался закрыт на ремонт!.. Но это препятствие только сблизило всех, кто приехал на фестиваль: весь православный люд решился пройти пешком к храму от переезда. Идти пришлось и в обратную сторону после богослужения, но никого это обстоятельство не смутило.
Перед началом Божественной Литургии у стен храма кортеж епископа Адриана вместе с многочисленными участниками фестиваля встречал глава Оленинского района Олег Игоревич Дубов, специально прибывший для этого с празднования дня работников сельского хозяйства.
На самой службе, которая казалось особенно радостной и торжественной, в храме яблоку негде было упасть. В истории довольно маленькой, но очень уютной оленинской церкви такой Литургии, кажется, не было. Отцы во главе с владыкой Адрианом служили у Иверской иконы Божьей Матери. Праздничное ярко-голубое облачение духовенства усиливало ощущение, что фестиваль начинается не под нависшими дождевыми тучами, а под светлым небесным покровительством Пречистой. Во время службы многие из участников фестиваля приняли Святое Причастие, а владыка благословил каждого с удивительным вниманием и любовью. Свою проповедь он начал словами, которые как бы явились призывом к работе собравшихся трезвенников: «Раньше в России было две беды: дураки и дороги. А теперь появилась третья – пьянство».
После литургии из села Оленино все направились в Татево к могиле Сергея Александровича Рачинского и его семьи. Во время панихиды, участие в которой приняли более двух с половиной десятков духовных лиц и около полусотни мирян, особенно остро ощущалось – сила личности этого человека, наследие, которое дошло до современных его последователей, стали фундаментом, на котором идея фестиваля воплотилась в жизнь. Стоит отметить, что погода к этому времени успокоилась, и тонкий слой первого снега, как сказочный ковер скрыл все, что накануне размыл дождь. В воздухе витало радостное предчувствие чего-то нового – тот же необъяснимый, но вполне ощутимый восторг от радости предстоящего, наверное, чувствует ученик, который вот-вот на чистом листе бумаги напишет свои первые слова.
По окончании панихиды все переместились в татевский храм в честь Святой Троицы, в котором 130 лет назад был дан первый обет трезвости. Эта замечательная традиция возродилась на татевской земле 26 октября 2012 года, когда в присутствии почти сотни свидетелей десять человек (в их числе – два священника) решились взять на себя добровольный пост неупотребления вина — кто на полгода, кто на год, а кто и до конца своих дней. Во время дачи обета в храме было так тесно, что входная дверь, открывающаяся внутрь, с трудом отворялась для припоздавших гостей. Вряд ли возможно описать ту радость, которая царила в сердцах тех, кто в эти минуты молился за людей, дающих обеты! Даже спустя несколько дней, у автора этих строк сердце замирает от той пронзительной искренности и любви, которые переполняли меня тогда в татевской церкви.
Конференция
В продолжение удивительной службы была трапеза, после которой открылась регистрация участников конференции. На неё приехали люди не только из Москвы, близлежащих Оленино, Ржева, Торопца, но и из Владимира, Екатеринбурга, Клина, Калуги, Подольска, Санкт-Петербурга, Уфы, Рязани, Красноярска, Стерлитамака!.. Были и официальные лица: представитель Координационного совета Синодального отдела по борьбе с алкоголизмом Валерий Доронкин, глава администрации Оленинского района Олег Дубов и другие.
Открыл конференцию владыка Адриан. Он поддержал идею создания такого фестиваля и выразил надежду, что он будет проходить и в дальнейшем. Ведущим конференции выступил протоиерей Алексий Бабурин, который рассказал об опыте московских семейных клубов трезвости. В ходе конференции также прозвучали интересные доклады, в которых представители различных обществ не только делились своим опытом, рассказывали о достижениях, но и говорили об ошибках, о трудностях пути, их преодолении. Всё это должно лечь в сборник по итогам Татевских чтений-2012, который организаторы надеются выпустить в свет.
День второй
Лирическо-гастрономическое отступление
Все три дня фестиваля педагоги татевской школы трудились не покладая рук, чтобы накормить гостей. Процесс этот шёл на загляденье слажено, и создавалось впечатление, что это трудятся на кухне не работники образовательной сферы, а профессиональные рестораторы.
Кроме того, 27 октября директор школы Марченкова Валентина Михайловна провела экскурсию по Татево, «жемчужиной» которого является местный музей художника Богданова-Бельского. Здесь, в частности, хранятся репродукции его картин, на которых изображен С.А. Рачинский во времена его работы с детишками из сельской школы. Слава Богу, что погода выдалась солнечная, и прогулка по заснеженному к середине субботнего дня селу стала приятной разминкой после утренней сессии чтений. Для тех же, кто хотел соприкоснуться с Татево не только душевно, но и телесно, экскурсия предполагала посещение святого источника. Несмотря на неожиданно наступившую в селе зиму, желающих погрузиться в воды источника оказалось достаточное количество.
Общинные встречи
Вторая половина дня предполагала показательные занятия в четырёх семейных клубах трезвости. Ведущие Дмитрий Девяткин, Никита Вятчанин, Любовь Новикова и Елена Савина в течение полутора часов проводили с участниками фестиваля беседы на широкий спектр тем, которые касались не только пьяниц или людей, подверженных иному пристрастию, но и поведению их близких. Опыт оказался удачным даже несмотря на то, что многие гости из других обществ трезвости отмечали много различий с тем, как они строят свою работу. Некоторые из участников фестиваля захотели взять на вооружение практический опыт ведения семейных клубов трезвости.
Затем четыре клуба объединились на соборной встрече, которую провёл отец Алексий Бабурин. Её ключевой темой стали вопросы, касающиеся допустимой степени давления на человека – того, который находится в особенном страстном состоянии. Люди «раскачивались» недолго, охотно включались в беседу, предлагая своё видение на поставленную проблему. Тем более, что проблема конфликта между свободным выбором, которым наделил человека Сам Бог, и попыткой этот выбор навязать, как говорится, из лучших побуждений, оказалась актуальной для многих из собравшихся.
Есть такое наблюдение – тот, кто встает на путь трезвения обязательно начинает проявлять склонность к творчеству – кто стихи пишет, кто песни поет и сочиняет, кто танцует, кто рисует, кто шьет и вышивает… Поэтому неудивительно, что в завершении второго дня фестиваля состоялся творческих вечер общинников. Звучали чудесные авторские стихи и песни, а на проекторе в этот момент сменяли друг друга замечательные фото, отображавшие яркие моменты из жизни общины. Особенно понравилась гостям серия фотопортретов наших общинников, которые служили своеобразным фоном творческих номеров. Совершенно разные лица – молодые и пожилые, грустные и радостные, задумчивые и удивленные, сосредоточенные и растерянные – объединяло одно. Глаза – ясные, яркие, открытые, думающие, трезвые! Как порой полезно всматриваться в такие фото, чтобы заметить какие замечательные и интересные люди нас окружают.
Второй день Фестиваля показался организаторам особенно длинным – когда все участники отправились отдыхать, в школе до середины ночи кипела жизнь. Казалось, что высокие школьные коридоры стали родными, что здесь и сейчас в эти фестивальные дни кипит самая настоящая, а не придуманная кем-то жизнь. Может быть, благодаря именно таким событиям и встречам, она и наполняется истинным смыслом?
День третий. Праздник
Завершающий день Татевских чтений выпал на воскресный день. На воскресную литургию участники фестиваля отправились за 40 км от Татево – в село под названием Мирный, в храм равноапостольного Николая Японского.
Случились и свои рукотворные форс-мажоры. Кто-то накануне вечером решил, что нужно переводить часы на час назад, как это всегда делалось в советское время. Стрелки благополучно перевели, а утром, когда выяснилось, что никакого перевода не было, на сборы к автобусу было дано 10 минут – почти что армейская дисциплина! Автобус вышел из Татево с опозданием, однако участники фестиваля не только не опоздали на службу, но даже приехали немного раньше, чтобы подать записочки с требами. Вот такие маленькие и совершенно незапланированные чудеса происходили в тот воскресный день.
После службы было чтение акафиста святому равноапостольному Николаю Японскому, по окончании которого для поклонения вынесли икону с частичкой его мощей. А перед самым отъездом по благословению настоятеля храма всем желающим разрешили подняться на колокольню чудесного деревянного храма и позвонить в колокола. С колокольни открывался удивительный вид на реку, на село, на заснеженный лес – такой вид, что глаз отвести невозможно, и который вполне мог стать для кого-то одним из самых ярких впечатлений фестиваля.
Когда автобус прибыл обратно к татевской школе, там царила уже совсем не официальная, а более домашняя и праздничная атмосфера. В актовом зале шли последние приготовления к праздничному концерту, подготовленного силами московских семейных клубов трезвости.
Их участники продемонстрировали на сцене все грани творчества. Открывал концерт успевший полюбиться многим музыкальный спектакль «Кудеяр-атаман и шайка разбойников», поставленный силами актеров-любителей из семейных клубов. После него общинники пели духовные стихи, читали стихи собственного сочинения, пели авторские песни и известные народные хоровые и вокальные произведениям. Изюминкой программы стал необыкновенно красивый фигурный вальс под гитарный аккомпанемент одного из общинников в исполнении профессионального хореографа и еще одного общинника-любителя. А «гвоздём» концерта было выступление артистов музыкальной гостиной «Клавир» Андрея Сазонова и Марины Архангельской, которые исполнили ряд классических композиций — как инструментальных, так и вокальных, заставляющих душу воспарять в невиданные выси.
Завершая фестиваль, отец Алексий Бабурин с сердечной теплотой поблагодарил каждого участника за личный вклад в фестиваль. Он выразил надежду на то, что фестиваль будет развиваться и станет регулярным. Тогда с Божьей помощью в следующем году мы снова встретимся в сельской школе им. С.А. Рачинского на очередном празднике трезвости.
И ещё. В анкетах участников можно было прочесть оптимистичное «спасибо организаторам, все на высшем уровне», «надеемся на продолжение идей фестиваля». Немало потрудились организаторы, которым почти из ничего, без «крутых» спонсоров и рекламы удалось провести фестиваль. Немало потрудились и гости преодолевшие такое расстояние и активно участвовавшие каждый день и час в деятельности Татевских чтений-2012. Не меньше потрудились и педагоги школы, решавшие не только вопросы с кухней, но и всячески старавшиеся разрешить возникающие мелкие бытовые трудности.
Действительно, на эти три дня фестиваль стал объединением совершенно разных православных людей во славу Божию вставших на борьбу за трезвый образ жизни и за распространение этих ценностей хотя бы среди своего ближнего круга. Хочется верить, что попытка создания территории трезвости хотя бы на краткий период прошла вполне успешно и те минимальные цели, которые ставил перед собой фестиваль, были достигнуты.
Единогласно всеми участниками была поддержана и благословлена владыкой Адрианом идея о возрождении традиции проведения Всероссийского Съезда православных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Будем верить, что силы и средства на это благое и трудное дело появятся. А также будем надеяться на скорую встречу, чтобы в очередной раз сделать правильный выбор в пользу ценностей, системообразующих здоровый «организм» общества – Православие, семья и трезвость.
P.S. Благодарственные молитвы и прощальные слова уже прозвучали, а расставаться никак не хотелось. Такая теплая дружеская атмосфера царила на Фестивале, что и приехавший по графику автобус, увозящий гостей в Москву, казалось, приехал слишком рано. Отправляясь в обратный путь, каждый мог чувствовать некоторое опьянение. Но не то, которое приходило в прошлом вместе алкоголем или наркотиками. Это было опьянение трезвостью и, возможно, тем Духом, который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Евангелие от Иоанна 3:8)
Слава Богу за все!
Ирина Микурова