В семейных клубах трезвости (далее – «СКТ») проблемы, обусловленные психоактивными веществами и действиями, рассматриваются в контексте системного, биопсихосоциодуховного, «экологического» подхода.
Сложность человеческих взаимоотношений и жизненных трудностей понимается как результат нарушения упорядоченности и целостности экологической системы, включающей духовную, социальную, семейную, антропологическую и природную сферы.
СКТ признают, что зависимость от психоактивных веществ и действий (далее – «ПАВ/ПАД») является существенной частью образа жизни, или привычного, компульсивного, саморазрушительного поведения личности, предпочитающей долговременным отсроченным радостям сиюминутные удовольствия.
Решая проблемы, обусловленные злоупотреблением ПАВ и/или ПАД, исходя из парадигмы системного подхода в науке, СКТ считают, что объектом коррекции должна быть, прежде всего, семья и ближайшее социальное окружение страждущего, т.к. именно они системно реагируют на те или иные трудности близкого им человека. Профессор Худолин считал, что «алкоголизм является семейной проблемой и связан со стилем поведения или образом жизни семьи».
Работник СКТ, помогающий изменить как поведение, так и образ жизни в целом, не является терапевтом, независимо от его образования и профессиональной квалификации (врач, психолог, социальный работник, медицинская сестра или фельдшер). Проявлениям власти нет места в клубе, в котором должны присутствовать только солидарность, дружба, эмоциональное единение, любовь и равноправие.
В СКТ не довольствуются лишь только отказом пьющих от употребления спиртного, но стремятся привить своим членам желание жить трезво и благочестиво, быть трудолюбивыми и добродетельными, приобщают их к традиционным нравственным нормам и ценностям.
В СКТ верят, что от зависимости можно освободиться. Для этого при поддержке «значимых близких» от зависимого лица потребуются серьёзные усилия к интенсивному самоанализу, самопознанию, самосовершенствованию, к раскрытию для себя жизненных перспектив и образа будущего.
Российским СКТ необходимо учитывать особенности православной духовности, возникшей на базе славянского образа жизни и миропонимания, в результате активного усвоения и творческого переосмысления православно-византийской конфессиональной и культурной традиций. Надо помнить: христианское мировоззрение сформировало соответствующую ему систему личностно-социального поведения. Духовную радость, восторг и умиление уверовавшие во Христа славяне изначально испытывали от знакомства с книжной мудростью, бесед с подвижниками благочестия, пребывания в храме, участия в Божественной литургии, церковных праздниках, окунании в святых источниках, почитания христианских святынь и посещения святых мест. Поэтому и теперь, наряду с участием в музыкальных, песенных, танцевальных, литературных вечерах, художественной самодеятельности, спортивных играх, выездах на природу, посещением театров, выставок, просмотром кино, по сути, чисто мирских мероприятиях, члены СКТ уделяют должное внимание встречам со священнослужителями, совместному участию в церковных Таинствах, ежедневной личной молитве, исполнению постов, чтению Священного Писания и творений святых, паломничествам, купанию в святых источниках, даче обетов трезвости.
Многолетняя история (на протяжении свыше 25 лет) деятельности семейных клубов трезвости показывает, что развитие клубного Движения связано с повышенной ответственностью всех его активных участников (руководителей/ведущих семейных клубов трезвости, волонтеров, ответственных за проектную работу в Движении) в том, чтобы обеспечить квалифицированную помощь участникам семейных клубов трезвости, для чего предполагается осуществление соответствующей подготовки работников/ведущих клубов.
Духовное и научно-методологическое единство Движения семейных клубов трезвости возможно только в том случае, если все действующие семейные клубы трезвости в России будут организационно объединены. Причастность трезвенных организаций к Движению православных приходских семейных клубов трезвости определяется:
- единством в духовном понимании ценностей православной веры, т.е. принадлежностью организаций к Русской Православной Церкви;
- соответствием и следованием в своей работе научно-методологическим основам российского подхода семейных клубов трезвости, а значит основываться на принципах, изложенных авторами программы в методических пособиях и регулирующих деятельность движения документах;
- членством в Межрегиональном общественном движении в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), являющейся ведущей организацией в административно-правовой и научно-методической сферах .
Принятие православного приходского семейного клуба трезвости в МОД СКТ осуществляется посредством заключения договора о сотрудничестве с руководителем семейного клуба трезвости (так называемый волонтерский договор).
Подписавший договор волонтер российского клубного Движения в своей работе будет стремиться к соблюдению следующих принципов:
- Доступность помощи
- Добровольность
- Соборность (духовная общность самобытных индивидуальностей)
- Уважение к личности
- Принцип свободы и ответственности
- Самопомощь
- Взаимопомощь
- Отношение к зависимости как к заболеванию био-психо-социо-духовному
- Понимание выздоровления от зависимости как пути к личной свободе через оздоровление (развитие) на 4 уровнях: духовном, социальном, психологическом, биологическом
- Многосемейственность
- Деятельность по оздоровлению личности и семьи ведется в духе Православия
- Вера в возможности оздоровления отдельной личности, семьи и ситуации в целом
- Индивидуализированный (феноменологический) подход к каждому участнику клуба и к каждой семье
- Открытость для общества и сотрудничество с государственными, общественными структурами, Русской Православной Церковью (РПЦ), отечественными и зарубежными движениями в поддержку здорового образа жизни и трезвости
- Использование научных достижений и накопленного практического опыта