Манипуляция- это способ выдать мое желание за Ваше. Вот одно из определений. Моё. Конечно она, манипуляция, характеризуется набором свойств, особенностей. И вышесказанное- лишь одно из проявлений. Характерное именно для семьи.
Действительно, для людей свойственно стремление добиваться от других того, что им нужно. Кто-то насилием, кто-то убеждением и уговорами, а кто-то- обманом. Конечно, удобнее подчинять себе других таким образом, чтобы создавалось впечатление, что сам подчиняемый этого хочет. Для этого и существует манипуляция. Тебе ситуацию представляют так, что из неё вытекает вполне «логичное» заключение: «да, выход один… хоть и не хочется, хотя и червь сомнения гложет, но деваться некуда…».
Ну, например, муж говорит жене: «Если ты не пойдешь в магазин за водкой (пивом), то я сам пойду искать, где раздобыть «на апохмел». Жена пугается: «Если он в этом состоянии пойдет шататься по улице, то добром это не закончится: или пристанет кто, или в милицию заберут, или попадет под машину. Нет, уж лучше я сама…» И добровольно идет за тем самым веществом, которое и стало причиной этого недельного запоя и которое, явно, лишь усугубит ситуацию. При этом, она уверена, что это ее собственное желание и выбор. Дабы не подвергать опасности мужа, она своими руками его спаивает и, таким образом- гарантировано губит. Надуманному, вероятному риску она предпочитает явную угрозу жизни любимого человека.
Другая ситуация. Одна девушка рассказывала, как пил ее отец. Как-то он говорит: «Если не дадите опохмелиться- умру». Хватается за сердце: «все, сейчас концы отдам, плохо мне». Падает на диван: встать, мол, не могу, пошевелиться не могу, изображает чуть не предсмертный хрип. Как только вызывают скорую, оживает: «Вы что, на самом деле неотложку вызвали? Совсем сдурели?!», — мгновенно вскакивает со смертного ложа и убегает, что твой сайгак, хлопнув дверью. Когда, спустя время, у него спросили: «А, что, пап, тебе действительно так плохо было?», «да, нет,-отвечает,- просто выпить хотелось».
Здесь- налицо грамотное решение родственников. Они не стали впадать в панику, не стали идти «простым путем», понимая, что это- путь в никуда. Отнеслись к ситуации разумно. Раз человеку плохо- значит нужно прибегнуть к помощи специалистов.
Был у нас (в семейных клубах трезвости) такой товарищ, который начинал докапываться до жены. Придирался всячески: и то не так, и это не эдак. Когда она, чувствуя неладное, уходила в другую комнату, он догонял, хватал за локоть, разворачивал к себе: «Ты, что? игнорируешь меня, не хочешь разговаривать?» В общем, в какой-то момент, жена не выдерживала постоянных цепляний и взрывалась: ответит чем-нибудь резким, прикрикнет. Муж, упиваясь обидчивым восторгом: «Ах, ты так, значит, ну всё!.. Ты меня вывела!» Срывается в магазин за водкой. Здесь и комментировать нечего, тем более что многие сталкиваются с такой формой манипуляции постоянно.
Кто похитрее, говорит: «Я твой крест, ты должна его нести всю жизнь безропотно». Однако, крест, насколько я понимаю- это такие скорби и страдания, которые ведут ко спасению. А, что, потакание пьянке приводит ко спасению мужа? Наоборот- к гибели! Ну, и жена, способствующая этой самой гибели, вряд ли может рассчитывать, что ей «зачтется» на Страшном суде. Вернее, зачтется-то-зачтется, обязательно зачтется, только в какую сторону?!
Смиряйся, говорят, терпи. Это кого терпеть предлагается? А я вам скажу кого. Пьянственного беса, который взял в полон Вашего мужа (сына)- вот кого! Вот терпите его и бойтесь- авось «зачтется». Может, на одной стороне с ним сыграете, на пару, спаивая Вашего близкого? Сбегаете за чекушкой, выпьете вместе, «чтоб ему меньше досталось»? Вот безумие! Но, самое интересное, что и так поступают многие!
Еще одна ситуация. Человек мучается с похмелья. Обращается к жене (маме): «Ты должна помочь- ты же православная». Конечно должна. Только что будет являться помощью в этой ситуации? Если «опохмелить», то временное «облегчение» сменится еще более глубокой пьянкой, запой усугубится, человек будет страдать еще больше в итоге, а душа еще больше погрузится в пучину страсти. Угодно это Господу? Православие- творить дела Божьи, а тут какое православие? Малодушие-да, потакание-да. Ведь, если разобраться, Господь Сам «попускает» эти самые физические и душевные страдания, чтобы человек задумался о своем гибельном пути и остановился на краю пропасти. Жалко Ему мучающегося с похмелья человека? Жалко. Но сто крат страшнее разрушение личности, гибель души. Не случайно Господь сказал: «Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Заметьте, он просит ее помощи именно как верующего человека. Значит, он сознает, что ситуация неоднозначная. Поэтому «давит на жалость» («ты не можешь отказать страдальцу в помощи»), «давит на совесть». Здесь происходит, конечно, подмена понятий. Он апеллирует к православной отзывчивости, как к безотказной, безоглядной. Нерассудительной, я бы добавил. Это ложное понимание православия. Если так можно выразиться, не всякое зло, называющее себя добром- добром является. Не всякое милосердие приносит пользу. Надо всегда учитывать реальный результат наших действий. К чему они в итоге приводят, какими бы благими намерениями мы не руководствовались. Любовь должна быть взыскующей, как говорил наш отец Алексий Бабурин.
Еще одна «православная» манипуляция. Была у нас раба Божья, а у нее- сын наркоман. Тянул тот из нее последние соки. Начал он как-то в очередной раз просить деньги, много денег: «Мам, ну во как нужно, просто «до зарезу». Я бизнес свой открою, вот такой бизнес! Зарабатывать круто начну, жизнь налажу». «Нет, говорит, знаю я тебя, тебя только твои наркотики и интересуют». Поскольку женщина уже научена была горьким опытом, то и поддавалась на различные «разводы» не без сопротивления. И, вот, приходит она как-то на клуб и с восторгом рассказывает: «Моего-то как подменили! Все! Бросил наркотики, завязал окончательно. Да, что наркотики- в храм ходить стал, уже месяц, как ни одной службы не пропускает, исповедуется, причащается, нарадоваться не могу». Что бы вы думали, прошло время. Расслабилась мама и, на радостях- дала-таки денег. Как только это произошло- пропал куда-то и пыл спасительный, и настрой жизнь поменять. Храм сразу плохим стал: «Там ужасно поют, мой абсолютный слух не может выдержать этого». И сынок, не скрываясь теперь, не притворяясь, поскольку цель была достигнута, преспокойно вернулся к прежнему образу жизни. Весь этот спектакль, сравнительно продолжительный и упорный, имел единственной целью- добиться своего!
Тема большая. Продолжение следует…
Ведущий Девятинского семейного клуба трезвости
Дмитрий Девяткин