Сегодня Церковь празднует Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также и День трезвости. Довольно часто, говоря о кончине Иоанна, ставится в вину именно пир и пьянство, что, в общем-то, верно, однако мало кто говорит о том, что это следствие распутной жизни Ирода Антипы и его семьи.
Основная проблема алкоголя не в том, что он, как любое психоактивное вещество приводит к изменению психического состояния. И даже не в том, что при злоупотреблении повышается толерантность к нему. Проблема в том, что он всегда паразитирует на какой-либо страсти или проблеме человека, поэтому алкоголизм уничтожается исключительно через ликвидацию носителя, а основной инструмент для этого – метанойя — изменение образа жизни и изменение ума.
Возвращаясь к Ироду Антипе, то в нравственном плане его жизнь далека от идеала. Собственно, причина казни заключается в нарушении норм приличия, морали и Закона — он открыл наготу своего брата и женился на невестке. Впрочем, такая безнравственность характерна была не только для него, но и для его отца. Тот самый Ирод Великий, который хотел умертвить Спасителя и отдал приказ убить всех детей моложе двух лет, не был и прилежным семьянином. У него было множество жен и, соответственно, детей, которых он в своем безумии убивал. Октавиан Август по этому поводу сказал, что лучше быть свиньей, чем его сыном.
Евангелист Марк конечно указывает на то, что Ирод Антипа отдал приказ ради клятвы к возлежавшим, но по факту эти слова основываются не на этой клятве, а на солидном греховном бэкграунде. Вино, как причина даже не указывается. Понятно, что пир не обходится без вина, но даже в этом случае вино не при чем. Виновен человек, который использовал Дар Божий для реализации собственных страстей.
Евангелист Матфей, например, целенаправленно связывает убийство с обличением греха Ирода. Да и танец дочери, по всей видимости, не был пристойным. Феофилакт Болгарский по этому поводу пишет: «Смотри, как сильна страсть плотской любви! Вот Ирод, имевший столько уважения и страха к Иоанну, пренебрег этим, чтобы только удовлетворить свою страсть». Беда Достопочтенный придерживается того же мнения: «Любовь к женщине победила: она заставила Ирода наложить руки на того, кого он знал как человека праведного и справедливого. Не захотев остановить распутство, он взял на себя вину человекоубийства: то, что казалось меньшим грехом, стало причиной греха большего».
В общем-то причина греха убийства – страсть блуда, распутство и безумное увлечение человеком, когда человек забывает самого себя – читай созависимость. Тогда поистине уже не Ирод владел собой, а Иродиада управляла им.
Было ли вино или нет – не имеет смысла. В любом случае исход один.
А Ирод… Что Ирод? Несчастный слабовольный человек. Раб страстей. Раб женщины. Сын убийцы, который как не странно, пошел по стопам своего отца и остался в памяти как убийца Праведника.
Пусть для нас этот человек станет примером. Пример этот отрицательный, но всё-таки пример того что мы должны опасаться, того что мы должны избегать и того, с чем мы должны бороться, чтобы не стать такими же несчастными людьми.
Диакон Николай Устинов,
ведущий семейного клуба трезвости свмч Владимира Богоявленского