Уже второй год подряд я встречаю гражданское Новолетие в храме за Божественной Литургией. И такая встреча навеяла определенные размышления. Что такое Новый Год? Или лучше сказать в чем заключается суть праздника? Никто не задумывался? У каждого праздника есть свой смысл. Какой смысл у Нового Года? В открытии нового листа в календаре? Очередной заход вокруг Солнца? Есть такое мнение, что выходом на новый круг все проблемы разом исчезнут. Нет, не исчезнут. Более того, они будут иметь продолжение. Если учесть, что после Нового Года, как правило, повышаются цены на транспорт, ЖКХ, и проч., то причин для радости я не вижу, тем более что эта «радость» сопровождается многодневными запоями. Может быть есть смысл в больших выходных, но их необязательно связывать с новым циклом.
Эта традиция есть, и она не уйдет. Маркетинг тоже не позволит. Так вот, есть люди, которым не нравится этот бессмысленный хаос. Поэтому для таких людей Церковь Христова предложила наполнить смыслом этот праздник. Я не знаю, как обстоят дела с другими религиями, но думаю, что они своим чадам тоже предлагают провести это время осознанно.
Но, возвращаемся к Церкви. В церковной терминологии есть такое слово «святость». Что это такое? Слово это многозначительное. Во – первых, святость – это свойство Бога. Во-вторых, святость – в распространенном понимании – это высшая форма богоуподобления. Далее скажу уже о менее известных фактах. Слово «святой» переводится как отдельный, особенный, можно даже сказать избранный. То есть какой –то человек или предмет выделяющийся по каким-то признакам из общего окружения. Еще слово «святой» понимается как посвященный или принесенный кому-то. Вот если мы откроем 1 послание к Коринфянам, то увидим, как апостол Павел обличает Коринфскую общину, которая совершает различные непотребства, но тем не менее называет их святыми. Почему? Потому что, не смотря на их бездуховность (отбрасываем второй пункт) – они посвящены Богу (3 и 4 пункт). То есть когда вы хотите освятить машину или квартиру – это не значит, что в ней все будет хорошо по факту требы. Нет. Освятив квартиру вы ее посвятили Богу, а это значит, что в доме теперь Хозяин Христос, и в доме теперь руководствуются Его Законами, и только при соблюдении Их в доме все будет хорошо.
К чему я все это? К тому, что Церковь всегда освящала Новолетие молитвой – Литургией и молебном. Поэтому Церковь для тех людей, которые не видят смысла в Новогоднем Празднике, или не хотят его праздновать по законам мира, предлагает наполнить смыслом этот день и освятить его и грядущий год. Участвуя в Литургии человек принимает участие не просто в трапезе, но в Христовой Трапезе, соединяясь со Христом, и посвящая Ему следующие 365 (366) дней. То есть мы благодарим Бога за предыдущие года, и говорим, что все те дни, которые мы будем дышать на Земле, мы будем руководствоваться Его Законом, Его Любовью и служением Ему, стараясь не только на словах быть Его учениками, но и на деле. И вот в этом случае Новый Год перестает быть бессмысленным праздником, но возвышается в своем значении, ведь с этого момента он принадлежит Богу. А это в свою очередь налагает определенную ответственность — и в жизни, и в самом торжестве. Уже не может быть пьянства, сквернословия, мордобоя, пошлого смеха, но только тихая радость с членами Церкви во Христе Иисусе.
К слову, на Новогодней ночной Литургии, у нас на приходе было довольно большое количество прихожан, и 75 причастников. После Литургии по благословению Настоятеля у нас состоялась трапеза с членами нашего Семейного Клуба Трезвости, и к моей большой радости в этой Литургии и трапезе приняло участие довольно большая часть наших трезвенников с их семьями. Мы просидели, наверное, до начала 4 часов утра, и провели это время за постным чаепитием и насыщенными беседами. Слава Богу за такой подарок! Я очень рад, что нами было положено такое начало, и очень надеюсь, что это начало станет как приходской традицией, так и традицией СКТ.
(P.S. говоря о Новом Годе, я не настаиваю на том, чтобы человек отказывал себе в радости и счастье. Да, я говорил о высшем достоинстве счастья, но не выступаю против обычного тихого счастья в кругу семьи. Единственное, я прошу только не омрачать это счастье низменными проявлениями, пьянством и сопутствующими грехами. И не только в Новый Год).
Диакон Николай Устинов