«Территория трезвости»: В Тверской области открылся фестиваль «Татевские чтения – 2014»

17.05.2014

В Тверской области сегодня открылся международный фестиваль православных обществ трезвости «Татевские чтения – 2014 им С.А.Рачинского». Он проводится в селе Татево, где жил и работал выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский. Здесь он в 1882г. создал Татевское общество трезвости, положившее начало движению за трезвость в Русской Православной Церкви. По его образцу в дальнейшем создавались тысячи подобных обществ.

«Татевские чтения» впервые прошли осенью 2012 года, сейчас они проводятся во второй раз. Цель фестиваля – создание на время проведения в Татево «территории трезвости», где участники могли бы приобщиться к традициям трезвеннического движения в России.

Первый день: открытие и конференция

Сегодня в рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция, на которой обсуждались несколько связанных тем: методики борьбы с патологическими формами зависимости, работа семейных клубов трезвости и деятельность С.Рачинского.  «Татевские чтения» открылись молебном в Троицком храме села Татево. Затем с приветственными словами  выступили епископ Ржевский и Торопецкий владыка Андриан, глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов, председатель правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости протоиерей Алексий Бабурин, благочинный Оленинского района протоиерей Владимир Евстигнеев и директор Татевской школы им.С.А.Рачинского Валентина Марченкова.

Что такое зависимость?

Состоявшаяся сегодня конференция была разделена на три тематические секции. Первая из них посвящена вопросу о том, что такое зависимость, и духовному аспекту в реабилитации.

Так, доцент кафедры наркологии РМАПО Екатерина Соборникова рассказала о так называемом био-психо-социо-духовном подходе к пониманию зависимости. Он предполагает, что различные виды зависимостей имеют общие причины развития, которые кроются на четырех уровнях. На биологическом уровне это может быть, в частности, наследственность, повреждения центральной нервной системы или головного мозга, на психологическом – неумение справляться с жизненными ситуациями, плохая переносимость стрессов, неумение обращаться за помощью. На социальном уровне главный возможный изъян– дефицит семьи.

Существуют свои дефицитарности и на духовном уровне. Так, по словам Е.Соборниковой, они могут касаться ценностно-смысловой сферы – это может быть повреждение ценностей, недостаточная их сформированность: искаженное представление о человеческой жизни, смерти, любви, одиночестве, недостаточность саморазвития и др. Таким образом, по мнению Е.Соборниковой, в реабилитационной программе должна учитываться не только медицинская, но и духовная составляющая.

Теме понимания того, что такое зависимость, было посвящено и выступление иеромонаха Иринарха, клирика Архангельского подворья Казанского мужского монастыря Шуйской Епархии. По его словам, сейчас сложилось два подхода к пониманию зависимости: как греховной страсти или как химической болезни в классическом понимании этого слова (медико-биологический взгляд). Иеромонах Иринарх подробно остановился на подходе понимания болезни как греховной страсти, отметив, что в некоторых случаях при избавлении от одной страсти она может заменяться другой, высшей. В этом случае человек не приближается к спасению, а удаляется от него.

С докладом также выступила представитель научного центра психического здоровья НЦПЗ РАМН Ольга Борисова. Она отметила, что в случае, если у человека возникает психическое заболевание, нельзя ограничиваться признанием только духовной составляющей этого заболевания – это может повредить самим больным. Бывают случаи, что при такой оценке больные вовремя не получают медицинского психиатрического лечения.

Протоиерей Алексий Бабурин, подводя итоги обсуждения этого вопроса, подчеркнул, что, действительно, существует проблема, как квалифицировать состояние человека, пристрастившегося к психоактивным веществам. По его мнению, духовный и медицинский подходы не противоречат друг другу – есть только разные языки описания одной и той же проблемы. И био-психо-социо-духовный (экологический) подход – наиболее удачный путь к согласованию различных взглядов.

Специалисты Душепопечительского православного центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского Елена Синекаева  и Надежда Никольская рассказали о своем опыте работы с созависимыми и реабилитации опийных наркозависимых с длительным стажем употребления.

Выступление протоиерея Алексия Панченко, настоятеля храма мч.Татьяны из города Стерлитамака, было посвящено работе семейного клуба трезвости. Кроме того, о работе в своих регионах рассказали ведущий группы «Начало» из Владимира Александр Гребнев и представители Екатеринбургского приходского общества «Трезвение» храма святителя Николая.

Семейные клубы трезвости

Главной темой второй секции стала работа православных семейных клубов трезвости (СКТ) в России. С докладами на эту тему выступили представители межрегионального общественного движения в поддержку таких клубов – Андрей Магай, Дмитрий Девяткин, Елена Савина, Любовь Новикова и Ирина Микурова. Сейчас в различных регионах действует 19 клубов. Межрегиональное движение в поддержку семейных клубов трезвости работает на безвозмездной основе, помощь еженедельно оказывается примерно 160 семьям. Историю, основные методологические принципы и текущее состояние клубов, состоящих в Движении, осветил А.Магай.

Д.Девяткин рассказал об основных «мифах», препятствующих людям на пути к избавлению от алкоголизма. Например, человек боится, что может стать изгоем в обществе, где все вокруг пьют; однако в действительности, по словам Д.Девяткина, скорее он постепенно станет примером для окружающих. Для успеха важна регулярность посещений в сочетании с желанием изменить свой образ жизни.

Л.Новикова рассказала о проблемах созависимости в работе СКТ; И.Микурова – об информационных ресурсах движения СКТ; Е.Савина поделилась своими наработками о роли совести в духовно-нравственной системе воспитания.

С.Рачинский и его общество трезвости

Третья секция конференции озаглавлена «С.А.Рачинский – ученый, педагог и создатель православного общества трезвости». С докладами на эту тему выступили исследователи деятельности С.А.Рачинского. Так, в докладе Юлии Марковской отмечалось, что созданное им Татевское общество трезвости начало работу в 1882г. В начале оно насчитывало около 300-400 человек, к началу XX века – около 1000 членов. Общество не имело устава или официальной санкции; среди методов работы – личный пример, организация паломничеств.

Доклад Анны Горячевой касался круга общения С.А.Рачинского – людей, которые состояли с ним в переписке в татевский период его жизни. Среди них были обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, писатель и публицист В.В.Розанов, игуменья Екатерина (Ефимовская) и святитель Николай Японский.

На конференции также сравнивалось отношение к алкоголю в России и в Японии – своими наблюдениями на этот счет поделилась Наталья Ерофеева. Помимо обсуждения деятельности С.Рачинского, на конференции был также представлен доклад Натальи Соколовой о работе выдающегося педагога А.С. Макаренко.

Закрывала конференцию директор школы им. С.А.Рачинского В.Марченкова. Она напомнила, что в школе сейчас остаются лишь 17 учеников, и, несмотря на это, школа сохраняется: ее закрытие может привести к исчезновению всего села. В ближайшие пять лет наполняемость школы, как ожидается, сохранится на уровне 17-20 человек. По мнению, В.Марченковой, проведение фестиваля «Татевские чтения» не только привлекает внимание к вопросам трезвого образа жизни, но и к проблемам села Татьево и сельского образования в целом.

, Семейные клубы трезвости

Комментарии закрыты.