Как перенацелить страсть?

05.09.2013

Георгий: Часто сами пьющие в церковь не ходят, и совершенно не собираются исправляться. Они даже говорят: «Пили и пить буду. Все пьют, и я пью, почему я должен прекращать пить?». Бывает даже такое, что у кого-то духовник разрешил выпивать. И вот так получается, что у близких пьющих людей возникает к ним такая страстная привязанность, которая граничит уже с клинической симптоматикой. Такая страстная привязанность не дает возможности произойти никакому изменению с пьющим. А когда такому ближнему начинаешь говорить о том, что вы не должны участвовать в его грехе, а значит, может быть, и изгнать такого человека из общения, начинают высказываться аргументы, которые очень часто ссылаются на Евангелие. Мол, в Евангелии же говорится, что необходимо заботиться о претыкающемся ближнем. И все делается для того, чтобы пьющий и дальше пребывал в грехе. И такие диалоги у нас на встречах идут постоянно. 

Дмитрий: Практика общины показывает, что многие люди являются идеологическими алкоголиками. Человек, действующий по идеологическим соображениям, нелегко принимает новые установления. Так бывает с игроком в футболе, который длительно оттачивает свою индивидуальную технику, и не хочет ни с кем делиться мячом. Но потом, во время командной игры ситуация вокруг изменяется, сначала он конкурировал с другими игроками, а потом вдруг начал делиться мячом с другими.

У нас часто бывает так, когда мужья говорят, что не будут меняться из принципа. Но когда жена начинает занимать позицию трезвого образа жизни, которая включает в себя комплекс разумных изменений в своем поведении, то изменения происходят и с мужем. Для этого необходимо изменить свой собственный образ поведения, нужно выйти из порочного круга «вытирания соплей». Тогда человек начинает приобретать трезвый взгляд на вещи. У пьющего человека от этого начинает открываться зрение. Пьющий, к сожалению, не имеет возможности сам опомниться, для него необходимы острые средства, как, например, холодный душ, и очень разумный взгляд ближнего. Конечно, страсть тяжело преодолеть. Когда же человек близкий – жена или мать, начинают усиленно молиться и не участвовать в грехе, то в семье начинают происходить изменения. Я знаю случай, когда непьющая женщина дала обет трезвости ради своего сына. С этого времени я не видел пьяным ее мужа уже сколько лет, а раньше он доходил во время выпивки и до богохульства. Тоже самое изменение произошло и с ее сыном. Ведь она сама не испытывала зависимости, и вот через два-три года начали происходить изменения. И дело, видимо, в молитве и здравом взгляде на вещи.

Отец Алексий: А может быть и так – ближние сами ведут себя вроде бы правильно, ходят в церковь, но у них нет молитвы. И люди пьют. А когда начинают по-настоящему молиться, то все меняется. Поэтому надо начинать, прежде всего, с молитвы. Когда люди не молятся, то они и не способны ничего изменить, как бы не хотят поменять ситуацию. И это можно объяснить спокойно.

Дмитрий: Батюшка, но помимо молитвы есть еще действие. Когда ближний человек начинает собой жертвовать, например, человек независимый вдруг отказывается от алкоголя, один этот шаг можно счесть подобным молитве? Ведь он любил вкуса вина, а приходится от этого отказываться.

Отец Алексий: Такой поступок является проявлением акта любви, мы об этом говорили.

Георгий: Конечно, нам известна сила молитвы, но сейчас на встречах собираются женщины, которые молятся годами. И у них ничего не получается. Они сами не пьют годами, а также ездят по монастырям…

Отец Алексий: Значит, ищите причину этой ситуации, смотрите на нее как врач. Если молятся, то  кому? Как?

Георгий: К слову сказать, батюшка, на молебнах перед иконой «Неупиваемая Чаша» в храме Всех Святых на Соколе подаются 1000 записок, остаются помолиться – 60-80 человек, на встречу в семейном клубе приходят до 10 человек, а остается всего лишь один.

Отец Алексий: Да, надо выяснять, что делается не так. Ведь существует не так много поводов, чтобы расстраиваться раньше времени.

Андрей: Я хотел бы рассказать об одной из таких причин. Есть люди, которые думают, что помогают зависимым, а сами генерируют обстановку, которая приводит к срывам. Одно из распространенных явлений в семье: жена поговорит с пьющим мужем о его трезвости, а потом переживает, что муж не поступает, как она сказала.

Отец Алексий: Когда мы рассматриваем наши личные отношения с Богом – мы слушаемся Его? Нет, мы постоянно нарушаем заповеди –  удивительно, как нас терпит Господь. А когда же рассматриваем взаимоотношения между нами, то требуем, чтобы ближний человек нас слушался. Как говорится, сами не научились слушаться, а от другого требуют. Какому же Богу они молятся? Знаменитый русский философ А.Ф. Лосев, когда рассматривал злодеяния обновленческого священства в революционное время, спрашивал: «На каком языке они разговаривают с Богом?» Надо прояснить эту ситуацию. С кем же они разговаривают? Надо помнить, что подавляющее большинство людей не знают Символа Веры, заповедей, а считают себя православными. Из православных только 40% верит в загробную жизнь. А ведь человек может и ездить по монастырям, и вообще не пить алкоголь.

Собственно говоря, с Божьей помощью открываются глаза на наши язвы и даются врачевства. Нужно только правильно ими пользоваться и не унывать, и не пребывать в лености и сладострастии. Важно сознавать греховность даже тогда, когда дал обет трезвости, и не думать, что это твоя заслуга. Места гордости и тщеславия быть не должно. Иначе есть опасность возобновления пристрастия и в еще более тяжелом варианте. Мы это знаем не понаслышке. Очень важно уметь перенацеливать страсть – обладает тобой пристрастие и страсть, проси у Господа помощи силы, чтобы перенацелить эту энергию на страсти святые и, совершенствуясь в молитве, искать того, чтобы Господь сподобил нас благодати своей. Её надо возгревать в себе. А возгревать её можно посредством участия в церковных таинствах, неформального, чтения слова Божьего и пребывания в молитве, что очень важно. Это уникальный способ Богообщения.

Беседы в общине трезвости

Комментарии закрыты.