Кающегося принимать с кротость, упорствующего во зле - изгонять

28.08.2013

Отец Алексий: Алкоголизм – это целый комплекс проблем, связанных с греховной страстью винопития. И мы часто об этом говорим. Если рассуждать об исцелении от этой страсти, то бывают такие последствия греха, что они заставляют человека остановиться, и иногда он способен изменить образ жизни. В такой жизненной логике заложена потенция к изменению образа жизни, иначе каждый страстный человек был бы предуготовлен к вхождению прямиком в ад. Господь оставляет возможность измениться и перенацелиться, чтобы стяжать добродетель и в Бога богатеть. Если нет веры в милосердие Божие, тогда все методики лечения алкоголизма, наркомании, блудной страсти оказываются некими жалкими потугами к тому, чтобы привести человека в состояние равновесия. А его не приведешь, потому что нет главной цели, ради чего необходимо изменяться.

Человек находится в той же системе координат, он не способен выйти из себя, из своего эгоизма. Он хочет лишь найти баланс, как возможно оставаться страстным и при этом спастись. А такой баланс не найдешь. Греховную страсть невозможно удовлетворить, а святая страсть не может возникнуть, если отвергнут краеугольный камень, который является Христос. Без устойчивого фундамента здание не сможет устоять, и новый дом снова упадет и раздавит под своими развалинами своих жителей. Так произошло, когда краеугольный камень Спасения – Христос, был отвергнут, не понят, непризнан, а результатом стало проявление зла во всей полноте.

Михаил: Хотел бы привести пример, как отражается жизнь человека на его облике. У нас в деревне была соседка, тетя N. Бабушка, когда собиралась в город по важному делу, всегда ждала, одевшись, когда тётя N пойдет за водой, и здоровалась, идя навстречу ей. Тетя N была душевный человек и ее все любили. Лицо же у нее было как у младенца. И смерть ее была прекрасной – она тихо преставилась ко Господу. Муж же ее пил, кричал, а потом сошел с ума. Кончина его была совершенно противоположной. И вот в одной семье можно наблюдать такие различные жизненные примеры. Удивительно, насколько порок когда накапливается начинает отражаться на лице – оно темнеет, а взгляд тухнет…

Георгий: Послушал рассказ и вдруг вопрос возник. Можно ли человеку, благочестивому по своему внутреннему устроению, прожить всю жизнь с кошмарным алкоголиком так, чтобы у него не возникло серьезных внутренних проблем?

Отец Алексий: Можно жить с человеком, который беснуется, и при этом не потерять мирного состояния духа. Но это определенная высота смиренномудрия и подвига духовного. Такой подвиг достоин всякого не просто уважения, а подражания настоящего. И я знал такие семьи. Бывало даже такое, и такая семья мне известна, когда он страдал алкоголизмом, но то было связано с субъективными обстоятельствами – человек был отправлен на Колыму, потому что был не согласен с тем, что Россию можно накормить лишь одними кроликами (а в определенный политический период были такие теории). В местах заключения этот человек, естественно, приобщился к этому злу. Он стал по-настоящему больным. Затем, когда к нему приходил священник с вопросом об исповеди он лишь говорил: «Ишь ты, мысли мои хочешь узнать!», – в такой степени он не мог никому доверить свое задушевное. Умер он, когда уже начались приступы эпилепсии. Но перед смертью этот человек исповедался и причастился, и Бога он не хулил. Конечно же, жизнь с этим человеком была крайне трудной, особенно когда он напивался. Но по своему внутреннему складу человек был хороший, добрый. А ведь в жизни всякое бывает. Вот мы здесь и собираемся, чтобы понять, как нам жить.

Георгий: Для меня это рассказ связан с нашими проблемами. В наши семейные клубы приходят в основном люди с типичными проблемами, у которых родственники или близкие являются пьющими людьми. И если человек начинает жить с Богом, то от него все пагубные привычки отскакивают, не прикасаясь к душе. А ведь пьющие люди зачастую живут без Бога. И как быть с теми, кто номинально являются людьми верующими, и даже ходят в церковь?

Отец Алексий: Значит, все-таки не по христиански человек живет. Ведь апостол Павел говорит, что мы не должны терпеть пьяниц, даже сообщаться с ними нельзя. Он именно так говорит, вы же это хорошо помните. С другой стороны хочу напомнить, что Христос сообщался с грешниками, среди которых были и пьяницы. И перед нами стоит серьезная задача, почему мы и должны хорошо задуматься и разобраться в вопросе, прежде чем активно начать участвовать в решении этой проблемы.

Елена: Но люди к нам в клубы приходят с решимостью измениться…

Отец Алексий: Совершенно правильно! В этом вся разгадка и разрешение этого противоречия – люди приходят с желанием изменить образ жизни. А если человек продолжает упорствовать в этом зле и не хочет отказываться от винопития или наркомании, или игры, то он должен быть изгнан, с ним необходимо прекратить общение. И это правило применимо во всех терапевтических сообществах, в том числе и в Европе. Но такой человек потом может вернуться. Ведь даже из церкви изгонялись люди, их предавали анафеме, как тех, кто насаждает грех. И это очень серьезная мера помощи, иначе личность не будет исцелена. А когда же человек окажется на стране далече, прочувствует тяготы жизни без любви ближних, тогда он может быть принят в отчем доме. Кающегося человека необходимо принимать с любовью. И увещевают такого с кротостью. Иначе и быть не может.

, Беседы в общине трезвости

Комментарии закрыты.