«Да знаменуется на нас свет лица Твоего»

23.08.2013

Отец Алексий: Говоря о греховных и непорочных страстях, важно для себя уразуметь, что соответствует учению нашей Православной церкви. Святые отцы, говоря о бесстрастии, говорят о цели христианской жизни, о необходимости стяжании Духа Святого Божия. «Да знаменуется на нас свет лица Твоего», – читают священники на утрени. Это основная установка, это наша цель. Было бы неправильно говорить о том, что мы не должны об этом мыслить. Если мы существуем сами по себе, без Бога – это беда, даже если человек и пребывает в трезвости физической. Мы должны славить Великолепое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Такая внутренняя работа требует от нас определенной концентрации внимания и напряжения сил, но это очень важно и становится особенно возможным, когда мы ощущаем свое бессилие, греховность.

Одно дело, когда я пьянствую и осознаю свою греховность. У святого человека ведь смертных грехов нет, но он только подумал о грехе, как сам себя винит и казнит, что он самый первый грешник. «От них же первый есмь аз», – говорится в молитве, и это не рисовка какая-то, не игра. В покаянном состоянии человек только и способен видеть божественный Свет. Этим он вознагражден за то, что смирил свое сердце. Только лишь уничиженное сердце Господь вознаграждает. Необходимо в Бога богатеть – такую цель ставит перед собой христианин. А если этой цели мы не ставим, тогда вся жизнь становится бесцельной. Подобную жизнь можно сравнить с пребыванием в автоматизме каком-то, она способствует превращению личности в робота. А этого никак нельзя допускать.

Александр: Батюшка, а почему Господь всех людей не приводит к священству, как Вы, например, или даже в монастырь?

Отец Алексий: Старец Силуан ощутил Бога, живя в миру. Преподобный Антоний Великий восхищался семьей, которая больше его угодила Богу, потому что эти люди так умели жить по заповедям в миру, как не каждый монах за забором монастырским. Вот доказательство того, что в нашей жизни и в миру можно спасаться и стяжать Дух Святый. Только не нужно бояться узреть свет Христов. Мы можем говорить о богообщении, когда христианин входит в Свет Христа.

Михаил: А вот я подумал, когда размышлял о красоте физической, что даже в человеческой жизни Свет Христов отражается на человеке. Красота лица, например, -  мы можем видеть совершенно разные лица в пожилом возрасте. Так, одно лицо у старушки, которая всю жизнь ходит в храм, и жизнь у нее безупречная с нравственной точки зрения. А вот другое лицо – у какого-нибудь злобного пенсионера. Это интересное наблюдение на мой взгляд.

Отец Алексий: Это и есть отпечаток истинной любви. И мы можем видеть разные проявления у тех, кто бывает наполнен любовью Христовой. Это ощущение какого-то радостного пребывания: «Сотворим три кущи, – говорит апостол Петр во время Богоявления. – Хорошо бы нам здесь остаться». В этот момент все телесное, все земное отошло, как бы исчезло. И это радость неизреченная, настоящая.

Люди, употребляющие наркотики или другие психоактивные вещества, пытаются приблизиться к ощущению хоть доли такого наслаждения. Но такой человек сам себя обманывает. Животный человек вообще стремиться к удовлетворению похоти, рассчитывая, что он получит истинное наслаждение. Затем он пытается все время воспроизводить этот акт, но никакое земное наслаждение не может уподобиться бесконечной радости, к которому Господь призывает каждого из людей.

Люди, по-настоящему пережившие радость любви, могут и рассказать об этом. И евангельская история о событиях Богоявления является настоящим свидетельством о переживаниях апостолов. Если мы благоразумные люди, то можем прислушаться, если же для нас нет авторитетов, то остаёмся пребывать в греховном состоянии и получаем те проблемы, которые следуют за удовлетворением греховных потребностей.

Беседы в общине трезвости

Комментарии закрыты.